Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основы экологического образования детей дошкольного возраста
1.2. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
ГЛАВА 2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ КНИГА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Роль книги в экологическом воспитании дошкольников
2.2. Значение природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание через изучение книг природоведения является одним из направлений воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство общего развития дошкольника, формирования системы знаний о природе и развития осознанного отношения к ней.
С дошкольного детства закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н. Н. Кондратьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как живых существах, о связях и зависимостях в мире природы, между человеком и природой.
Формирование знаний в области экологического образования не является самоцелью. Они являются необходимым условием воспитания сознательного доброжелательного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения, к объектам мира, созданного человеком.
Сознательный характер взаимоотношений проявляется в том, что ребенок, зная свои потребности, лучше понимает потребности других живых существ и может практически сохранить, поддержать их или создать для них необходимые условия; умеет сопереживать и сопереживать тем, кто чувствует в этом потребность.
Он способен реагировать на прекрасное и безобразное окружающего мира, адекватно оценивать свое отношение и отношение окружающих его людей к социальной среде.
Объект исследования – экологическое воспитание дошкольников
Предмет исследования- роль природоведческой книги в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Цель исследования – раскрыть роль природоведческой книги в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Задачи исследования:
- изучить основы экологического образования детей дошкольного возраста
- рассмотреть формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
- раскрыть роль книги в экологическом воспитании дошкольников
- определить значение природоведческой литературы в экологическом воспитании дошкольников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основы экологического образования детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе и окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему и формируются основы нравственно-экологической позиции личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в сознании своей неразлучности с ним.
Благодаря этому у детей появляется возможность развивать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, развивать сопереживание к ней и проявлять активность в решении тех или иных экологических проблем. В то же время накопление знаний у дошкольников не является самоцелью. Они являются необходимым условием развития эмоционального, нравственного и эффективного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами стоит задача заложить основы культуры рационального природопользования среди детей дошкольного возраста.[5]
Воспитание экологически чистого отношения у детей раннего возраста начинается в семье и продолжает развиваться от дошкольного возраста до детского сада.
В рамках экологического образования перед дошкольным учреждением стоят две важные задачи:
1) прививать детям любовь к родной природе, умение глубоко воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
2) передать дошкольникам основные знания о природе и на этой основе сформировать у них ряд конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание происходит в детском саду на протяжении всего образовательного процесса – в быту и на уроках. В реализации задач эколого-воспитания большое значение имеет природная среда в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, благоустроенное и окультуренное пространство, обеспечивающее возможность постоянного непосредственного общения с природой; организовывать систематические наблюдения за явлениями природы и предметами, знакомить детей с регулярной работой.[6]
Экологическое воспитание дошкольников, с нашей точки зрения, предполагает:
воспитывать гуманное отношение к природе (нравственное воспитание)
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
развитие эстетических чувств (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, стремление сохранить ее)
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, охране и защите природы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 2022.
2.Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2021, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
3.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2020. - N 5. - с. 80-82.
4.Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 36-42.
5.Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2019. - N 7. - с. 38-46.
6.Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2022. - N 7. - с. 12-20.
7.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011. - с. 111-113. .Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2023. - с. 56.
8.Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск, 2016. - 145 с.
9.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2019. - № 6.
10.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 2021. - 156 с.
11.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2020.- N 7. - с. 45-49.