Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Обучение и воспитание детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Социально-экономические преобразования в России за последние десятилетия привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и, в первую очередь, системы образования. Инновационные тенденции заметны также, в системе дополнительного образования детей. Перед дополнительным образованием стоит задача создать новую систему, содействующую личностному и профессиональному самоопределению школьников, их успешной адаптации к жизни в динамичном обществе, развитию их творческих способностей, и приобщению к культуре.
Изучением проблем дополнительного образования детей занимались исследователи В.В. Белова, В.А. Березина, Р.У. Богданова, А.К. Бруднов и др. Осмысление ценности дополнительного образования детей с точки зрения психологии проведено В.И. Слободчиковым, В.И. Пановым и др. Для дальнейшего развития и становления системы дополнительного образования необходимы новые подходы, которые должны быть направлены на личностное развитие ребёнка и его воспитание специфическими средствами и методами, присущими прикладному, художественному, эстетическому и другим видам творчества.
Социокультурная роль дополнительного образования заключается в формировании мотивации и активности детей. Личностное саморазвитие каждого субъекта становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих образовательных институтов. Нельзя автоматически перенести формы, методы, технологии учебной, административной, методической деятельности из школ в учреждения дополнительного образования детей. Это можно осуществить лишь в том случае, если изменить процесс функционирования учреждений дополнительного образования как образовательных организаций.
Цель работы: провести теоретически и обосновать анализ уровня развития системы дополнительного образования в России.
Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: средства и методы развития системы дополнительного образования в России.
Задачи:
1. Изучить функционирование системы дополнительного образования в России в современных условиях.
2. Рассмотреть перспективы развития системы дополнительного образования в России.
3. Описать средства и способы развития системы дополнительного образования в России.
4. Рассмотреть условия успешной реализации дополнительного образования школьников в современной образовательной среде.
5. Провести анализ динамики развития системы дополнительного образования в России.
6. Предложить методические рекомендации по реализации дополнительного образования для школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Система дополнительного образования в России в современных условиях
Ускорение темпа жизни и увеличение информационной нагрузки создают ряд новых проблем и задач, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий. Это имеет отношение к каждому человеку. Сегодня практически все работодатели предъявляют требования к каждому сотруднику не только в вопросах профессионализма. Они проявляют особый интерес к людям, имеющим нестандартное мышление и мыслящим нелинейно. Такие люди всегда проявляют признаки образованной и креативной личности с высоким уровнем развития интеллекта и активной социальной позицией. Именно на такую личность сегодня нацелена воспитательная работа с детьми в системе современного дополнительного образования [11].
Под дополнительным образованием понимают такой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании. Этот вид образования не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей. Он призвано удовлетворять их индивидуальные потребности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье и организовывать свободное время.
Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование. Реализуется дополнительное образование с помощью специальных образовательных программ, методов и средств. Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время субъекта. Формы проведения мероприятий в рамках дополнительного образования могут быть использованы самые разнообразные. Это могут быть семинары, тренинги, компьютерные курсы, всевозможные мастер – классы и др. Некоторые программы могут быть доступны только детям. Это может быть балетная или хореографическая студия, школа гимнастики и др. К примеру, лепкой, рисованием, вышивкой, уроками компьютерной грамотности, вокала или танца может заняться каждый желающий.
Дополнительное образование представлено рядом направлений. Основными из них считаются следующие:
-художественно-эстетическое;
-научно-техническое;
-спортивно-техническое;
-эколого-биологическое;
-физкультурно-оздоровительное;
-туристско-краеведческое;
-военно-патриотическое;
-социально-педагогическое;
-культурологическое;
-экономико-правовое.
Форму обучения устанавливает каждая организация, которая предоставляет дополнительное образование. Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов [19]:
-дошкольные образовательные организации;
-общеобразовательные организации;
-профессиональные образовательные организации;
-образовательные организации высшего образования;
-организации дополнительного образования;
-организации дополнительного профессионального образования.
Обучение в основном осуществляется на основе следующих видов программ:
1. Типовая (примерная) программа.
2. Модифицированная (адаптированная) программа.
3. Экспериментальная программа.
4. Авторская программа.
Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок. Дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но он может рассматриваться как самостоятельная образовательная система. Все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 29.06.2023).
8. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная и дополнительная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2016. – 249с.
10. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
11. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
12. Жданова, С.В. Роль деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 29.06.2023).
13. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
14. Ковалько В.И. Школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2077. - 334с.
15. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ - педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 29.06.2023).
19. Мухомедеева, Е.Ф. Программа деятельности в системе дополнительного образования: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - с.8-15.
20. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 29.06.2023).
21. Попова, И.Н. Организация деятельности школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37с.
25. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми в системе дополнительного образования [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. – No 9. - с.13-17.