Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В условиях перехода к открытому и инновационному обществу одним из главных приоритетов государственной политики в области образования является достижение качественного образования, в том числе дошкольного.
Актуальность качества дошкольного образования возрастает день ото дня. Перед работниками ДОО стоит постоянная задача - построить свою работу таким образом, чтобы она не только отвечала потребностям общества, но и обеспечивала сохранение самоуважения и уникальности дошкольного периода детства. Прежде всего, это достигается за счет высокого качества образования в детском саду и образовательного процесса. С точки зрения современных методов качество образования характеризуется рядом критериев: условиями образовательного процесса и результатами этого процесса.
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию, сформулировали основы для контроля и оценки политики в области образовательной деятельности в рамках всеобъемлющей реформы своих национальных систем образования. Эти страны начали определять нормы (стандарты) при разработке планов образования, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля качества как ее неотъемлемой части.
Эти нормы являются необходимой основой для определения образовательных целей и создания уникального учебного пространства в стране, благодаря которому будет гарантирован уникальный уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в различных типах учебных заведений.
Из-за специфического возраста детей в ДОО работа дошкольных образовательных учреждений сильно отличается от работы других образовательных учреждений. Исходя из этого, можно сказать, что общетеоретические положения управления качеством образования не могут быть механически перенесены на дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием и соответствовать особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.
В результате теоретического анализа установлено, что управление качеством дошкольного образования в последние два десятилетия было довольно неразработанным. Авторы (М. М. Поташник и Т. П. Третьяков), акцентируя внимание на результатах педагогической работы, обратили внимание на то, насколько образовательные услуги дошкольных учреждений соответствуют требованиям потребителей образовательных услуг: родителей дошкольников, учителей, будет зависеть общее состояние дошкольного учреждения.
Объект исследования – итоговый контроль как функция управленческой деятельности руководителя ДОО
Предмет исследования – оценочные инструменты итогового контроля в работе руководителя ДОО
Цель работы – провести анализ оценочных инструментов итогового контроля в работе руководителя ДОО, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть виды и требования итогового контроля;
2. Изучить оценочные инструменты итогового контроля;
3. Раскрыть понятие и критерии эффективности оценочных инструментов итогового контроля в работе руководителя ДОО;
4. Дать характеристику МБДОУ «Детский сад №12 «Родничок»;
5. Провести анализ деятельности руководителя ДОО;
6. Привести рекомендации улучшения оценочных инструментов детском саду.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №12 «Родничок» Кадуйский район п. Хохлово Школьная площадь 12
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Н.И. Булынский, В. А. Калой, В. П. Панасюк, М. М. Поташник и т.д. Результатом их работ является разработка теоретических, организационных и методологических основ этого управления и его технологии.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты функций руководителя ДОО, с также раскрыт итоговый контроль как функция. Во второй главе проведено исследование системы контроля в ДОО. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Функции руководителя ДОО. Итоговый контроль как функция
1.1 Виды и требования оценочных инструментов в обучении
Оценка – процесс, с помощью инструментов которого можно оценить только результаты деятельности, но и личностные качества. Это очень важно для того, чтобы люди осознавали и правильно оценивали свой уровень знаний и навыков, а также могли понять, как улучшить свой статус.
Оценка должна основываться на категории знаний и навыков и описании уровня достижений. Чтобы повысить энтузиазм людей, оценки должны принимать различные формы, регулярно выставляться и предоставлять возможность продемонстрировать весь спектр знаний и навыков. Конечно, метод оценки должен быть справедливым по отношению ко всем. Одной из наиболее важных задач оценки является то, что оценка должна способствовать развитию и улучшению успеваемости учащихся различных образовательных учреждений. С помощью оценки педагоги могут развивать у учащихся способность к самообразованию и самооценке процесса обучения и результатов для постановки конкретных задач. При оценке достижений учащихся важно предоставить доказательства и наглядность достижений [5, с. 162-187].
Критерии оценки результатов работы педагогов:
1. Знание и понимание учащимися предметного материала;
2. Уровень общения - это то, как учащийся может передать свои знания с помощью различных форм текста;
3. Способность учащихся использовать свои знания для установления различных связей.
Эти категории взаимосвязаны и составляют основу общего процесса познания образовательных результатов. В качестве инструмента оценки образования можно использовать:
1. Экспертную оценку - это форма процесса оценки, предназначенная для определения качества рассматриваемого объекта (процесса), включающая в себя разработку рекомендаций по улучшению образовательной деятельности;
2. Портфолио - набор документов, представляющих собой набор проверенных личных академических и внеклассных достижений учащихся, выполняющих личные кумулятивные оценочные роли.
