Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что разработка стратегически эффективной организационной структуры управления - это основное условие реализации выбранной стратегии адаптации организации к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования.
В большинстве российских компаний существующая организационная структура развивается стихийно, а система управления, основанная на предыдущем опыте и мировоззрении лидера, не оптимальна. Кроме того, до недавнего времени метод построения организационной структуры характеризовался слишком нормативным и недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу организационных форм, использовавшихся в прошлом. Исходные факторы формирования структуры часто интерпретируются слишком узко: количество сотрудников, а не цели организации; набор постоянных институтов, а не изменение их состава и состава в различных условиях.
Для более подробного анализа стоит проследить организационную структуру в деятельности таможенных органов. Организационная структура и территориальное расположение таможенных органов не являются статичными. Эти два показателя меняются с течением времени, и для них характерны конкретные изменения. В соответствии с организационной структурой таможенных органов Главного таможенного управления Российской Федерации (далее - ФТС) к 2022 году насчитывается 73 таможен, 93 таможенных постов, 441 поста, непосредственно подчиненных таможне, и 3 поста, подчиненных региональным таможенным управлениям (далее - РТУ).
Научная новизна. Также важно обратить внимание на отдельное звено территориально-структурного подразделения - таможню, которая находится в непосредственном подчинении ФТС России (Федеральной таможенной службе), которых насчитывается 11, в том числе 94 таможенных поста. Это звено в организационной структуре таможенного органа распределяет свои полномочия на всю территорию Российской Федерации и находится в зоне деятельности Центрального таможенного управления. Надо сказать, что на данной территории зона деятельности РТУ распределена неравномерно.
Объект работы – организационная структура как неотъемлемая часть управления деятельностью организаций.
Предмет – организационная структура управления наукой в таможенных органах.
Цель работы – провести анализ организационной структуры управления наукой в таможенных органах, а также изучить, какую значимость она несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание организационной структуры;
2. Изучить методы, цели и функции организационной структуры управления;
3. Раскрыть общую характеристику организационной структуры таможенных органов;
4. Провести анализ управления наукой организационной структуры таможенных органов Росиии.
Теоретическая значимость работы исходит из того, что работа может быть использована в исследованиях, посвящённых работе таможенных органов.
Практическая значимость заключается в дальнейшем использовании данной работы на семинарах по менеджменту и проектной деятельности.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исследования состоит в том, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Вагин В.Д. «Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях», Глушак О.В. «Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли России на собираемость таможенных платежей», Глушак О.В. «Евразийский экономический союз: состав, цели, задачи и результаты функционирования», Друкер П.Ф. «Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения» и многие другие.
Практическая основа исследования включает себя ряд электронных источников (статистика деятельности таможенных органов и т.д.) и нормативно-правовых документов (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.).
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты организационной структуры. Во второй главе проведен анализ управления наукой организационной структуры таможенных органов Росиии. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры
1.1 Основные термины и содержание организационной структуры
Организационная структура органа управления представляет собой единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций управления организацией, а также их взаимосвязанности и подчиненности другим подразделениям. Устройство управления организовано таким образом, что в его структуре можно выделить звенья и этапы. Устройство управления звеном - это структурная единица для выполнения определенной функции процесса управления .
Количество этапов в органе управления организацией определяется следующими факторами:
1. Структурой производства, характером, наименованием продукции и количеством (оказываемых услуг);
2. Численностью работников;
3. Уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) работы руководителей и специалистов;
4. Сложностью технического процесса производства;
5. Уровнем специализации производства и степенью развития кооперации.
Основная концепция рациональной бюрократии заключается в следующем:
1. Организация - это в основном заказ, отправной точкой которого является рабочее поведение персонала, движущегося в определенном направлении;
2. Необходимые действия персонала достигаются посредством надзора: распределение задач, распространение соответствующей информации, разделение полномочий;
3. Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что приводит к формированию иерархических уровней;
4. Преимущества иерархической организации:
а) долгосрочное использование эффективных методов организации труда, распространенных на разных уровнях управления,
б) предсказуемость поведения членов организации, как в их внутреннем общении, так и в их контакте с окружающей средой.
5. Ограничение сферы поведения сотрудников существующими правилами создает предпосылки для единообразного поведения сотрудников;
6. Использование общих (стандартных) правил организационного поведения повышает эффективность согласованных действий в организации.
Организационная структура управления представляет собой совокупность всех элементов и звеньев системы управления, а также постоянных связей, установленных между ними. Она выражает определенную технику управленческой деятельности, разделение труда и процесс взаимодействия в области управления, порядок реализации управленческих процедур. Она также связывает структуры и функции управления .
Линейная структура управления организации только вертикально связана между элементами и основана на принципе иерархии. Эта структура характеризуется четким единством команд. Каждый сотрудник или менеджер отчитывается только непосредственно перед лицом более высокого уровня и общается через него с более высшими. Основным преимуществом линейной структуры управления является относительная простота выбора менеджеров и выполнения управленческих функций. Такая организация управления обеспечивает оперативность в формулировании и реализации управленческих решений, единообразие и четкость управления, а также исключает дублирование полномочий и несогласованность в приказах.
Суть функциональной структуры управления заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на экспертов. Специалисты одного профиля объединяются в структурном секторе
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
4. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция).
5. Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России».
6. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Библиографический список:
7. Вагин, В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2019. – 177 с.
8. Глушак, О.В. Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли России на собираемость таможенных платежей // Экономика. Социология. Право. - 2017. - № 3 (7). - С. 29-39.
9. Глушак, О.В. Евразийский экономический союз: состав, цели, задачи и результаты функционирования // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2019. - С. 214-219.
10. Друкер, П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П.Ф. Друкер. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2019. – 254 с.
11. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан. – М.: Олимп-Бизнес, 2020. – 190 с.
12. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. – 187 с.
13. Кнышов, А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов / А.В. Кнышов. — М.: Наука, 2020. – 176 с.
14. Кнышов, А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности / А.В. Кнышов. — М.: Наука, 2019. – 465 с.
15. Кнышов, А.В. Оценка обеспеченности таможенной службы России // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза. - 2019. – С. 154-316.
16. Косенко, В.П. Основы теории эффективности таможенного дела / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2020. – 314 с.
17. Юсупова, С.Я. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография / С.Я. Юсупова — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2018. – 165 с.
Электронные ресурсы
18. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru
19. Официальный сайт «Всё о таможне» [Электронный ресурс]. - URL: www.tks.ru
20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс]. - URL: www.gsk.ru