Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В наше время таможенные органы, связанные с обеспеспечением безопасности России является очень важной темой. В процессе мировой глобализации положения, которые относятся к обеспечению безопасности страны, обретают важное значение для всей государственой деятельности РФ.
Проблема роли, места и значения таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности достигли значительную актуальность за последнее время. Она заключается в противостоянии между надобностью обеспечения экономической и военной безопасности государства в обстоятельствах непостоянной внешней среды и не конца разработанных систем (устройств) по улучшению результативности (действенности) участия таможенных органов (в этом деле).
В современной ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является её национальная экономическая безопасность. Важность играет её формирование и показатели возможности, а также опасности.
Состояние экономической безопасности государства без сомнения играет важную роль в обеспечении безопасности таможенных органов. Поддержание устойчивости - обязательный аспект уравновешанного и надежного значения таможенных органов в обеспечении военной защищенности России.
Деликвентное поведение (ситуация) в сфере внешней торговли обладает продвижением (прогрессом) налоговой и экономической незаконности, затруднением использующихся (потребляемых) мер повреждений (отступлений) и применение дефекта (недостатка) действующего законодательства, упорядочившего (отреагирующего) торгово-экономические отношения.
Возникают (создаются) новые виды экономических угроз, взаимосвязанные (относящиеся) с глобализацией мировой экономики, с влиянием узлов мировой торговли, в первую очередь, Всемирной торговой организации, на порядок осуществления (выполнения) экспортно-импортных операций, а также формированием (созданием) экономической интеграции.
Объектом исследования является деятельность таможеннных органов РФ в системе экномической, политической и военной безопасности государства.
Предметом исследования курсовой работы являются способы и системы предоставления политической, экономической и военной безопасности таможенными органами в РФ.
Целью курсовой работы является оценка состояния роли и значения таможенных органов в обеспечении безопасности, в разработке рекомендаций, а также анализ проблем, поднимающихся в развитии экономической, политической и военной безопасности.
Для результата цели изучения следует разрешить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические моменты роли таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности России;
2. Раскрыть нормативно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов;
3. Провести анализ проблем, поднимающихся при изучении таможенных органов в поддержки безопасности РФ;
4. Изложить рекомендации по продвижению работы таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности РФ.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику:
Вагин В.Д. в работе «Деятельность таможенных органов» описал, что функции по обеспечению экономической безопасности страны во внешнеэкономической сфере, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности.
Далее Каплан Р.С. в своем труде «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» отметил, что правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.
Косенко В.П. в работе «Основы теории эффективности таможенного дела» отметил следующее: как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении экономической (и национальной) безопасности с каждым годом проявляется сильнее, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.
Эмпирическая основа заключается в использовании статических данных деятельности таможенных органов, нормативно-правовых актов и т.д.
Гипотеза. В работе приводится предположение о том, надлежащая оценка состояния роли и значения таможенных органов позволит устранить проблемы и улучшить обеспечение экономической, политической и военной безопасности.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты деятельности таможенных органов. Во второй главе проведен анализ оценки состояния роли и значения таможенных органов в обеспечении безопасности, в разработке рекомендаций, а также анализ проблем, поднимающихся в развитии экономической, политической и военной безопасности. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Теоретические особенности таможенных органов и их деятельности
1.1 Основные термины и содержание деятельности таможенных органов
Интеграционные тенденции последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только в коммерческих организациях, но и в государственной службе. Показателем развития таможенной службы любого государства является наличие в её потенциале развитой инфраструктуры, современных информационных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированных кадров [5, с. 162-187].
Традиционное управление таможенной деятельностью основывается на неизменном следовании правилам и процедурам. Оценка действий сотрудников происходит в значительной мере по критериям того, насколько четко были соблюдены существующие инструкции. Это зачастую заслоняет возможность оценки эффективности деятельности таможенных органов в степени достижения целей. Нужно заметить, что само понятие «результат» относительно деятельности государственных служб отличается от используемого традиционно.
Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности РФ, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.
Результативность таможенного администрирования определяется в том числе путем оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации, которая производится ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат, так называемым контрольным показателям эффективности деятельности таможенных органов
Под показателем эффективности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели. Специалисты отмечают, что под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей и количественное соотношение результатов и затрат, а также эффект «обратной связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб [12, с. 142-164].
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели эффективности.
Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и установления тесной взаимосвязи между ними.
В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности.
Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей эффективности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели.
Также следует отметить, что показатели эффективности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов.
Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору [3, с. 44-67].
Проблема роли, места и значения таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности достигли значительную актуальность за последнее время. Она заключается в противостоянии между надобностью обеспечения экономической и военной безопасности государства в обстоятельствах непостоянной внешней среды и не конца разработанных систем (устройств) по улучшению результативности (действенности) участия таможенных органов (в этом деле).
В современной ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами является её национальная экономическая безопасность. Важность играет её формирование и показатели возможности, а также опасности.
Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности [10, с. 23-64].
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности.
В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей эффективности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» (см. рис. 1.1):
1. Четкость (Clearness),
2. Полнота (Completeness),
3. Комплексность (Complexity),
4. Непротиворечивость (Consistency).
Рис. 1.1. Критерии оценки результативности 4С
Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Как правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
3. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.).
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
5. Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2016 год».
6. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год»
7. Положение о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 459
Библиографический список:
8. Вагин, В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2020. – 413 с.
9. Вагин, В.Д. Деятельность таможенных органов / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2019. – 206 с.
10. Друкер, П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ / П.Ф. Друкер. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2019. – 407 с.
11. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан. – М.: Олимп-Бизнес, 2018. – 154 с.
12. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения / А.В. Кнышов. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. – 188 с.
13. Кнышов, А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2019. – 264 с.
14. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности / А.В. Кнышов. - М.: Логос 2019. – 167 с.
15. Кнышов, А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2019. – 514 с.
16. Косенко, В.П. Основы теории эффективности таможенного дела / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2017. – 255 с.
17. Косенко, В.П. Деятельность таможенных органов / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2016. – 166 с.
18. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251 с.
19. Сидоров, В. Н. Таможенное право / В. Н. Сидоров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
20. Юсупова, С.Я. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг / С.Я. Юсупова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. – 198 с.