Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обществу всегда требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Одной из наиболее содержательной форм всестороннего развития активности личности, которая бы обеспечивала успешное выполнение разнообразных видов деятельности, является творчество. Приоритетным направлением современной системы образования является развитие творческой личности. Эти процессы реализуются с раннего детского возраста, в частности, с дошкольного образования в ДОУ. Современная образовательная среда реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), начиная от дошкольного образования и заканчивая вузом. Деятельность в ДОУ регламентируется ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО). Творчество необходимо субъекту в любом возрасте, поскольку позволяет ему выразить себя в той, или иной деятельности.
От того насколько сегодня дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, в будущем зависит уровень технической и духовной стороны общества. Для этого необходимо целенаправленно развивать творческую среду для организации самостоятельной художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Цель работы: изучить и обосновать педагогические условия организации самостоятельной художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: воспитательно - развивающий процесс в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия организации самостоятельной художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить роль художественной деятельности в развитии дошкольников в ДОУ.
2. Описать психолого – педагогическую характеристику развития детейдошкольного возраста.
3. Описать педагогические условия организации самостоятельной художественной деятельности дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Предложить методические рекомендации по организации самостоятельной художественной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной художественной деятельности в дошкольной образовательной организации
1.1. Роль художественной деятельности в развитии дошкольников в ДОУ
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост развития информационного общества обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем. Творческое мышление помогает человеку справиться с различными жизненными обстоятельствами. Под художественной деятельностью в ДОУ понимают виды изобразительной деятельности детей как образное отражение действительности путём рисования, аппликации, лепки и др. Художественная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. В процессе художественной деятельности создается и воспринимается произведение искусства.
Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности, преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую. Она является фактором социокультурного развития ребенка дошкольного возраста. Художественная деятельность может быть организована воспитателем и может быть самостоятельной. Воспитание ребенка в деятельности - это одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность будет называться тогда, когда она бывает непосредственно связана с видами искусств. Это могут быть театрализованные игры, словесно - художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. В художественной деятельности присутствует репродуктивный фактор и творческий.
Здесь важно понимать, что и тот, и другой фактор необходим для реализации художественной деятельности, поскольку, не научившись работать репродуктивно, ребёнок не сможет перейти к творческому уровню. Для формирования личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. К ним относят рисование, лепку, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и др. Такие занятия всегда дарят детям радость познания и творчества. Художественная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный и творческий характер. Педагог должен создать для этого все условия. Важно обеспечить дошкольнику эмоциональное, образное восприятие действительности и учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Под продуктивным творчеством понимают созидательную работу, нацеленную на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт. Этот продукт должен соответствовать первоначальному замыслу. Исследования показывают, что занятие продуктивным творчеством благоприятно сказывается на развитии ребенка и помогает его успешной социализации [6]. Под творческими способностями человека понимают способность принимать творческие решения и реализовывать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности помогают находить выход из сложной ситуации, используя при этом обычные предметы и обстоятельства необычным образом.
ФГОС ДО акцентирует внимание на развивающем и личностно ориентированном обучении. В рамках системно - деятельностного подхода образовательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом принципа включения личности каждого ребенка в продуктивно значимую деятельность. Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. При этом, одним из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность [11]. Это может быть конструирование из строительного материала и различных конструкторов. Дети часто работают с бросовым материалом, занимаются лепкой, рисованием, вышивкой, мозаикой и др. Л.Ю. Алексеева пишет, что такие занятия отличаются от игр тем, что связаны с созданием какого-либо итогового продукта - рисунка, постройки, поделки и др. Подобного рода действия ребёнка развивают не только образные формы мышления. Они развивают такие личностные качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, способность достигать результата и др. Любое продуктивное творчество ребёнка направлено на создание того или иного результата. В связи с этим, можно говорить о продуктивной деятельности ребёнка.
Чаще всего говорят о деятельности репродуктивной, продуктивной и творческой. Под репродуктивной деятельностью понимают выполнение действия по образцу. Если ребёнок занят, к примеру, рисованием, или лепкой, у него в любом случае получится свой собственный продукт, который можно обозначить как результат продуктивной деятельности. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и соответствующими представлениями. Любой из видов деятельности в данном случае может быть творческим, поскольку дети домысливают сюжет самостоятельно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально- философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 03.06.2023).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 03.06.2023).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 03.06.2023).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М. : Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М. : Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М. : ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова.-М., 2009.-175с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст] : Книга для учителя / Б.М. Неменский – М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 03.06.2023).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 03.06.2023).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] : Руководство практического психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
25. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.