Фрагмент для ознакомления
2
поскольку практически день в день вводились новые санкции с обеих сторон. По итогам 2016 года импорт в Россию из США вырос на 23 %, а импорт в Россию из ЕС упал на 36,3 %. Эти цифры хорошо показывают, что от введения антироссийских санкций терпит убытки Европа, а не США. Таким образом, страны Запада потеряли от санкций против России более $100 млрд.
В 2015 году президентом РФ Владимиром Путиным был впервые использован термин “импортозамещение”, то есть появилась необходимость в производстве отечественных товаров, тем самым уменьшая объемы закупок за рубежом. Однако прогнозы были таковы, что производство в РФ будет уменьшено на 5%, а цены должны были возрасти на 12%.
Причины невозможности и по сей день до конца освободиться от проблем, вызванных этим кризисом кроются в сильной связке России и зарубежных экономических отношений. Большинство отраслей экономики задействуют в своей деятельности иностранную технику. В России недостаточно производственной мощи, а оборудование на фабриках и заводах в большинстве случаев устарело. Отечественная банковская система крепко связанна с зарубежными системами Visa и MasterCard. А ко всему этому еще нужно прибавить то, что львиная доля бюджета страны формируется за счет продаж нефти.
В настоящее время Евразийской экономической комиссией введено 17 мер защиты внутреннего рынка только в виде антидемпинговых мер. Специальные защитные и компенсационные пошлины на единой таможенной территории в настоящее время не применяются. Также на территории ЕАЭС на текущий период продолжается 5 антидемпинговых расследований.
Очевидно, что на единой территории ЕАЭС, как и во всем мире, наиболее часто используемой мерой является антидемпинговая.
Наиболее значительное снижение доли импорта наблюдалось по товарообороту пищевыми продуктами (включая напитки и табак), где она по сравнению с началом 2014 г. сократилась почти в 2 раза и по итогам III квартала 2016 г. составила 6,2%. Вместе с тем, снижение затормозилось и в первом квартале 2017 года отмечается обратная тенденция – увеличение доли импорта, что отчасти связано с номинальным и реальным укреплением курса рубля по отношению к доллару США. [22]
По другим товарным группам, особенно по инвестиционным товарам, тенденция аналогичная, но начавшаяся раньше. Так, по автотранспортным средствам, а также автомобильным деталям, узлам и принадлежностям доля импорта в 2015 г. значительно снизилась, однако в 2016 г. заметно ее восстановление. Если в начале 2014 г. доля импорта в товарообороте автотранспортных средств составляла 40–45%, то сейчас она составляет уже почти 30%, хотя в течение 2015 г. опускалась до уровня ниже 15%.
Однако по целому ряду инвестиционных товаров значительного снижения объемов импорта в 2015 г. не наблюдалось, и по некоторым из них доля импорта в товарообороте сейчас даже превышает уровень 2014 г. [18] В частности, это касается машин и оборудования, бытовых электротоваров, радио и телеаппаратуры, фармацевтических и медицинских товаров. По всем этим группам доля импорта в 2015 г. существенно не снижалась, а по итогам III квартала 2016 г. была выше, чем в начале 2014 г., и при этом составляла 40 – 60% от общего объема товарооборота. [17]
В отношении лесоматериалов, стройматериалов, химических продуктов и санитарно–технического оборудования ситуация схожая. Например, по химическим продуктам доля импорта в 2015 – 2016 гг. росла и по итогам III квартала 2016 г. существен, но превысила показатели начала 2014 г., достигнув 15,0%. [16]
По продукции легкой промышленности ситуация смешанная. По текстильным и галантерейным изделиям доля импорта существенно снизилась по сравнению с началом 2014 г. Однако по одежде и обуви доля импорта выросла и достигла 29,3% по итогам III квартала 2016 г.
Доля импортной продукции в общем объеме товарооборота по товарным группам в 2016 году отражена в приложении к настоящей работе.
