Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Государство является главным институтом регу-лирующим все жизнедеятельные сферы общества. В частности государ-ственные законы регулируют работу всех действующих современных си-стем хозяйствования. Как одним из элементов исполнения рыночной эко-номики, так и руководящим институтом является государство. Оно пред-ставляет большую роль в экономической системе. И если в плановой эко-номике государство берёт на себя главенствующую роль, то в рыночной экономике перед ним не стоит задача контроля производства и дальнейше-го распределения товара. Эти задачи решает сам производитель. Тем не менее, существует множество проблем рыночной экономики, которые не могут оставаться без внимания государства. Это монополизация рынка, инфляция, безработица и т. д
Рыночный саморегулирующий механизм, который лежит в основе рыночных отношений в российском обществе, не обеспечивает нужного уровня экономической безопасности общества, не способен к антицикличе-скому регулированию, потому влияние государства на рыночную эконо-мику рассматривать актуально.
Данная проблема изучалась в произведениях ученых-экономистов: А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля, Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и др. Современные ученые также уделяют данной проблеме большое внимание, поскольку рынок постоянно развивается, требуются все новые инструмен-ты его регулирования.
Цель работы – раскрыть особенности государственного регулирова-ния современной рыночной экономики.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, цели и задачи государственного регулирования рыночной экономики;
- представить формы и методы государственного регулирования;
- охарактеризовать функции государства в рыночной экономике;
- оценить методы и формы воздействия на рыночную экономику;
- представить проблемы государственного регулирования в связи с пандемией и возможные пути их решения;
- охарактеризовать опыт государственного регулирования на при-мере отдельных стран.
Объект исследования – государство в рыночной экономике.
Предмет исследования – цели и методы государственного регулиро-вания рыночной экономики.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, анализ эконо-мической литературы, табличный и графический способы.
Теоретической базой курсовой работы явились труды отечественных авторов по теме исследования, материалы сети Интернет.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заклю-чения и списка литературы.
Во введении представлены актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики.
Во второй главе представлен инструментарий государственного ре-гулирования экономики в России и за рубежом.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
1. Теоретические аспекты регулирования государством
рыночной экономики
1.1. Особенности государственного
регулирования рыночной экономики
Рыночная система представляет собой способ организации экономи-ческой жизни, где капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг происходит на основе спроса и предложения. Рыночная экономика основывается на принципах свободного предпринимательства и выбора. В качестве основы данной системы выступают: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива, рыночная организация ресурсного распределения.
В качестве одного из достижений рыночной экономики называют ра-венство, а также равные возможности.
В силу своих особенностей функционирования рыночная система имеет вместе с тем ряд недостатков, которые называются в экономической теории рыночными провалами (или слабостями).
Рыночные слабости (несовершенства) представляют собой неспособ-ность механизмов рынка к решению некоторых задачи экономического характера вообще или самым лучшим образом. Рыночные слабости (несо-вершенства) проявляются при появлении внешних эффектов или внешних затрат, а вместе с тем в таком :
- в возможности возникновения монополизации;
- в трудности образования общественных благ на основе ком-мерческого характера;
- в образовании разного рода социально неприемлемых разли-чий в уровнях доходов населения.
Возможные причины рыночных слабостей состоят в том, что в дей-ствительности никогда не получается соблюсти все те условия, которые предоставляют возможность рыночным механизмам успешным образом решать основные проблемы общества экономического плана.
Представим самые важные из такого рода проблем:
- ни у кого из продавцов или покупателей не должна иметься возможность влияния на образование цен в большей степени, чем у остальных участников рынка (однако при этом многие рынки в значитель-ной или меньшей мере являются монополизированными);
- с одной стороны, среди продавцов, и покупателей - с другой стороны, не должно быть никого рода сговоров для обеспечения для себя наиболее выгодных условий проводимых сделок, чем можно было бы до-биться при условиях существования совершенной конкуренции (однако такого рода сделки в действительности встречаются достаточно часто);
- всем рыночным участникам должны быть доступными полные сведения по поводу положении дел на данного рода рынке (кто, что, где, когда и по какого уровня цене реализует);
- все издержки по любого рода сделке должны быть покрыты только участниками, и им же должны доставаться все возможные выгоды от такой сделки;
- государство или общественные организации не должны иметь возможности вмешательства в работу рынка на основе политических или религиозных мотивов.
