Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международная торговля - сложная экономическая категория, подразумевающая под собой обмен товарами и услугами в рамках постоянно меняющейся системы международных товарно-денежных отношений .
Сложившаяся ситуация с неравномерным распределением ресурсов вынуждает каждую страну выступать участником системы международной торговли, поэтому её объёмы очень велики, а сама система многогранна.
Для регулирования такой сложной конструкции применяется торговая политика.
Внешнеторговая политика - это комплекс мер государственного воздействия по регулированию операций международной торговли с целью повышения их эффективности. Эти меры направлены на защиту интересов местных производителей, заботу об экологии, экономическое и социальное развитие общества, контроль за ввозом и вывозом товаров и услуг и многое другое .
Внешнеторговая политика и инструменты, которые определяют внешнеторговый режим, являются важными, порой центральными элементами государственного регулирования экономики, потому что данные направления государственного регулирования устанавливают пределы взаимодействия национальной экономики с экономиками других стран, заглушают неблагоприятное внешнее воздействие, создают наилучшие формы «стыковки» национальной и мировой экономик.
Внешнеторговая политика осуществляется разнообразными инструментами. Выбор данных инструментов довольно обширен. В большей части случаев перед правительством стоит не столько дилемма - использовать или не использовать государственное регулирование во внешней торговле, сколько вопрос - которыми средствами и которым путем его реализовывать, чтобы обрести желанный результат.
Объектом исследования в работе является торговая политика.
Предметом исследования - инструменты торговой политики.
Целью данной работы является рассмотрение сущности торговой политики; природы свободной торговли и протекционизма.
Для достижения определенной цели в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и задачи торговой политики;
- изучить сущность свободной торговли и протекционизма;
- изучить инструменты торговой политики;
- охарактеризовать тарифные и нетарифные методы регулирования торговой политики.
В процессе работы над темой были использованы такие общенаучные методы как анализ, сравнение и обобщение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и задачи торговой политики
Внешнеторговая, или торговая, политика (tradepolicy, как это принято в иностранной экономической литературе) является составной частью комплексной национальной внешнеэкономической политики (ВЭП), которая, в свою очередь, взаимосвязана с национальной экономической политикой и стратегией национального экономического развития и взаимообусловлена ими.
Понятие «торговая политика» относится в основном к международному разделению труда. В то же время торговля товарами и услугами в нынешних условиях зачастую не отделяется от операций в области международного обмена факторами производства. В связи с этим торговая политика неминуемо задевает весь комплекс внешнеэкономической стратегии и внешнеэкономической деятельности страны .
Особо тесно данная связь обнаруживается в сфере торговли услугами.
Также, торговля товарами устанавливает состояние торгового баланса, торговля услугами — баланса по «невидимым» операциям, вместе составляющие основание баланса по текущим операциям в рамках платежного баланса страны. В связи с этим все меры по регулированию торговли товарами или услугами могут оказывать существенное влияние на состояние платежного баланса и положение национальной валюты. Следовательно, меры в области регулирования торговли товарами могут иметь взаимосвязь с валютной политикой, которая, со своей стороны, выступает как важнейший элемент макроэкономической политики.
Меры регулирования сосредоточены на том, чтобы организовать самые подходящие условия для удачного и результативного введения экономики страны в систему международных экономических отношений, т.е. для участия в международном разделении труда, которое, обычно, располагает двумя аспектами.
С одной стороны, это потенциал существенно увеличить результативность экономики и употребления ресурсов, достичь дополнительного повышения производства и доходов путем активизации международного обмена товарами в материально-вещественной форме, услугами и факторами производства. При подходящих условиях положительный эффект тем больше, чем энергичнее страна принимает участие в международном обмене, т.е. чем значительнее степень открытости внутреннего рынка и чем удачнее функционируют ее предприятия на зарубежных рынках.
С другой стороны, чем существеннее масштабы принятия участия страны в международном движении товаров, услуг, капиталов, технологии, тем белее остра иностранная конкуренция на внутреннем и внешнем рынках. Формирование открытой экономики и экспансия на внешних рынках невыполнимы без усиления битвы с иностранными конкурентами.
Принятие участия страны в международной торговле постоянно имеет связь с избранием между увеличением действенности и динамичности экономики в обстоятельствах более острой иностранной конкуренции и ненастоящим ослаблением иностранной конкуренции ценой понижения результативности производства и употребления ресурсов, создания лучшей структуры экономики .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Багдасарян К. М., Пересмотр критериев присвоения статуса развивающейся страны // Экономическое развитие России. — 2021. — Т. 28, № 11. — С. 33-38
2) Варнавский В. Г., Драйверы мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 7. — С. 5-16
3) Гончаренко Л.И., Фискальная политика как инструмент преодоления современных барьеров экономического развития России: сборник научных статей [Электронный ресурс] : Сборник. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2017. — 442 с.
4) Гончаренко Л.И., Налоговая политика как инструмент преодоления современных барьеров развития России: наш вклад в университетскую науку: сборник научных статей аспирантов и магистрантов [Электронный ресурс] : Сборник. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. — 276 с.
5) Гришин В. И., Международная торговля: вчера, сегодня, завтра. — Москва : Русайнс, 2020. — 233 с.
6) Гусев М. С., Положение России в мировой экономике: сценарии и прогноз // ЭКО. — 2020. — № 7. — С. 29-43
7) Дмитриев С. С., Протекционистский вектор торговой политики администрации Трампа // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 2. — С. 15-23
8) Епанешников В., ВТО: контуры перемен // Международная жизнь. — 2020. — № 2. — С. 64-69.
9) Закаурцева Т.А., Международные организации и их роль в урегулировании конфликтов [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. — 206 с.
10) Измерения для глобальной торговли // Стандарты и качество. — 2020. — № 5. — С. 22.
11) Канунников А. А., Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз - Mercosur // Латинская Америка. — 2020. — № 1. — С. 47-53
12) Косикова Ю. А., Анализ внешнеторговой политики Российской Федерации и предложения по увеличению ее эффективности // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. — 2020. — № 3 (387). — С. 5-10. —
13) Лифшиц М. Л., Свобода передвижения: типология аргументов, политики и практики // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 2. — С. 181-197
14) Масленников О., Работает ли экспортная пошлина? // Металлы Евразии. — 2021. — № 4. — С. 49
15) Механик А., О пользе протекционизма // Эксперт. — 2020. — № 18/20 : Специальный выпуск. — С. 108-110
16) Миловидов В. Д., Протекционизм 2.0: новая реальность эпохи глобализации // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64, № 8. — С. 37-45
17) Неймарк М.А., Мировая политика в фокусе современности [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. — 515 с.
18) Пахомов А. А., Рыночный статус российской экономики: вопросы теории и практики // Экономическое развитие России. — 2021. — Т. 28, № 6. — С. 12-17
19) Плиева (Ахриева) Р.Ю., Стратегии российский компаний на внешних рынках [Электронный ресурс] : Монография. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. — 184 с.
20) Сейфуллаева М. Э., Торговая политика транснациональных компаний сектора FMCG в условиях цифровизации мировой экономики // Маркетинг в России и за рубежом. — 2020. — № 3. — С. 22-30.