Необходимо отметить, что наилучшие результаты импортозамещения были достигнуты в агропромышленном комплексе, но и они не противоречивы. На фоне падения ВВП в 2015 году на 3,7%, сельское хозяйство демонстрировало положительную динамику – рост на 2,2%. В 2016 году ВВП сократился на 0,6%, а производство продукции сельского хозяйства выросло на 4,8%. При этом увеличивается вклад сельского хозяйства в основной макроэкономический показатель: доля сельского хозяйства в ВВП в 2016 году выросла до 4,4%, тогда как в 2014 году составляла 2,4%.
Это можно объяснить, что до введения продовольственного эмбарго торговые сети и другие российские импортеры имели налаженные связи с иностранными производителями и поставщиками продовольствия, предлагавшими выгодные условия сотрудничества. Однако введение запрета на ввоз широкого ассортимента продовольственных товаров из стран, против которых Россия ввела контрсанкции, привело к разрыву налаженных связей и сокращению импорта. Для решения проблемы дефицита на рынке продовольствия было найдено несколько вариантов: поиск новых партнеров среди российских производителей аналогичной продукции и выстраивание новых цепочек поставок продовольствия из стран, попавших в санкционный список, через третьи страны: Беларусь, Казахстан, Турцию, Сербию и др.
Экономической власти свойственно исполнять ряд важнейших функций в экономике таких как:
– определять ключевые цели формирования общества и реализовывать выбор альтернатив общественного развития;
– обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и единства;
– приводит в норму происходящие в обществе социальные конфликты, реализовывает деятельность, которая направлена на их разрешение;
– реализовывает неизбежное для всех разделение наиболее чрезмерных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам. [10]
При всём этом качество осуществления института экономической власти всецело зависит не только от достигаимости назначенных целей, но и от согласованности каждого участника и организаторов этого процесса.
Так, уравновешенная система экономической власти содействует эффективности и порядку в хозяйственной системе, укорачивает транзакционные излишки, внушает в поведение экономических агентов элемент предсказуемости и тем самым уменьшает потери, вызванные случайными и непредсказуемыми действиями. Но если посмотреть с другой стороны избыток власти может стать причиной неэффективности, что может привести к расколу между коллективными и личными издержками и выгодами, является важнейшей основанием серьезных деформаций в сфере распределение доходов.
Сильно заметна неэффективная структура кризисных мер, в которой нецелевой поддержке регионов, а также отечественному автопрому, в ущерб социальному сектору.
Возможным спасением антикризисного плана были бы такие меры, как: обновить и модернизировать работу антикризисных штабов; конкретизировать задачи для каждой из антикризисных мер и создание для них подробного плана исполнения; создание для каждой из антикризисных мер оценки её реализации.
2.2. Дестабилизация курса национальной валюты
На протяжении 2014 года было резкое повышение уровня ключевой ставки ЦБ РФ, что привело к росту процентных ставок и внутри экономики страны. В первую очередь, данная политика была нацелена на сдерживание роста инфляции и для укрепления российского рубля, что привело к замедлению роста денежной базы.
Но такая денежно–кредитная политика привела и к негативным последствиям, в первую очередь, для реального сектора бизнеса, ведь привлечение финансового капитала со стороны кредитных продуктов стало дорогостоящим инструментом.
По этой причине, может сделать вывод, что высокая учетная ставка все еще не дает экономике России демонстрировать положительную динамику ВВП.
Анализируя изменение денежной массы в стране, мы можем заметить, что в 2014 – 2015 годах был скачок вверх и ускорение прироста, но к концу 2016 года динамика изменилась, и более того, достигла 7–летнего минимума, что подтверждает жесткую позицию Банка России в рамках денежно–кредитной политики.
В последние годы экономическое развитие России претерпело большую неудачу, столкнувшись с многочисленными фундаментальными факторами, как внутреннего, так и внешнего характера проявления, что привело к ухудшению роста ВВП.
В первую очередь, речь идет о влияние таких факторов, как курс российского рубля и цены на нефть. Первый привел к тому, что внутри экономики страны начался резкий рост индекса потребительских цен (инфляция), а объем ВВП начал изменяться в сторону снижения. Помимо этого, Банку России пришлось принять экстренные меры, к которым относились:
– повышение уровня процентной ставки;
– интервенции на межбанковском валютном рынке, что привело к снижению международных резервов Банка России с 500 млрд. долларов до 350 млрд. долларов.
