Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется той ролью, которую играет бинарность в художественных произведениях. Изучение данного вопроса является одним из востребованных «ключей» к поэтике мировой литературы, на что указывает творчество испанского М. Сервантеса, известного по роману «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В 1604 году издается первая часть произведения, имевшая громадный успех на родине автора. В промежутке между 1604 и 1616 годами появляется вторая. Роман переведен на многие языки. В качестве знаковых фигур, сделавших Сервантеса известным по всему миру, выступают Дон Кихот и Санчо Панса, рассматриваемые как взаимно дополняемые образы. Идея бинарности освещена в трудах М.М. Бахтина, В.А. Лекторского, Д.С Лихачев, Б.Ф. Поршнева, В.Н. Топорова и др. Значимы работы НЛ. Берковского, Т.В. Грудкиной, В.И. Кулешова, А.М. Панченко и др.
Объект исследования – роман «Дон Кихот» Сервантеса.
Предмет исследования – отражение бинарности в романе «Дон Кихот» Сервантеса.
Цель исследования – выявить художественный потенциал бинарности в романе «Дон Кихот» Сервантеса.
Задачи исследования:
1) определить природу и суть бинарности;
2) проанализировать проблему бинарности в литературе;
3) доказать, что художественный потенциал бинарности в романе «Дон Кихот» Сервантеса раскрывается через осмысление разлада между реальным и идеальным миром, а также диалогическое взаимодействие героев произведения.
Методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции; культурно-исторический и биографический методы.
Структура. Настоящее исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. БИНАРНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОНИМАНИЯ МИРА
1.1 Осмысление природы и сути бинарности
В разных областях научного знания часто используются одни и те же понятия, которые в конкретных условиях приобретают собственное содержательное наполнение. Сказанное справедливо к слову «бинарность», употребляемому в философии, математике, музыкальном искусстве, филологии, психологии, биологии, литературоведении и проч. Данные обстоятельства обуславливают необходимость осмыслить природу и суть бинарности. Но прежде стоит отметить, что слово «бинарность» является производным от «бинарный»; заимствовано из латинского binaries, где bini означает «пара, двое; по два»; «в терминологических сочетаниях указывает на количество компонентов» [6, с. 17]. В качестве синонимов употребляются следующие слова: двойной, двухкомпонентный, диадический, двоичный. Осмысление мира с позиции двоичности изначально осуществлялось из принципа целостности. Так, левое и правое полушария являются структурными компонентами мозга; одна и другая конечности (как руки, так и ноги) есть части двигательной системы.
Такой же подход находится в оценке пространственных отношений: верх – низ, далеко – близко, широко – узко. Перечисленные примеры указывают на бинарные оппозиции, изначально заложенные в сознании человека. Как отмечается в статье Е.О. Капраловой, «двоичность восприятия окружающего мира обусловлена чисто физиологическими причинами, тем, что у нас два глаза, два уха, две ноздри» [9, с. 35]. Несмотря на объективные отличия между людьми, проистекающие из национальных особенностей, системы верований, традиций, обычаев, культурно-исторической специфики регионов, все «выделяют следующие бинарные оппозиции: мужской – женский пол, черное – белое, хорошее – плохое» [9, с. 35].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Балакина Е.А. Проблема поиска нового методологического подхода к изучению сущности искусства в системе современной культуры // Dergi Karadeniz Journal of Social Sciences. – 2018. – №52. – С. 136-161.
2) Басина П.А. «Окно Овертона»: репрезентация представлений о России и Западе // Миф в истории, политике, культуре: сб. матер. заоч. конф. – Севастополь, 2018. – С. 531-535.
3) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского: монография. – М.: Эксмо, 1929, 1963. – 308 с.
4) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.
5) Галиева М.Р. Когнитивный принцип бинарности в религиозной картине мира // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2014. – № 2(039). – С. 56-65.
6) Григорьева Т.В. Перцептивная оппозиция в русском языке как способ оценочной категоризации действительности: дисс. … д - ра филол. н. – Уфа, 2019. – 377 с.
7) Егоров А.Г. Онтология двойственности: дисс. … д-ра философ. наук. – СПб., 2021. – 694 с.
8) Калинина Е.Ю. Дон Кихот и Санчо Панса как архетипы испанского правосознания // Журнал Сибирского федерального университета. – 2019. – №12. – С. 77-88.
9) Капралова О.Е. Бинарные оппозиции в гуманитарных исследованиях // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук: сб. трудов науч.-практ. конф. – Липецк, 2017. – С. 35-37.
10) Комова Т.Д. Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.): автореф. дисс. … к. филол. н. – М., 2013. – 23 с.
11) Котова Н.С. Феномен двойничества в аспекте текстуальной поэтики / Н.С. Котова, И.А. Кудряшов // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №12. – С. 967-975.
12) Мелетинский Е.М. О литературных архетипах: монография. – М.: РГГУ, 2916. – 136 с.
13) Оболенская Ю.Л. Интерпретации романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» в России ХХ ‒ ХХI веков: от катехизиса до диагноза // Вопросы иберо-романистики. – 2017. – №16. – С. 9-24.
14) Сервантес М. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. – М.: Наука, 2003. – 741 с.
15) Тетиор А.Н. Мир с позиций философии множественности: монография. – М.: Академия Естествознания, 2017. – 622 с.
16) Федосова О.В. Образ Дон Кихота в испанской национальной картине мира // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – №10. – С. 200-205.
17) Фрезер Дж. Золотая ветвь. В 2-х тт. Т. 1. / Перев. А.П. Хомик. – М.: Академический проект, 2019. – 257 с.
18) Фрейденберг. О.М. Поэтика сюжета и жанра: монография. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 448 с.