Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие творческой активности подрастающего поколения – важная задача современного образования.
Мы считаем, что, вовлекая школьников в подготовку и проведение образовательных экскурсий (виртуальных и реальных), можно эффективно развивать их творческие способности, пробуждать у них творческое отношение к жизни.
Экскурсия как форма педагогической работы в наше время не теряет своей актуальности. Е.Н. Коробкова подчеркивает: «Педагогический метод образовательного путешествия представляет собой эффективный инструмент развивающего обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала личности в процессе освоения мира культуры. Его использование предполагает обогащение личности разнообразными способами познания реальности, умениями и навыками поисковой, информационной, коммуникативной и социокультурной деятельности, составляющими основу культурной компетентности».
В зависимости от роли, которую играет экскурсия в учебном процессе, различают учебные и общеобразовательные экскурсии.
Учебные экскурсии играют вспомогательную роль к основному учебно-воспитательному процессу, являются методом обучения школьников. Такие экскурсии тесно связаны с учебной школьной программой, которая определяет тему экскурсии, отбор объектов показа, содержание рассказа экскурсовода.
Общеобразовательные экскурсии, решая самостоятельные просветительские и воспитательные задач, как правило, выходят за рамки школьной программы.
Воображаемые или реальные образовательные экскурсии вызывают устойчивый интерес к теме, формируют творческую детскую личность, которая способна не только воспринимать логическую информацию, но и испытывать эстетические чувства по поводу увиденного, услышанного или прочитанного, а значит, более глубоко понимать явления окружающего мира.
Степень разработанности проблемы. Представляют особый интерес авторские школы ученых-педагогов В.А. Сухомлинского, И.Н. Иванова, В.А. Караковского. Целая научная школа исследователей эстетической среды и культуры личности определила сущность и содержание процесса воздействия искусства на творческое развитие детей и учащейся молодежи (А.И. Буров, И.Л. Любинский, Е.В. Квятковский, К.В. Кулаев, Л.П. Печко, Ю.Н. Усов, Б.П. Юсов, Е.А. Бодина, Е.М. Торшилова, А.Ю. Гончарук и другие). Вопросам гражданственности, экологической, этической культуры детей посвящены работы Г.Н. Филонова, Н.С. Дежниковой, С.А. Козловой, М.Е. Кульпединовой, Е.С. Корольковой, И.В. Цветковой, А.И. Шемшуриной.
В исследовании мы опирались на принципы возрастной обусловленности развития личности, выявленные отечественными учеными-психологами Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, И.В. Дубровиной, Н.А. Менчинской, А.П. Пинкевичем, А.В. Петровским, B.C. Мухиной, Д.И. Фельдштейном, Д.Б. Элькониным и др.
Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс и др. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Проблема исследования заключается в недостаточном применении экскурсий в учебном процессе современной школы для развития творческой активности учащихся.
Объект исследования: творческое развитие учащихся.
Предмет исследования: экскурсионная деятельность как средство творческого развития учащихся.
Цель работы: изучение творческого развития детей средствами экскурсионной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятия творчества и творческого развития;
• Рассмотреть вопросы отбора и изучение экскурсионных объектов для литературной экскурсии для развития творческих способностей учащихся;
• Разработать тезисы маршрута экскурсии;
• Представить методическую разработку литературной экскурсии для школьников, способствующую развитию творческих способностей и творческой активности учащихся.
Методы научного исследования. Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методическая работа по организации экскурсионной деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Творчество и творческое развитие учащихся
Каждый человек на протяжении всей своей жизни стремится к постоянному совершенствованию, проявляет активность в той или иной сфере человеческой деятельности, открывает при этом новые качественные общественные ценности, стремится к преодолению невыполнимых целей, решает задачи в условиях повышенной сложности, получая взамен уникальный результат своего труда - продукт творческого процесса. Представить себе жизнь человека без творчества в наше время практически невозможно.
Роль творчества в жизни человека масштабна и многогранна и далеко еще не полностью исследована.
Современные условия жизни трактуют нам свои правила, определяя креативность и творческое мышление в решении служебных и практических задач одними из главных качеств для успешного построения карьеры в любой сфере человеческой деятельности [2].
В настоящее время большинство молодых людей испытывают трудности в личностной самореализации. Причиной этому является слабо развитые творческие качества, отсутствие способности самостоятельно принимать серьезные решения и нести ответственность за свои поступки.
Творчество в деятельности человека представляет собой уникальный процесс, результат и развитие которого является мощным двигателем для достижения поставленных целей. Фантазия, идея и логическое завершение задуманного помогают строить индивидуальные подходы в решении задач любой сложности, находить ответы и выходы из самых необычных ситуаций, но самое главное - творческий подход помогает людям быстрее адаптироваться в новом коллективе, найти общий язык и добиться успеха в любой деятельности [6].
