Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ценовая эластичность спроса необходима для того, чтобы обозначить корреляцию между изменениями в требуемом количестве товара и изменениями в его цене. Если при изменении цены спрос на товар остается на том же уровне, то продукт считается неэластичным, и наоборот [4].
Эластичность спроса – принятая в экономической науке характеристика изменения объема платежеспособного спроса в связи с изменением других ценовых и неценовых факторов, например:
- уровня цен на объект продаж – эластичность спроса по цене;
- благосостояния покупателей – эластичность спроса по доходу;
- иных аспектов рыночной среды.
Эластичность спроса по цене, в большинстве случаев оказывается отрицательной, т.е. при росте цены – количественно снижается спрос. Хотя есть и исключения, так, например, имиджевые вещи подешевев теряют привлекательность
Эластичность по доходу, напротив, имеет положительное значение – рост доходов сопровождается соответствующим увеличением расходов.
Для расчета степени приведенной зависимости в экономических исследованиях применяются коэффициенты эластичности, в общем виде представляющие собой дробь, в числителе которой размещается изменение объема спроса, в знаменателе – изменение фактора, влияющего на спрос [2].
В отношении эластичности можно проследить несколько общих закономерностей часто встречающихся вне зависимости от рынка и предмета торгов:
Чем больше заменителей (конкурентов) имеет товар или услуга, тем выше эластичность спроса;
Чем заметнее для покупателя изменение цены – тем ярче выражена эластичность;
Чем значительнее доля расходов на товар в общем объеме потребительских трат – тем выше эластичность спроса по цене для него;
Эластичность спроса имеет тенденцию увеличиваться с течением времени. Это можно объяснить появлением у покупателя возможности проанализировать изменения и найти способ снизить свои расходы. Например – уменьшить потребление или отыскать замену подорожавшему активу.
Наряду с описанными видами экономическими закономерностями имеет место еще один вид эластичности – перекрестная эластичность спроса по цене. Суть ее состоит во взаимосвязи изменения цены одного товара и спроса на другой. Например – рост цены на технику может приводить к увеличению спроса на детали и услуги.
Кроме эластичности спроса по цене, большое значение имеет также эластичность по доходу. Здесь причиной изменения спроса оказываются рост или ухудшение финансового положения покупателей. При этом влияние может оказаться разнонаправленным в зависимости от видов покупок. Потребление большинства товаров и услуг возрастает с ростом благосостояния покупателей, однако спрос на некоторые, определяемые как: «товары для бедных» может снижаться. Хороший пример тому – отказ от дешевой крупы и полуфабрикатов при появлении возможности покупать мясо.
Экономические тенденции, которые по сути своей можно определить, как эластичность, присущи не только спросу, но и предложению, а также многим другим экономическим процессам, имеющим ценовую составляющую.
Цель данной работы показать, насколько полезна ценовая эластичность может быть для достижения целей бизнеса
Для достижение поставленной цели в данной курсовой работе будут выполнены следующие задачи:
1) Изучены теоретические аспекты понятия эластичности спроса;
2) Изучены виды эластичности;
3) Будет проведен анализ методов эластичности;
4) Будет проведено исследование практического применения концепции эластичности в предпринимательской деятельности.
1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА
Концепция эластичности имеет широкое применение.
Во-первых, знание эластичности спроса на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно его цены. Если предприниматель не уверен в том, что даже очень значительное снижение цены поможет увеличить продажи, то он считает, что спрос на его продукцию неэластичен. Очевидно, в такой ситуации он не захочет снижать цену, т. к. его потери от снижения цены превысят выигрыш от роста объема продаж, и общая выручка предпринимателя упадет. С другой стороны, повышение цены при неэластичном спросе приведет к увеличению общей выручки. Казалось бы, что производителю выгодно всякое увеличение цены. Однако в действительности это не так. Использование концепции эластичности для анализа связи эластичности спроса с выручкой производителя, когда Кэ > 1, приводит к выводу о том, что незначительное повышение цены вызовет значительное уменьшение объема продаж и в конечном итоге общей выручки предпринимателя. Наоборот, снижение цены в таком случае будет иметь своим следствием увеличение объема продаж и рост общей выручки [8]. Таким образом, если спрос на продукцию неэластичен, то, повышая цену, производитель увеличивает свою выручку, а если спрос эластичен, то повышение цены уменьшает выручку производителя.
Во-вторых, эластичность имеет большое значение для анализа и прогнозирования некоторых последствий налогообложения. Налогообложение в реальной действительности не всегда совпадает с предварительным его определением, т. к. происходит распределение налогового бремени. Введение налога оказывает влияние и на продавца, и на покупателя, причем независимо от того, на кого юридически возложен налог, цена делится на цену покупателя и цену продавца. С точки зрения концепции эластичности здесь могут иметь место 2 варианта [6]:
1) Эластичный спрос и неэластичное предложение, т.е. покупатели очень чувствительны к цене товара, в то время как продавцы – нет. При введении налога цена, которую платят покупатели, увеличивается незначительно, в то время как цена, которую получают продавцы, уменьшается достаточно существенно, т.е. большая часть налогового бремени приходится на продавца.
2) Неэластичный спрос и эластичное предложение. В данном случае продавцы очень чувствительны к цене товара, в то время как покупатели – нет, при этом большую часть налогового бремени несут покупатели.
Большая часть налогового бремени ложится на ту сторону рынка, которая менее эластична. Это происходит потому, что меньшая эластичность означает меньшие возможности изменить свое поведение, т.е. уйти от налогового бремени.
В-третьих, концепция эластичности весьма важна для анализа и объяснения проблем аграрного сектора экономики. Вся история сельскохозяйственного производства в развитых странах – это постоянное повышение производительности труда и непрерывный технический прогресс. Кроме того, на продукцию сельского хозяйства всегда есть спрос. Но ни в одной стране аграрный сектор не относится к числу стабильно процветающих. Цены на сельскохозяйственную продукцию довольно неустойчивы, доходы фермерских хозяйств сокращаются, что приводит к организации системы государственных субсидий и дотаций фермерским хозяйствам. Многие аспекты этой сложной проблемы могут быть объяснены с точки зрения эластичности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017г. 432 с.,
2. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москв: ИНФРА-М, 2020г. – 528 с.,
3. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.н - 424 с.,
4. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021г. – 383 с.,
5. Васильев В. П., Холоденко Ю. А. Экономика. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2020г. 298 с.,
6. Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности: моногр. / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2019г. - 171 c.,
7. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019г. – 224 с.,
8. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021г. – 432 с.,
9. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021г. – 415 с.,
10. Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021г. – 190 с.,
11. Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2017г. 354 с.,
12. Левина Е. А., Покатович Е. В. Микроэкономика. Задачи и решения; Высшая Школа Экономики (Государственный Университет) - М., 2018г. - 496 c.,
13. Пихно, Д. Закон спроса и предложения / Д. Пихно. - М.: ЁЁ Медиа, 2020г. - 945 c.,
14. Смит, К. Заманчивое предложение / К. Смит. - М.: АСТ, 2018г. - 329 c.,
15. Эскиндаров М. А., Шаркова А. В., Меркулина И. А. Экономика и финансы ТЭК. Учебник. М.: КноРус. 2019г. 448 с.