Фрагмент для ознакомления
2
правового статуса. Поскольку только он в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции).
Президент РФ сам является и субъектом законодательной инициативы и высшим официальным представителем Российской Федерации в стране и в международных отношениях (ст. 80, 83 и 104 Конституции РФ). А также тем, что в соответствии с п. д 1 ) ст. 83 Конституции РФ, он назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, которые непосредственно подчиняются Президенту РФ.
Еще одна особенность вытекает из первых двух и является их следствием. Поскольку в ней также проявляется особая роль Президента РФ. Она состоит в том, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Президентом РФ .
Эффективность законодательного регулирования в указанных сферах проявляется в том числе и в законодательной активности Президента РФ. В частности, Примерная программа законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2018 г. в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, утвержденная постановлением Государственной Думы от 11 сентября 2018 года № 4787-7 ГД, состоящая из 6 разделов, включала 150 проектов федеральных законов. Из них по вопросам обороны, безопасности и ратификация международных договоров Российской Федерации
Аналогичная тенденция сохранялась и в последующие годы. Например, Примерная программа весенней сессии 2021 г. включала 146 законопроектов. Из них по вопросам обороны, безопасности и ратификация международных договоров Российской Федерации Президентом РФ и Правительством РФ было внесено 21 законопроектов, что составляет 14,4 % от всей законодательной программы .
Подробно ведущая роль Президента РФ в законодательном регулировании национальной безопасности, а также вопросы взаимодействия Президента РФ с депутатами Государственной Думы урегулированы положениями двух глав Регламента Государственной Думы . Глава 25 «Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов» посвящена общему регулированию внешнеполитической деятельности, а глава 26 «Ратификация международных договоров Российской Федерации.
Формами реагирования Государственной Думы по указанным вопросам являются принимаемые палатой обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным вопросам внешней политики Российской Федерации, а также по вопросам международных отношений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и заявлений Государственной Думы может исходить от субъектов права законодательной инициативы (ст. 187).
Статья 188 Регламента предусматривает профессиональный подход к реализации этого полномочия. Поскольку она устанавливает, что проекты обращений и заявлений Государственной Думы, касающиеся внешнеполитических вопросов, предварительно рассматриваются Комитетом Государственной Думы по международным делам и (или) Комитетом Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, в случае необходимости и другими комитетами палаты по профилю их деятельности6
Статья 189 Регламента устанавливает, что проект федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации вносится в Государственную Думу только Президентом РФ вместе с заверенной копией официального текста этого договора. Ответственный комитет по решению Государственной Думы может проводить парламентские слушания по данному вопросу.
Подчеркивая ведущую роль Президента РФ в указанных вопросах, п. 3 ст. 193 Регламента предписывает Совету Государственной Думы включить проект федерального закона о ратификации вне очереди.
Среди других мер эффективного взаимодействия между Президентом РФ и парламентом следует выделить работу представителей Президента РФ в палатах Парламента, деятельность согласительных комиссий, проведение неформальных «круглых столов» и встреч, а также президентское «вето»
Таким образом, законодательные полномочия парламента России в области национальной безопасности отличаются ведущей ролью Президента РФ, который не только является основным субъектом права законодательной инициативы, имеет своих полномочных представителей в обеих палатах Федерального Собрания РФ, но также обладает правом «вето». Кроме того, большинство проектов законов в данной области являются законами о ратификации международных договоров, по которым государство при их подписании уже выразило свою волю, что существенно сужает возможности депутатов.
2.2. Обеспечение национальной безопасности государства в деятельности федеральных органов исполнительной власти
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности принимает участие ряд федеральных государственных органов.
Объективно, органы исполнительной власти Российской Федерации, деятельность которых связана с интересами национальной безопасности, можно разделить на группы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности.
К первой группе можно отнести Президента Российской Федерации, так как, защита национальной безопасности страны является одной из его основных функций, как главы государства, гаранта Конституции России. Кроме того, Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, руководит в пределах конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности, санкционирует действия по ее
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
2. Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 04.06.1999 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере» // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_29583/ дата обращения 10.05.2022).
3. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Подписан в г. Париже 27.05.1997) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/co№s/cgi/o№li№e.cgi?req=doc&base=I№T&№=17007#XlvgPgS8tUeV 3aPw дата обращения 10.05.2022).
4. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/co№s/cgi/o№li№e.cgi?req=doc&base=I№T&№=16029#XeOgPgSghlo WEx6C2 дата обращения 10.05.2022).
5. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Электронный фонд правовых и нормативно технических документов. - URL: https://docs.c№td.ru/docume№t/1900489 (дата обращения 09.05.2022).
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 по сост. на 02.07.2021 г. // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_5429/ дата обращения 10.05.2022).
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_29160/ дата обращения 10.05.2022).
9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_120805/ дата обращения 10.05.2022).
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_5429/ дата обращения 10.05.2022)
11. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. // СПС «Консультант-Плюс». – URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_121087/ (дата обращения 10.05.2022).
12. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // Российская газета. № 21.2002; 2017. № 2.
13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ.2011. № 1. ст. 2; 2020. № 365.
14. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 266 .2008; 2022. № 90.
15. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Российская газета. № 48. 2006; 2021 № 155.
16. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140.1995; 2020. № 429.
17. Постановление Государственной Думы № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями на 22 февраля 2022 года)» // Российская газета. № 37.1998; 2022. № 56.
Научная литература
18. Бартош А. А. Основы международной безопасности. Организации обеспечения международной безопасности: учебное пособие для вузов / А. А. Бартош. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 320 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
19. Аль-Имад Факир Мухамед Медиа безопасность в достижении национальной безопасности // Stud№et. 2020. №12. URL: https://cyberle№i№ka.ru/article/№/media-bezopas№ost-v-dostizhe№ii№atsio№al№oy-bezopas№osti (дата обращения: 09.05.2022).
20. Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 3 (16) С. 56.
21. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальная безопасность в системе национальных целей России // ЭТАП. 2020. №6. С. 12.-18.
22. Кардашова И.Б. Общественная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. – 2016. – № 11. С 23-24.
23. Кийко М.Ю. Эволюция Российской системы национальной безопасности: историко-правовой аспект // РППЭ. 2014. №2 (40). С. 56.
24. Конджакулян К.М. Государственное управление в сфере безопасности: дублирование и избыточность полномочий на примере Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ / К.М. Конджакулян, А.В. Быконя // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 1. С. 12-18.
25. Макарейко Н.В. Инновации в фокусе национальной безопасности // Юридическая техника. 2021. №15. С. 89-92.
26. Мороз Е.Ф. Безопасность образования в контексте обеспечения национальной безопасности // СИСП. 2019. №2-1. С. 34-38.
27. Осавелюк А. М., Осавелюк Е. А. О совершенствовании конституционно-правового механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика 2013. № 1. (97). С. 111–116.
28. Осавелюк А. М., Осавелюк Е. А. Система коллективной безопасности как основа национальной безопасности России // Экономика и право. XXI век. 2013. № 1. С. 39–46.
29. Поддубный А.О. К вопросу о понятии «национальная безопасность» / А.О. Поддубный, Ф.Н. Удычак // Российская юстиция. – 2019. – № 6. С.5.
30. Рогозин Д. Русский вопрос: вводные тезисы // Вестник российской нации. Избранные публикации 2008-2014. С. 351-363.
31. Торкунов А. Внешняя политика России. Размышления о внутреннем и международном контексте // Вестник Российской нации. Избранные публикации 2008-2014 гг. С. 628-637.
32. Шахбазян М. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности // Мудрость. 2017. №o2 (9) С. 78-80.
33. Шевченко И.В. Государственный механизм противодействия угрозам государственной и общественной безопасности: вопросы реализации / И.В. Шевченко А.А. Мамрешев // Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. 2020. С. 34-38.
Справочная литература
34. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крымском федеральном округе: Экспертный доклад за первое полугодие 2016 г. / Под ред. Е.В. Гросфельд. М.: Симферополь, Антиква, 2016. 48 с.
35. Путин В.В. Россия: национальный вопрос «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» // Независимая газета. 2012. 23 января
Диссертации и авторефераты диссертаций
36. Тарасова Е. П. Правовой статус палат Федерального Собрания Российской Федерации: состояние и перспективы : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 201 с.
Интернет-ресурсы
37. Посчитано по материалам системы законодательной деятельности: URL https://sozd.duma.gov.ru/pla№№i№g_docume№t/656FE4C2-77CE-4BD1-B14C-2668F634BE34. (Дата обращения: 09.05.2022).
38. Аналитический вестник 17. Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации (по материалам парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 3 июня 2010 года) // URL: http://iam.duma.gov.ru/№ode/8/4589/16016 (дата обращения: 10.05.2022).
39. Конституция Республики Казахстан // URL: https://www.akorda.kz/ru/official_docume№ts/co№stitutio№ (дата обращения: 04.05.2022).