Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных информационных и литературных источниках встречаются различные определения культуры, отражающие ее сущностное содержание. В «широком» понимании культура «включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» .
Согласно одной из формулировок, культура предстает «как система личностной и общественной саморегуляции, которая закладывает мегатренды дальнейшего развития общества»; «искусство, наряду с наукой и образованием, представляет собой способ познания окружающей действительности». Общая цель организаций культуры и искусства состоит в создании и распространении различных видов культурных благ и ценностей, предоставлении услуг, которые являются социально значимыми для общества. Процессы в социально-культурной сфере чрезвычайно сложны, что связано с многообразием культурных миров и видов обществ.
У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни и танцы.
Самобытностью и разнообразием отличается культура донского казачества. Она уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Донской фольклор часто называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева.
Целью данной работы является рассмотрение материальной культуры донского казачества.
Задачи:
- дать общую характеристику культуры донского казачества;
- рассмотреть культуру семьи и быта в донском казачестве, роль женщины;
- изучить донское казачество: отношение к природным богатствам;
- рассмотреть структурно-содержательные компоненты социокультурных функции традиций культуры донских казаков ;
- проанализировать историю и быт у казаков-некрасовцев как потомков донских казаков.
Объект исследования – донское казачество. Предмет исследования – особенности материальной культуры донского казачества.
Глава 1 Специфика и особенности материальной культуры донского казачества
1.1 Общая характеристика культуры донского казачества
Анализ работ Н.А. Минникова, В.Н. Королева, И.О. Тюменцева, М.А. Рыбловой, А.И. Ригельмана, В.М. Пудавова, Е.П. Савельева приводит к мысли о том, что традиции культуры донских казаков – это специфическая система обрядов, управление казачьей общиной по демократическим принципам казачьего круга, комплекс военно-патриотических ценностных ориентаций, донской казачий говор, музыкально-хореографическая традиция с трюковой пляской и особым гендерным отношением в хореографии, казачье многоголосье с дишкантом, репертуарная система домашних и воинских песен, предпочтительность воинских занятий и т.д. Следовательно, традиции культуры донских казаков имеют признаки этнической традиции.
В то же время традиции культуры донских казаков вмещают в себя и элементы культуры разных народов:
1) тюрских (принципы ведения боя, военная техника, кулинария, костюм, язык),
2) славянских (язык, годовой цикл русских календарных праздников, православная традиция славянских народов, орнаментальные традиционные символы в одежде, на предметах быта, жилище) .
Так, с XVII в. среди донских казаков, особенно проживающих в низовьях Дона, находилось значительное количество украинцев, были отмечены черкесы, татары, ногайцы.
В XVIII в. состав донских казаков пополнялся русскими и украинцами. В 1694 г. Войско Донское официально провозгласило о предоставлении донским калмыкам статуса казачества с привлечением к обязательной казачьей службе. Исходя из констатации наличия в составе казачьего сообщества различных этносов, невозможно привязать традиции культуры донских казаков к определенной этнической группе. Традиции культуры донских казаков, формируясь во фронтирной зоне, представляют собой обобщенный опыт различных этносов.
В этом они восходят к универсальности, целостности. Итак, традиции культуры донских казаков содержат в себе черты как этничности, так и универсальности, поэтому мы можем говорить о традициях культуры донских казаков как универсально-этнических.
Традициям культуры донских казаков свойственны выделенные нами сущностные характеристики традиций культуры.
Стереопитизированная проявленность, по сути, есть стереотипы воспитания и деятельности. Этническая обусловленность – это причина регионального пласта традиций. Духовная направленность подтверждается внутри- и межпоколенной передачей традиций, т.к. через поколения передается только самое главное, ценное, необходимое для продолжения жизни сообщества.
К «стереотипам деятельности» донских казаков можно отнести традиции «мужского братства», бытовавшие в раннем периоде казачества: традиции односумства, побратимства, наставничества, казачьего круга, традиции и ритуалы инициации воинов, а также традиции, сформировавшиеся в поздний период (XVII–XVIII вв.). Это традиции семейной и календарной обрядности с включением в них отдельных элементов воинских традиций, введение в годовой календарный цикл праздников общевойскового праздника. Так, для донских казаков общевойсковым праздником является праздник Покрова Пресвятой Богородицы .
