Фрагмент для ознакомления
2
учета состоит в формировании объекта гражданских прав — земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совер-шение сделок, приобретение и переход прав на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельно-го участка.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной реги-страции права на земельный участок. Если по истечении двух лет со дня постановки участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государ-ственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок толь-ко в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объек-том недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с осуществ-лением кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, установленным ст. 24 Закона о кадастре. Кадастровый учет в связи с изме-нением площади земельного участка и (или) изменением описания место-положения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участ-ка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в изме-ненных границах, осуществляется при условии, если такие изменения свя-заны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным Законом о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. При кадастровом учете в связи с уточнением части границ зе-мельного участка, которая одновременно является частью границ другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный ка-дастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижи-мости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы
Предусматривается формирование ЕГРН, который объединит све-дения, содержащиеся в кадастре недвижимости и ЕГРП. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Вести ЕГРН будут в элек-тронном виде.
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются Росреестром и его территориальными органами.
Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав теперь осуществляют-ся одновременно. Исключения составляют ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одно-временно в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
- образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадаст-ровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на ко-торый зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, под-лежащие государственной регистрации.
Устанавливаются случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения од-новременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госу-дарственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
Также определены исключительные ситуации, при которых кадаст-ровый учет осуществляется без одновременного проведения государствен-ной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представле-но органом государственной власти, местного самоуправления или корпо-рацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зареги-стрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.
Устанавливается перечень лиц, по заявлениям которых будут учи-тываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, за-явление в отношении созданного объекта недвижимости может предста-вить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на ко-тором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осу-ществлении учета и государственной регистрации;
- орган государственной власти, местного самоуправления или кор-порация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.
При личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов теперь не зависит от места нахождения объекта недвижимости.
Уточняется перечень оснований для возврата заявления и докумен-тов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бу-мажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговорен-ных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.
Сокращается общий срок осуществления учета объекта недвижимо-сти в кадастре и государственной регистрации прав. При подаче докумен-тов в Росреестр он составляет теперь:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;
- 7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.
Расширяется перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены (приводится 55 оснований). Устанавливаются более продолжительные сроки приостанов-ления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
- 3 месяца - по решению государственного регистратора (за исклю-чением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- 6 месяцев - по инициативе заявителя (по заявлению приостановле-ние возможно только 1 раз).
Сведения в ЕГРН теперь вносятся в том числе в порядке межведом-ственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для уче-та и государственной регистрации документы в таком порядке устанавли-вается для органов государственной власти, органов местного самоуправ-ления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При по-ступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межве-домственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведом-ляет правообладателя о внесении.
Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадаст-рового учета и государственной регистрации распределена между Росре-естром и государственным регистратором. Так, государственный реги-стратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН све-дений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресур-сов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Ро-среестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полно-мочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, уста-новленный вступившим в законную силу решением суда. При этом преду-смотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочная право-вая система URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – (дата обра-щения 30.05.2017).
2. Водный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: феде-ральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016 № 384-ФЗ) // КонсультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60683/ – (дата обра-щения 30.05.2017).
3. Градостроительный Кодекс Российской Федерации [Электронный ре-сурс]: федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190 – ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 373 – ФЗ, от 19.12.2016 № 445 – ФЗ, от 07.03.2017 № 31 – ФЗ) // КонсультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_51040/ – (дата обра-щения 30.05.2017).
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ре-сурс]: федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 – ФЗ: (в ред. от 28.03.2017 № 39-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2009 № 181-ФЗ// Консультант-Плюс: справочная правовая система URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ – (дата об-ращения 30.05.2017).
5. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.2004 № 128-ФЗ (ред. от 28.12.2016 № 498-ФЗс изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // КонсультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ – (дата обращения 30.05.2017).6. Земельный кодекс Российской Федерации [Элек-тронный ресурс]: федеральный закон от 25.10.2001 № 136 – ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 373 – ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Кон-сультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ – (дата обра-щения 30.05.2017).
7. Лесной кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 361-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // КонсультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ – (дата обращения 30.05.2017).
8. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218 - ФЗ (в ред. 03.07.2016 № 361-ФЗ// КонсультантПлюс: справочная правовая система URL: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ – (дата обра-щения 30.05.2017).
9. Асаул, А.Н. Экономика недвижимости: учеб. / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Старовойтов. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. – 304 с.
10. Буров, М.П. Планирование и организация землеустроительной и ка-дастровой деятельности: учеб. / М.П. Буров. – М.: Дашков и К°, 2017 – 296 с.
11. Варламов, А.А. Государственный кадастр недвижимости/ А.А. Варла-мов, С.А. Гальченко. – М.: КолосС, 2012. – с. 680.
12. Варламов, А.А. Организация и планирование кадастровой деятельно-сти/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Аврунев Е.И. – М.: Гриф, 2017 – 192 с.
13. Варламов, А.А. Оценка объектов недвижимости/ А.А. Варламов, С.И. Комаров. – М.: Форум, 2015. – 288 с.
14. Варламов, А.А. Кадастровая деятельность: учеб. / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Е.И. Аврунев. – М.: Гриф, 2017. – 280 с.
15. Землякова, Г.Л. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель: Монография/ Г.Л. Землякова. – 2-е изд. - М.: Инфра – М, 2017. – 304 с.