3. Формирующая оценка - это процесс оценки, который способствует развитию учащихся. Педагоги используют ее для получения и анализа информации о результатах обучения учащихся для дальнейшей корректировки своей преподавательской деятельности.
4. Самооценка - это форма процесса самооценки личности человека, его способностей, качеств и статуса среди других людей.
Одним из наиболее распространенных и объективных инструментов являются различные типы шкал оценки: количественные (абсолютные и относительные), качественные (порядковые). Тип оценочной шкалы определил педагог В.В. Гузеев. На развитие теории шкал оценки также повлияли работы известных преподавателей в области образовательных технологий (В. П. Беспалько, В. А. Болотов, М. В. Кларин) [12, с. 142-164].
В качестве общей тенденции подчеркивается стремление к большей объективности и логике, проверке форм оценки, методов тестирования и появлению общих методов контроля и оценки. Однако было замечено, что традиционная шкала, практикуемая в образовательных учреждениях, не подходит для диагностики конечного результата, выраженного в терминах способностей. Они слишком распространены, недостаточно гибки и не учитывают особенностей различных предметных областей. Как видно из приведенной выше ситуации, вопрос совершенствования измерителей обучения и особенно таблиц оценки по-прежнему актуален и нуждается в дальнейших исследованиях.
Можно сказать, что оценка знаний учебными заведениями проводится столько же лет, сколько и их существование. Она уходит корнями в глубину нескольких столетий и развивалась под влиянием факторов общего и социокультурного характера. Исторически система оценки основывалась на вербальных и эмоциональных формах.
Исторический анализ научно-педагогической литературы показывает, что улучшение педагогического измерения отражается в использовании оценочных шкал в 3, 6, 12 и 100 баллов. Предпринимались также попытки отменить балльную систему (например, в послереволюционный период), что имело самые негативные последствия для дошкольного и школьного образования. Однако, как правильно заметил В.В. Гузеев: «С точки зрения науки управления, ни один кибернетический процесс не может регулироваться без обратной связи и оценки. Каждый, кто просит «бесполезного обучения», хитер». [13, с. 98-120].
Дифференцированная система оценки является основой количественных методов оценки качества, включая цифровую оценку. Существует мнение, что это система маркировки, которая формирует прагматическую основу педагогики.
Количественные шкалы имеют свои преимущества и недостатки. Они просты и предсказуемы. Считается, что длительное использование пятибалльной системы недостаточно информативно, поскольку фактически она сводится к трем баллам оценки: «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». 10-балльная шкала еще более совершенна, поскольку расширяет диапазон оценок. Однако его стандартная основа более расплывчата. Это создает условия для проявления субъективных предубеждений, основанных на личности педагога и ученика.
Для централизованного тестирования применяется 100-балльная система начисления баллов. Ее положительными сторонами являются высокая степень формализации процедур, возможность одновременного тестирования на большой площади образовательного пространства (даже с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. – Краснояр. Гос. Ун-т – Красноярск, 2019. – 231 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. – М. : Наука, 1984. – 69 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. – Ленинград : ин-т Мозга, 1935. – 146 с.
4. Багаутдинова, С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. – 2020. – No3. − С. 82-85.
5. Близнюк, Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся / Л.Б. Близнюк. – М. : Знание, 2019. – 234 с.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский, -М. : Академия, 2019. – 176 с.
7. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении: методическое пособие / В.П.Дуброва. –М. : Новая школа, 1995. -128 с.
8. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 250 с.
9. Иваненкова, Е. В. Педагогическое оценивание в вариативном развивающем обучении / Е. В. Иваненкова. – Ростов-на-Дону, 2019. – 54 с.
10. Казакова, Л. В. Оценочная деятельность учителя. Рейтинговая оценка знаний учащихся / Л. В. Казакова. – М: Академия, 2019. – 56 с.
11. Левшина, Н. И. Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе : учебное пособие / Н.И. Левшина. - М. : ФЛИНТА, 2019. –113 с.
12. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб пособие для студентов вузов / В. С. Мухина. – М : Академия, 1999. – 456 с.
13. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Наука, 1995. – 496с.
14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : утв. при-казом Минтруда России от 18.10.2013 No544н (с изм. от 25.12.2014), зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 No30550.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Гос. учеб.-педагог. изд., 1940. - 595 с.
16. Селезнев, В. Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе / В. Н. Селезнев. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 143 с.
17. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Наука, 1974. – с.45
18. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного образования. Приказ от 17.10.2013 No 1155
19. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
20. Фридман Л.М. Практический справочник учителя / Л. М. Фридман. - М. : Просвещение, 1991. –172 с.