Как и на праздник Покрова, на основные календарные праздники (Святки, Масленица, Троица) казаки устраивали конно-спортивные состязания, парады, шествия, смотры. Таким образом, аграрные ритуалы, характерные для других регионов России, в казачьем календаре имели второстепенное значение. Воспитание казака отличалось, прежде всего, воинской направленностью и было связано с взращиванием молодого воина. Отсюда в семейной обрядности много воинских ритуалов, обычаев и обрядов, например ритуал посажения мальчика на коня, обряд посвящения в казаки, проводов на службу и т.д.
Из донского казака, прежде всего, воспитывали воина, того, кто встанет на защиту Отечества. Казаки воспитывали будущих воинов сказаниями о подвигах своих предков. В каждом доме всегда были свои герои. И сейчас в доме казаков всегда висят фотографии служивших казаков. О почитании данных традиций говорит и то, что у донских казаков есть огромное количество уникальных образцов фольклора, в которых рассказывается о подвигах казаков. К этому фольклору относят исторические и протяжные песни, предания, легенды, рассказывающие о реальных событиях, людях, прославивших донскую землю; воинская, мужская символика, прослеживающаяся в костюме казака (отношение к фуражке), его обмундировании; образы сокола, коня, орла в фольклоре как представителей дикой и мужской природы; знаки и атрибуты мужского «братства» – знамена, жезлы с символикой казачьего сообщества; обычаи ношения серег и чубов среди казаков .
Образы идеала казака представлены в донских пословицах, поговорках и сказках, где казак – смелый, отважный, физически сильный, жизнерадостный и предприимчивый воин. Казак находчив, смел, всегда находит решения в сложных ситуациях, не проявляет жалости к обидчикам и врагам Родины, всегда помнит о своей Отчизне, Доне, своей семье, своем казачьем братстве.
Можно определить такие ценностные ориентации донского казачество, в которых отражается сам дух казачества, его мировоззрение, ценности, праздники, обряды. Также следует сказать и о том, что существовали традиции «низового» и «верхового» казачества. Различия были заметны всегда во внешнем виде (костюмах, кухне, языке). «Низовые» донские казаки отличались больше смешением культуры тюркских народов, а «верховые» - больше с культурой южной России .
Танцевальная культура
Основу танцевальной культуры донских казаков составляли общерусские традиции. Специфические особенности танцевальной традиции Дона сложились в условиях военизированного образа жизни казаков. Так как донские казаки с детства владели искусством верховой езды, то это нашло отражение и в танце. Отсюда многие движения мужской донской пляски являются имитацией наездника. Важными элементами мужской пляски являлись вращение сабли, пики, прыжки через нагайку, демонстрирующие военную подготовку казака. .
Движения женского танца сдержанные и плавные, выстроенные на особой пластике рук. Дроби и притопы выполняются или на пальцах, или на пружинящем приседании, но так, чтобы корпус и голова сохраняли горделивую осанку.
Необходимо заметить, что распространенные во всех российских регионах хороводы, редко встречаются в танцевальной традиции Дона. Однако существует огромный пласт частых, плясовых песен – «трындычек», которые сопровождались одиночными или парными выходами исполнителей, демонстрирующих свои танцевальные и вокальные навыки. Кроме того, донские казаки исполняли кадриль и польку
Традиции культуры донских казаков следует отнести к межпоколенным, т.к. за счет них и осуществляется преемственность поколений, обусловливающая единство этноса в истории, несущая ядро казачьего духа. По временному показателю традиции культуры донских казаков можно разделить на традиции раннего периода (так называемого вольного казачества, связанного с образом «Дикого поля» (XVI–XVII вв.), заложившего ценностные ориентации донского казачества, формировавшего дух казачества, традиции мужского братства, казачьего самоуправления (казачий круг)) и позднего периода («русификации» донского казачества (XVIII–XIX вв.); в это время казачья культура пополнилась календарными и семейно-бытовыми обычаями и обрядами, а традиции донских казаков приобрели черты универсальности, целостности). Внутрипоколенные различия в традициях культуры донских казаков, несомненно, присутствуют, но они связаны не с модой или увлечениями, а со статусом разных возрастных групп по отношению к военной службе. Каждая возрастная группа (дитя, полказака, малолетка, служивый казак, старик) была наполнена своими традициями. С момента ритуала «празднования первых штанов» и до периода малолетства забавы, игры казака были направлены на развитие ловкости, глазомера, физической силы, реакции и других навыков, необходимых в воинском искусстве и труде.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алифиров А. И., Организация традиционной системы физического воспитания донских казаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2020. — № 4. — С. 44
2) Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие. М. : Наука, 1989.