Если данного рода идеальные для ведения работы безошибочного характера механизмов рынка условия не будут соблюдаться, то и меха-низмы рынка неизбежным образом начинают работать с ошибками. Тогда государство может столкнуться с проблемами экономического плана, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность.
Существуют сферы, которые находятся вне досягаемости конкурент-ного рыночного механизма. Это относится к социальной сфере, образова-нию, культуре, охране окружающей среды и т. п. Делая упор только на механизм рынка невозможно произвести справедливое распределение до-ходов между населением. Если рыночное распределение доходов ничем не ограничено, высока вероятность появления социальной поляризации, без-работицей, а также резкой дифференциации доходов и напряженности в обществе.
Рыночный механизм сам по себе не способен решить проблему вос-производства рабочей силы. Только с его помощью невозможно достичь глубоких стратегических прорывов в области науки и техники . В резуль-тате чего эффективность национальной экономики в значительной мере за-висит от вмешательства государства. Лишь синтезировав возможности государственного регулирования и рыночный механизм можно решить основные социально-экономические проблемы общества.
Цель государственного регулирования экономики – реализация национальных интересов, а вместе с тем лоббирование интересов более не-защищенных слоев населения страны.
В итоге роль государства проявляется в том, что оно решает задачи:
- во-первых, оно не только важнейший элемент системы, но и активно влияет на формирование внешней среды;
- во-вторых, при этом государство выступает в качестве важного участника рынка;
- в-третьих через набор определенных механизмов (бюджетно-налоговый, финансово-кредитный и т.д.) воздействует на межотраслевые пропорции, рыночную конъюнктуру, доходы товаропроизводителей и т.д.
К примеру, в России многие направления государственного регули-рования экономики проявляются через государственные программы. В 2019 году доля расходов на реализацию национальных (федеральных) проектов в объеме расходов, предусмотренных сводной росписью с изменениями на госпрограммы «Развитие образования» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», составляет 65,9% и 57,4% соответственно. По 5 госпрограммам доля бюджетных ассигнований на реализацию националь-ных (федеральных) проектов в объеме расходов на них составляет от 28% до 45% («Развитие физической культуры и спорта» – 28,7%, «Информа-ционное общество» – 35,4%, «Экономическое развитие и инновационная экономика» – 42,1%, «Охрана окружающей среды» – 43,8%, «Развитие транспортной системы» – 44,9%). Также следует отметить, что в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» доля расходов на ФЦП «Социально-экономическое раз-витие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» составляет 100% .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №435 (ред. от 10.04.2020) «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к креди-тору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349346/#dst100007.
2. Указ Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспе-чению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на терри-тории Российской Федерации в связи с распространением новой корона-вирусной инфекции (COVID-19)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/#dst0.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. №648-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/1K5S26gDukrfn2WgVxRzMFAqzMmRrFQS.pdf.
4. Аганин В.В. Государственное регулирование информационно-го рынка в Японии // Студенческий вестник. – 2020. - №42-5. – С.82-83.
5. Аксенов П. А. Экономика США в XXI веке: вызовы и тенден-ции развития : монография / П. Л. Аксѐнов, В. С. Васильев, С. А. Ермаков [и др.] ; отв. ред. В. Б. Супян ; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт США и Канады Российской академии наук. – М.: Издательство «Весь Мир». 2018. - 424с.
6. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федера-ции за январь-декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html.
7. Бексултанова А.И., Бачаев А.А., Горгиев Р.Т. Государственное регулирование экономики: цели, виды и методы регулирования // Тенден-ции развития науки и образования. – 2020. - №67-4. – С.22-25.
8. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Ди-намика доходов населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/rus_feb_2020.pdf.
9. Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник. – М.: Омега-Л, 2017. - 197c.
10. Дадаева У.С., Курбанисмаилов Х.Б. Общая характеристика ме-тодов регулирования экономики // Актуальные направления научных ис-следований: перспективы развития: сборник материалов XII Междун. науч.-практ. конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. – С.173-175.
11. Далгатова А.Б. Проблемы государственного регулирования экономики // Научно-практические исследования. – 2020. - №1-1. – С.46-48.
