Фрагмент для ознакомления
2
Публичные библиотеки активно включаются в процесс обучения школьников навыкам информационной грамотности в сотрудничестве со школьными учителями и библиотекарями. В Дании многие публичные библиотеки являются участниками совместных проектов в рамках государственной образовательной системы. В пригороде г. Орхуса библиотека и местная школа разработали совместный план занятий с учетом школьной программы. Они назвали свой проект в переводе на английский язык «Pulling together” («совместными усилиями»). Целевой группой проекта являлись старшеклассники (9 класс и старше), особое внимание уделялось индивидуальным работам учащихся. Преподавателям было предложено ввести в учебный курс уроки по обучению информационной грамотности. Наиболее ощутимыми результатами проекта были новые методы обучения, предложенные библиотекой, и ознакомление учащихся с тем, какую помощь она может оказывать им в повседневных занятиях, а также общее понимание концепции информационной грамотности.
«Мыслящее учебное окружение» - совместная инициатива Публичной библиотеки г. Оттеруп и гимназии Нордфинса (Nordfyns Gymnasium). Цель проекта - создать интеллектуальное окружение с целью повышения компетентности школьников в процессе учебы, «подключить» публичную библиотеку к процессу обучения. Библиотекарь публичной библиотеки работает в школе 27 часов в неделю, составляет модульный план взаимодействия с учителями, принимает участие в учебном процессе, обучает навыкам информационного поиска и школьников, и учителей, способствует развитию навыков пользования электронными ресурсами, включая разработку вспомогательных средств доступа. В проекте особое внимание уделяется осуществлению обратной связи: учащимся предлагается высказать свое мнение о своих информационных потребностях и эффективности обучения, на основании чего преподаватели и библиотекари вместе ищут оптимальные пути для углубления учебного опыта. Публичная библиотека предоставляет доступ к большому количеству баз данных и обеспечивает совместно с гимназией доступ к оборудованию.
Еще один совместный проект Публичной библиотеки с начальной и средней общеобразовательной школами, рассчитанный на 9- и 16-летних школьников, осуществляется в Библиотеке округа Хернинг (Дания) [16]. Цель проекта - повышение личной заинтересованности учащихся в обучении их основам грамотного использования Интернет и углублении уже имеющихся знаний. В ходе эксперимента используются новые формы обучения с целью развития информационной компетентности учащихся. В сотрудничестве с местными школами планируется значительное количество мероприятий, таких как: тематические курсы по поиску и оценке ресурсов Интернет, касающихся как досуга, так и учебного процесса; введение разрешения на пользование Интернет для школьников 5-х и 7-х классов; специальные дни музыкальных записей, загруженных по Интернет; компьютерные игры; классные мероприятия, проводимые в библиотеке для школьников и их родителей, посвященные использованию Интернет детьми.
Сотрудничество школы с публичной библиотекой требует совместных усилий, обоюдного признания профессиональной компетентности участвующих сторон, понимания разных культур и традиций.
Университетские библиотеки оказали большое влияние на развитие информационной грамотности в Скандинавских странах. Обучение в данной области существовало в разнообразных формах, таких как отдельные курсы или классы, консультации, в том числе доступные по Интернет, инструктирование в связи с основным курсом или как составная часть учебных программ.
Обучение информационной грамотности - быстро развивающийся вид деятельности в библиотеках Дании. Датская научная электронная библиотека (The Danish Electronic Research Library - DEF) оказала заметное влияние на развитие информационной грамотности в сфере высшего образования. Например, библиотека Школы бизнеса г.
Орхус (the Library at the Arhus School of Business - LASB) совместно с ее факультетом современных языков принимала участие в новаторском проекте, финансируемом Министерством образования Дании, - новаторском проекте в области информационных технологий под названием «Факультет будущего» (2001 - 2004 гг.). Библиотека Школы бизнеса в этом проекте действовала как научная и обучающая вспомогательная структура для основанного на информационных технологиях представления и распространения информации, а также как контент-провайдер электронных курсов. С 1998 г. Библиотека тесно сотрудничала со Школой бизнеса по вопросам интеграции ресурсов электронной библиотеки в электронное обучение. Результатом этого сотрудничества стала разработка нескольких гибких курсов, доступных по Интернет, для которых библиотека предоставила электронные библиотечные ресурсы, обеспечила доступ к материалам, защищенным авторским правом, провела обучение информационным навыкам и приняла участие в разработке информационно-технологических решений и пакетов программ электронных курсов [13].
Другой проект под названием «Метро» - создание центра виртуальных обучающих ресурсов, использующий карту метро в качестве гида для предоставления студентам ценной информации и учебных ресурсов, был осуществлен в Школе бизнеса г. Орхус как совместный проект библиотеки и факультета.
Заслуживает упоминания также проект университетской библиотеки в г. Ольборг под названием «MILE» (Model for Information Literacy Education - Модель для обучения информационной грамотности). Целью данного проекта было создание и тестирование модели обучения пользователей навыкам информационной грамотности, основанной на передовых педагогических методах и информационно-коммуникационных технологиях. Программа состояла из комбинации мультимедийных, доступных по Интернет, интерактивных модулей, а также непосредственных инструкций, включенных в учебный процесс. Модули были неоднородны по своему наполнению: в них были использованы различные методы инструктирования, такие как анимационная демонстрация, разнообразные типы упражнений и последовательности фильмов, а также звуковое сопровождение (музыка и голос) [13].