3) Брысина Е.В. «Пташечка-канарейка»: Образ донской казачки в языке и фольклоре / Брысина Евгения Валентиновна // Российское казачество: ежемесяч. публ., культурно-просветительский журнал. 2011. – No 3. – С. 58–59.
4) Булычев А.А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005. С. 43–44
5) Бурова Н. В., Затямина Т. А. Традиции культуры донских казаков в пространстве воспитания образовательного учреждения//ГРАНИ ПОЗНАНИЯ. 2013. № 4. С. 29-34
6) Донской учебно-опытный лесхоз (краткий очерк) // Под общ. ред. С.С Станкова. Новочеркасск, 1995 г.
7) Кравченко Н. Н., Религиозная жизнь и новая социалистическая обрядность в повседневной жизни сельских жителей Нижнего Дона в 1960-1980-е гг. // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2020. — № 6. — С. 56-64
8) Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М. : Мысль, 1983.
9) Матишов Г.Г., Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. и др. Большая излучина
10) Дона – место решающих сражений Великой Отечественной войны (1942–1943 гг.). Ростов н/Д., 2016 г. 456 с.
11) Мерзляков М.П., Волвенко А.А., Агеева В.А. Прикладные методы работы Раздорского этнографического музея-заповедника и перспективы их использования в публичном пространстве. Таганрог: Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2016. No 2. С. 214-217.
12) Петрушенко С.А., Мерзляков М.П., Агеева В.А. Природоохранные традиции и экологическая культура донского казачества// ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ СЕГОДНЯ. Материалы XII международной научно-практической конференции. Том 2. н.-и. ц. «Академический». 2017. С. 13-16
13) Рудыкина Е.С. Рассказы современных писателей русского зарубежья как источник для изучения языка донского казачества // Диалектная лексика – 2009. – СПб.: Наука, 2009. – С. 320–325
14) Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону вXVI – первой трети XIX века. Волгоград, 2019
15) Сень Д.В. Эмиграция казаков-старообрядцев в крымское ханство: к истории формирования кубанского казачества в начале XVIII в. // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. - Ростов н/Д, 2000.
16) Сень Д. В. Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.): 2-е изд., испр. и доп. Краснодар, 2002; «У какого царя живем, тому и служим…» // Родина. Рос. истор. ил. журн. 2004. № 5. С. 73 –76
17) Смирнов И.И., Маньков А.Г., Подъяпольская Е.П., Мавродин В.В.Крестьянские войны в РоссииXVII – XVIII вв. М., 1966.
18) Соколова А.Н. Казачьи танцы как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. No 4. С. 194-200
19) Субботин О.С. Важнейшие этапы освоения Кубани и стратегия ее развития. Вест. МГСУ. Т. 2, вып. 2. М., 2011. С. 14-18
20) Тихонова В. А., Культура в контексте противоречий глобализационного процесса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 2. — С. 22
21) Тумилевич Ф.В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Ростов н/Д, 1961. № 25–59. — 35 преданий.
22) Урушадзе А. Т., Вольная вода : истории борьбы за свободу на Дону. — Москва : Новое Литературное Обозрение, 2020. — 298, [1] с.
23) Усенко О.Г. Начальная история кубанского казачества (1692-1708 гг.) // Из архива тверских историков. Вып. 2. - Тверь, 2000. - С. 66-70
24) Чистов К.В. Традиция и вариативность // Фольклор. Текст. Традиция : сб. ст. М. : ОГИ, 2005.