Испокон веков людей волновали вопросы: «Что такое творчество?», «Какое влияние оно оказывает на деятельность человека?». Над загадками творческого процесса, необычностью его проявлений и спорностью развития бились мыслители разных эпох [2, с. 15].
Сущность творчества ученые и философы определяли по-разному:
- божьим промыслом, - даром, унаследованным человеком от высших небесных сил (Сократ и Аристотель);
- загадочным процессом, в котором способности человека и восприятие им окружающего мира имели огромное значение для получения конечного результата (И. Кант);
- как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие (Г. Гегель);
- средство, которым человек стремится выразить ценности красоты, истины и добра и постигнуть сущность «всеединства» (В. Соловьев);
- как свободу личности, где всегда есть положительный опыт для раскрытия и преодоления самого себя (Н. А. Бердяев).
Современными исследователями даются следующие определения творчества:
- высшая форма активности человека (В. А. Сластенин и Л. К. Веретенникова);
- способ самореализации человека в культуре (Е. В. Бондаревская);
- активность личности (В. Н. Дружинин).
В настоящее время творческая деятельность - предмет пристального изучения ученых в области многих наук. В различных областях научных знаний творчество понимается по-разному [17].
В педагогической науке под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [19].
Психология под творчеством рассматривает психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Деятельность является составляющим компонентом творчества, она служит вектором для приобретения человеком новых знаний, умений, а также развития способностей, дающих толчок к творческому саморазвитию.
Человеческая деятельность, где создается, открывается, или изобретается что-то новое, в какой бы сфере она ни проявлялась: научной, художественной, производственно-технической, - всегда имеет творческий характер.
Немецкие ученые В. Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Кликс в своем научном труде «Резерв успеха - творчество» отметили педагогическое значение творческой деятельности личности, определив ее как творческий процесс, в результате которого возникает новое творческое достижение, отсутствующее в исходных условиях [19].
Творчество по своей сути - это многогранный, неоднозначный, а иногда и противоречивый процесс.
С нашей точки зрения, творчество представляет собой деятельность человека, направленную на создание благодаря имеющимся способностям (ресурсам) и креативному мышлению чего - то нового. Результатом этого процесса является развитие у человека творческого мышления и качеств личности, в том числе и нравственных, которые обеспечивают возможность осуществления этого процесса и получения результатов творческой деятельности [38].
Творческая инициатива зарождается в человеке еще в раннем детстве, которая проявляется в игре как в одной из форм созидательной деятельности.
В детском возрасте творческая деятельность создает фундамент для человеческой активности, способствуют развитию процесса общения со сверстниками, снимает ограничения в языковом барьере с людьми разного поколения, позволяя ребенку жить в своем воображаемом мире, придумывая конфликтные ситуации и изобретая творческие пути для выхода из них.
В игре ребенка проявляются наклонности к созданию что -то нового и еще непонятного для него, формируется стереотип общественных отношений, закладываются правила и нормы поведения в обществе, проявляются черты и особенности характера, с которым он будет входить во взрослую жизнь.
По игре ребенка можно определить, какая сфера деятельности ему наиболее интересна и будет вызывать симпатию в более зрелом периоде его жизни. Отсюда можно сделать вывод, что творческая деятельность человека в детском возрасте - это почва, материя и питательная система для воспитания творческой личности. Игры детей, по своей сути, - это зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности, они способствуют поддержанию у ребенка бодрого и хорошего настроения, развитию активности, самостоятельности в осуществлении задуманного, а главное - формированию воображения. Игровая деятельность как часть непрерывного творческого воспитания помогает детям объединяться в маленькие группы на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу [39].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акмалов А.Ю., Морозова А.А. Историко-литературная виртуальная экскурсия на уроках литературы в старших классах // В сборнике: современные образовательные технологии как средство развития научно-педагогического потенциала Челябинск, - 2018. - С. 15-18.
2. Альтшуллер Г.С. Рабочая книга по теории развития творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Кишинев, 1990. - 184 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 237 с.
4. Анциферов, Н.П. Теория и практика литературных экскурсий. / Н.П. Анциферов, Т.Н.Анциферова: – Л., 1926. – 109 с.
5. Ачкасова, Г. Л. Литературная экскурсия как средство формирования эстетической восприимчивости читателя-школьника [Текст]: дис. … канд. пед. Наук: / Г.Л. Ачкасова. – Л., 1985. – 28 с.
6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.
7. Беляева, Н.В. Уроки литературы в 5 классе: Поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с.
8. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. М.: Академический проект, 2015. 522 с.
9. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб.для пед. вузов [Текст] / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов / под ред. О.Ю.Богдановой. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 397 с.
10. Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. 44 с.
11. Брандесов, Р.Ф. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / Р.Ф.Брандесов, Т.В.Зверс, М.Г.Качурин и др. // Под ред. З.Я.Рез. – М.: Просвещение, 1985. – 368 с.
12. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 1998. - 479 с.
13. Грачева Н.Ю. Формирование творческой деятельности у учащихся 5-6 классов основной школы при решении геометрических задач: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2002. -142 c. EDN: NMAVZD
14. Гусева Н.Ю., Ложкина А.О., Булганина С.В. Аналитический обзор литературных маршрутов в России // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 76-79.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусскиго языка: в 4 т. Т.4 – М.: Русский язык, 1980. – С. 670.
16. Донцова, О.В. Компьютерная поддержка уроков литературы [Текст] / О.В.Донцова // Литература в школе. – 2005. – № 6. – С. 21.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие. 3-е издание. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
18. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
19. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
20. Кан - Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан - Калик, Н.Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
21. Квашнина Е.С. Семинар. Виртуальная экскурсия на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Е.С. Квашнина. – Режим доступа: http://imceduekb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=734%3A-l-------r-&catid=59%3A2010-04-02-10-05-07&Itemid=1
22. Константинова С. И. Методика соизучения иностранного языка и культуры в системе профильного обучения (элективный курс «Шедевры Царского Села» // Современная методика соизучения иностранных языков и культур / Под общ. ред. М. К. Колковой. – СПб. КАРО, 2011. - 200 с. – с.164 - 174.
23. Леонтьева, В.А., Рыжкова, Т.В. Школьный виртуальный литературный музей [Текст] / В.А. Леонтьева, Т.В. Рыжкова // Школа как территория чтения: сб. ст. / сост. С.В. Волков. – М.: МЦБС, 2008. – С. 43 – 51.
24. Маранцман, В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л., 1965. – 75 с.
25. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия – практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
26. Мишечкина В.В. Учебные экскурсии как форма обучения и воспитания // В сборнике: стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы третьей международной Интернет-конференции . - 2009. - С. 322-328.
27. Никольский, В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2101 «Русский язык и литература», М., «Просвещение», 1971. – 253 с.
28. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 806 с.
29. Новый вид путешествий – литературный туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru
30. Околович, Е. А. Опыт работы по организации краткосрочных проектов на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е.А. Околович. – Режим доступа: http://www.schsite.ru/kotlas-licey3/1b31d4bc-8512-4ee3-9f47-a563b7bf3484
31. Панкратова, О.М. Программа элективного курса «Виртуальный литературный музей» [Электронный ресурс] / О.М. Панкратова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/412719/
32. Притчина З.И., Язвинская Ю.Ю. Популяризация литературных экскурсий для школьников // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 371-375.
33. Профессионально-педагогические понятия: слов. / сост.: Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 2005. 456 с.
34. Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев. СПб.: Химиздат, 2015. 218 с.
35. Сигал, Л.М. Проблема активизации внешкольной работы по литературе в русской средней школе к. XIX – начала XX вв. [Текст] / Л.М. Сигал // Научные труды Куйбышевского гос.пединститута. Т.212. – Куйбышев, 1978. – С. 58 – 74.
36. Силаева Т. А. Литературный туризм как специализированный подвид культурно-познавательного туризма // Вестник Российского нового университета. № 2. 2013. С. 201–204.
37. Сичинава, В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей / В. А. Сичинава. – М.: Просвещение, 1981. – 94 с.
38. Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников: учебное пособие. М.: Магистр, 1999. 95 с.
39. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 73-89.
40. Соловьёва М.А. Образовательно-воспитательный потенциал литературного краеведения // Литература в школе. - 2017. - № 3. - С. 19-21.
41. Толстухина И. И. Литературная экскурсия сегодня: проблемы и возможности // Филологическое образование: современные стратегии и практики: сб. науч. - мет. ст. Вып.3 / отв. Ред. В. А. Доманский, Л. И. Коновалова. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 244 с. – с. 107 - 113.
42. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М., 1963. 544 с.
43. Фирсова А. В. Литературный туризм как продукт культурного картирования // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2. 142 с.
44. Шилаева, И.В. Активные формы преподавания литературы [Электронный ресурс] / И.В.Шилаева. – Режим доступа: http://s1literator.ucoz.ru/load/pedagogicheskaja_dejatelnost/aktivnye_formy_prepodavanija_literatury/16-1-0-279