Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Монополия как строение рынка 5
2. Сущность, понятия и общая характеристика монополий в российской экономике 11
3. Методы и инструменты регулирования естественных
монополий в России 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной отечественной экономике необходимость развития конкуренции в разных сферах и на разных уровнях хозяйственной деятельности заставляет возвращаться к исследованию конкуренции как исходной категории, центрального механизма рыночных отношений. Общепризнан тот факт, что конкуренция - это неотъемлемое свойство рынка, и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.
Неоднозначность социально-экономических условий приводит к образованию такой рыночной ситуации, как монополия и естественная монополия. Регулирование деятельности естественных монополий – одна из важных тем в странах с рыночной экономикой, так как от результатов этой деятельности напрямую зависят благосостояние населения и жизнь общества в целом. В Российской Федерации, где имеется нестабильность социально-экономического положения, фактор естественных монополий необходимо учитывать для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью обеспечения эффективного контроля и государственного регулирования деятельности монополий в Российской Федерации. Монополии осуществляют свою деятельность в ключевых для экономики России сферах, благодаря их деятельности, в значительной степени, формируется государственный бюджет. Инвестиционная деятельность монополий, качество и своевременность реализации ими утвержденных программ развития напрямую влияют на другие отрасли экономики. Государство стремится обеспечить эффективное взаимодействие с естественными монополиями, определить вектор их развития в целях обеспечения развития отдельных отраслей и страны в целом.
В сферах деятельности монополий, в которых сохранение монополизма выгоднее высокоразвитой конкуренции, действует особое государственное регулирование. Государственное регулирование является основной формой воздействия государства на монополии.
Цель работы - изучение монополии как строения рынка и особенности ее развития в российской экономике.
Задачи работы определены в соответствии с поставленной целью исследования:
- изучить монополию как строение рынка;
- рассмотреть сущность, понятия и общая характеристика монополий в российской экономике;
- отразить методы и инструменты регулирования естественных монополий в России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, а также сравнительно-правовой и логический подходы к изучению материала, статистические методы (расчет абсолютных, относительных показателей, показателей структуры и динамики).
Информационной базой для написания работы явились законодательные акты РФ, отдельные нормативные акты антимонопольного органа (ФАС России), а также аналитические и методологические публикации по исследуемой проблематике в периодических изданиях и Интернет-изданиях.
Структура курсовой работы представляет собой исследование, состоящее из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
1. Монополия как строение рынка
Монополистический рынок следует считать полной противоположностью рынку совершенной конкуренции и крайним проявлением неконкурентного рынка. Монополия - это «абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца товара, который не имеет близких заменителей» . По мнению Е.В. Ланкина, фирма может считаться чистой монополией, «если ее границы расширяются до масштабов отрасли» .
Монополистическому рынку присущи следующие черты :
- единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
- нет близких заменителей (продукт монополии уникален);
- диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
- наличие барьеров: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку и представляет собой рыночную структуру, предполагающую единственного продавца продукта, не имеющего близких аналогов на рынке. Такое абсолютное положение предоставляет монополисту исключительный доступ к ресурсам, дает возможность давления на конкурентов и потребителей. Это характеризует такую черту монополии как «чистые потери общества», объясняющее, насколько следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей за счет увеличения благосостояния монополиста.
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578.
2. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы») // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 52 (часть I). - Ст. 8111.
3. Александрова А.В. Методы исследования систем управления. Учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 159 с.
4. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / отв. ред. С. А. Пузыревский. – Москва: Проспект, 2020. – 325 с.
5. Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / Д. А. Гаврилов, А. Ю. Кинев, С. А. Пузыревский и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); под ред. С. А. Пузыревского. – М.: Проспект, 2021. – 205 с.
6. Антонов В.С. Теория конкуренции и монополий. Типология рыночных структур. - М.: ГУ ВШЭ, 2021. – 458 с.
7. Арбузов С.С., Бушуева И.В., Вапнярская О.И. Государственное регулирование национальной экономики: Гриф МО РФ. – М.: Альфа-М, 2020. – 534 с.
8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2018. – 362 с.
9. Бращин Р. М. Методы государственного регулирования естественных монополий // Вестник РЭА. – 2021. - №6. – С. 59-64
10. Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: Проспект. 2019. – 161 с.
11. Годовой отчет ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/Tmp_view/Годовой%20отчет%20ОА О%20РЖД%20за%202018%20год.pdf.
12. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. – М.: Статут, 2020. – 452 с.
13. Городов О. А. Прямая дискредитация конкурента как вид недобросовестной конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13059663.
14. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2020. – 620 с.
15. Девяткин С. А. Теория и практика конкуренции: учебно-методический комплекс. – М.: Евразийский открытый институт, 2018. – 360 с.
16. Естественные монополии в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://onlineserviceip.ru/biznes/vedenie/estestvennaya-monopoliyaprimery.html.
17. Калаева Д.М. Естественные монополии в экономике России / Д.М. Калаева, Р.А. Шаховский // E-scio. - 2022. - № 6. - С. 462-468.
18. Колбина Л. Критерии недовольного ритейла // Эксперт-Урал. – 2019. - № 23 – С. 14-18.
19. Круглов В.В. Конкуренция. – М.: Проспект, 2021. – 75 с.
20. Марьина А.В. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта регулирования естественных монополий / А.В. Марьина, Э.Ф. Шаяхметова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. - 2020. - № 2. - С. 129-135.
21. Мирзоева Э.Р. Сущность монополии как рыночной структуры / Э.Р. Мирзоева // Современная экономика. - 2022. - С. 6-9.
22. Недобросовестная конкуренция: учебно-практическое пособие / О. А. Городов, А. В. Петров, Н. А. Шмигельская; под ред. О. А. Городова. – М.: Юстицинформ, 2020. – 387 с.
23. Никулина В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией. – М.: Статут, 2021. – 365 с.
24. Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/.
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
26. Развитие теории и практики экономики труда: монография / под ред. А. И. Рофе, С. А. Шапиро. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 587 с.
27. Розанова Н. М. Национальная экономика в 2 ч. Часть 2: учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2020. – 544 с.
28. Солодуха Т.А. Понятие и виды естественной монополии / Т.А. Солодуха // Modern science. - 2021. - № 7-1. - С. 117-120.
29. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2020. – 785 с.
30. Экономическая теория: Учебник / Под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: «ИНФРА-М», 2018. – 620 с.
31. Экономическая теория: учебник / Под. Ред. Гукасьян Г.М., Маховиковой Г.А., Амосовой В.В. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2021. – 736 с.