12. Зюкин Д.В. COVID-19 или рестарт экономики // Наука и прак-тика регионов. - 2020. - №1 (18). - С. 74-80.
13. Ковалева И.В. К вопросу государственного регулирования экономики // Вектор экономики. – 2020. - №2. – С.31-35.
14. Кудюрова А.В. Государственное регулирование экономики: характеристика, проблемы. пути решения // Регион: государственное и му-ниципальное управление. – 2020. - №1. – С.7-9.
15. Липсиц И.В. Экономика: Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 320с.
16. Маркина А.Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. - №6. – С.191-194.
17. Мироненко В.С., Карпухно И.А. Необходимость и основное содержание государственного регулирования национальной экономики // Экономическая теория в условиях глобализации экономики: тезисы докла-дов и выступления XI Междун. науч.-практ. конференции. – Донецк: ДНУ, 2019. – С.86-88.
18. Михаил Мишустин подписал постановление о максимальных выплатах безработным [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/39518/.
19. Орусова О.В. Современная модель экономики Японии: особен-ности развития // Самоуправление. – 2020. – Т.2. - №1. – С.303-306.
20. Парламент принял новый пакет законов для поддержки граж-дан в условиях коронавируса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48320/.
21. Полянин А.В., Долгова С.А., Голикова Ю.Б. Механизмы госу-дарственного антикризисного управления территориями // Вестник Алтай-ской академии экономики и права. – 2020. - №4-3. – С.392-400.
22. Похоронит ли коронавирус рыночную экономику [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru/editorial/2020-04-12/2_7841_editorial.html.
23. Почекутова Е. Н., Двинский М.Б. Государственное регулиро-вание экономики: учебное пособие в 2 ч. Ч. 1 : учебное пособие. - Красно-ярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. - 238с.
24. Правительство РФ с 20 марта вводит зеленый коридор на ввоз товаров первой необходимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customsforum.ru/news/business/pravitelstvo-rf-s-20-marta-vvodit-zelenyy-koridor-navvoz-tovarov-pervoy-neobkhodimosti--553901.html.
25. Рыбинская Е.Т., Рыбинский А.С., Берген Д.Н. Классификация методов государственного регулирования экономики // Евразийский юри-дический журнал. – 2018. - №8. – С.400-402.
26. Титов Я.Д., Мартынова А.Д., Заруднева А.Ю. Государственное регулирование экономики: подходы и особенности экономических преоб-разований в период пандемии // Матрица научного познания. – 2020. - №11-2. – С.173-176.
27. Узденова З.А. Особенности государственного регулирования экономики СЩА // Молодежь. Наука. Образование: сборник научных тру-дов конкурса научных работ «Студент-исследователь». – Карачаевск: К.-Ч.ГУ им. У.Д. Алиева, 2020. – С.187-191.
28. Уразалеева Е.Р. Опыт государственного регулирования эконо-мики в России и за рубежом // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного универси-тета: сборник статей. – Нижневартовск: НижГУ, 2019. – С.242-245.
29. Цыренжапова И.А. Формы и методы государственного регу-лирования экономики // Моя профессиональная карьера. – 2020. – т. 1. - №17. – С.145-152.
30. Чемоданов А.С. Правовые методы государственного регулиро-вания экономики // Отечественная юриспруденция. – 2020. - №2. – С.9-12.
31. Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и дефицит денежного дохода, динамические ряды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_51g(1).doc.
32. Чурмантаева Я.Р. О проблемах и путях совершенствования государственного регулирования национальной экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. - №4. – С.44-47.
33. Шариков П. Россия и США в информационную эпоху // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2019. - №2. – С.25-37.
34. Экономика без вируса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://covid.economy.gov.ru/.
35. Эксперты ВЭБ оценили влияние вируса на экономику России // РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/04/2020/5e919e0a9a7947391241d05b.
36. Ягумова Д.Р. Государственное регулирование рыночной эко-номики // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - №5-2. – С.212-214.
37. Dorothée Allain-Dupré. The territorial impact of COVID-19: Man-aging the crisis across levels of government [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/the-territorial-impact-of-covid-19- managing-the-crisis-across-levels-of-government-d3e314e1/.