При разработке проекта MILE учитывались различия в стиле и скорости обучения пользователей библиотеки. Планирование велось в зависимости от определенного курса, на котором обучался пользователь. Таким образом, в качестве отправной точки программа была ориентирована на конкретного пользователя [13, 19].
Примером успешной инициативы является проект Университетской библиотеки г. Ольборг, направленный на создание интерактивного курса информационного поиска SWIM (Streaming Web-based Information Modules), использующего технологию потоковой передачи данных, которая позволяет студентам самостоятельно выбирать поисковую стратегию и пути решения проблемы.
Целью проекта SWIM является совершенствование навыков поиска информации, необходимой для выполнения студенческих курсовых работ в рамках проблемно-ориентированного обучения. Проект ориентирован на выполнение двух задач: обучение качественному информационному поиску и хорошему взаимодействию в составе проектной группы. SWIM может также использоваться индивидуальным пользователем, с помощью преподавателя или самостоятельно. SWIM состоит из 3-х основных компонентов:
Ролевое моделирование проектной работы, в ходе которого студент знакомится с процессами и проблемами информационного поиска.
Информационные модули, которые раскрывают студенту специфическую информацию, необходимую на разных этапах информационного поиска.
Педагогические модули, которые содержат предложения относительно использования SWIM в различных ситуациях.
Модули SWIM базируются на технологии потоковой передачи информации, которая предоставляет пользователю прямой, быстрый доступ к видеоизображениям, а также к другим мультимедийным элементам по Интернет. Интернет дает пользователю возможность децентрализованного доступа, а также взаимодействия и прямого соединения с релевантными источниками информации.
Информационные модули и руководство для преподавателей представлены в текстовой форме. Активное участие конкретного пользователя является ключевым фактором формирования навыков информационной грамотности, поэтому задачей проекта SWIM является развитие логичного индивидуального стиля. Для большей наглядности используется игровой компонент, облегчающий обучение студентов университета информационной компетентности, которая может быть использована ими независимо от специфики информационных ресурсов, времени и места. За основу берется ролевая игра, разработанная с учетом двух условий: она должна строиться на теоретическом понимании информационного поиска и ведется в соответствии с моделью группового проблемно-ориентированного обучения. Пользователь сам становится членом виртуальной проектной группы, состоящей из трех участников, роли которых исполняют профессиональные актеры. Участники представляют различные подходы к информационному поиску. Программа позволяет комбинировать различные модули, создавая тем самым персональный план обучения, учитывающий конкретные потребности пользователя в процессе работы.
Продукт доступен широкому кругу пользователей, включая студентов, обучающихся дистанционно. Отдельной целевой группой являются преподаватели университета, обеспечивающие связь с учебным планом и другими видами деятельности, которые способствуют интеграции информационной грамотности в учебный процесс. Более того, целевая группа также включает большое количество других пользователей в различном сетевом окружении, например, в Виртуальном университете Дании и Электронной научной библиотеке Дании.
К достоинствам данного проекта можно отнести простой, интуитивно моделируемый интерфейс, основанный на индивидуальной мотивации; помощь студентам в решении проблем, интерактивное взаимодействие с участником. Модули SWIM поддерживают, в зависимости от используемого контекста, равное обучение, консультирование и возможность индивидуального обучения. Недостатком программы является слишком слабая связь с конкретным курсом.
Исходная форма и содержание программы, так же, как и ее структура, постоянно совершенствуются в целях более полного вовлечения пользователя в процесс обучения. Пользователь должен иметь возможность комбинировать различные модули, создавая тем самым персональный план обучения, учитывающий его конкретные потребности на протяжении всего курса. Пользователю необходимо обеспечить возможность распечатки результатов выбора, оценки и комментариев.
Программа SWIM предусматривает использование помощи внешних консультантов при разработке средств мультимедиа, а также дальнейшее совершенствование навыков их использования в Университетской библиотеке г. Ольборг [17].
2.3.Современная организация работ библиотек Норвегии
Развитие информационной грамотности в Норвегии связано также с высшими учебными заведениями и их библиотеками. В настоящее время реализуются несколько проектов, позволяющих соединить теорию и практику.
Национальная программа Реформы качества (the national Quality Reform) в образовании создала новые условия для профессиональной и педагогической деятельности в высшем образовании Норвегии [6]. Вузовские библиотеки работают над тем, чтобы привести свои службы в соответствие с новыми условиями. Реформа качества акцентирует внимание на проблемно-ориентированном обучении и приветствует использование методов работы, направленных на повышение активности студентов. Достижения в обучении могут оцениваться по уровню письменных студенческих работ, выполняемых в течение всего периода обучения. От студентов ожидается большая ответственность при выборе темы и завершении проектной работы. За период обучения в университете им предстоит переработать значительное количество информации и расширить свои знания в области быстро меняющихся компьютерных технологий.
В 2003 г. Норвежское управление по делам архивов, библиотек и музеев обеспечило финансовую поддержку двум проектам, целью которых была разработка интерактивных курсов по обучению информационной грамотности, доступных по Интернет. Библиотека Норвежского университета науки и технологии (NTNU) в г. Тронхейм начала реализацию