Банковский регулятор задался целью стабилизировать валютный курс, но для решения данной проблемы ему пришлось действовать в одиночку, поскольку другие органы аппарата государственного управления были заняты вопросом снижения экспортной выручки России из–за обвала цен на нефть. В результате, экономика страны недополучила миллиарды долларов налогов. Выручка энергетического сектора РФ снизилась в разы, а это, в свою очередь, продолжало давить на макроэкономические показатели: ВВП, инфляция, личные финансы.
По всем вышеперечисленным причинам денежно–кредитная политика Банка России изменилась кардинальным образом, ведь после стабильного периода восстановления экономики и финансовых рынков страны со временем мирового экономического кризиса 2008 – 2009 годов наступил неожиданный период «финансового шока».
По этой причине, Банку России пришлось изменить свои ориентиры по поводу денежно–кредитной политики, где применялись различные инструменты в сумме, входящие в каналы трансмиссионного механизма. Ведь с учетом всего этого Банку России предстояла нелегкая задача, а именно: стабилизировать валютный курс российского рубля и снизить уровень инфляции в экономике страны. В конечном итоге, по итогам 2016 года, можно сделать смелые выводы о том, что ЦБ РФ удалось выполнить эту задачу.
Каналы трансмиссионного механизма – это система показателей, изменяющихся под воздействием центрального банка и характеризующих влияние денежного предложения на экономику страны. Иными словами, трансмиссионный механизм денежно–кредитного регулирования – это механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и уровень инфляции, в частности.
При финансовом упадке перенакопление денежных средств, выступает в 3 разных проявлениях:
⦁ перепроизводство товарного капитала (можно наблюдать в виде роста количества не реализованной продукции);
⦁ перенакопление производительного капитала (выражается в форме увеличения неиспользованных производственных мощностей, значительный рост безработицы);
⦁ перенакопление денежного капитала (наблюдается заметное увеличение количества денег в обороте, которые не были вложены в какое–либо производство).
В качестве итога этого движения необходимо особо отметить высокое увеличение потерь изготовления, снижение стоимости и, безусловно, доходы.
Однако финансовый упадок может помочь выявить не только лишь грань, однако и толчок в формировании экономики, исполняя для того наиболее собственную побудительную функцию. В период упадка принимают, побудительные уменьшение потерь изготовления, усиление конкурентной борьбы, увеличение доходов.
2.3. Импортозамещение как эффективная мера экономической безопасности РФ
Процессы импортозамещения в новейшей истории Российской Федерации пытались индуцировать неоднократно. Первая попытка была предпринята после дефолта 1998 года. Девальвация национальной валюты дала мощный импульс развитию отечественного производства. Через два–три года девальвационный эффект исчерпал себя, а правительство за этот период не смогло создать условия для дальнейшего развития на инновационной основе. Благоприятная внешняя конъюнктура, вызванная восходящим трендом цены на нефть и другие сырьевые ресурсы в условиях быстрого экономического роста мировой экономики, создала условия для реализации сырьевого сценария развития российской экономики.
Вторая попытка запуска процессов импортозамещения была предпринята в период финансово–экономического кризиса 2008–2009 гг. Однако непоследовательность правительства в реализации стратегии импортозамещения и быстрое восстановление благоприятной конъюнктуры: рост цен на углеводороды и другое сырье, снова не позволили начать широкомасштабную диверсификацию экономики, направленную на снижение импортозависимости. Некоторые отрасли смогли воспользоваться ситуацией и нарастить объемы производства, но в отраслях высоко–технологичных импортозависимость в этот период выросла и достигла максимальных значений. И поэтому введение санкций со стороны ряда стран и ответное продовольственное эмбарго сопровождается дефицитом и резким ростом цен. В 2014 году предпринята новая попытка
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые документы
1. Федеральный закон от 14.04.1998 №63–ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» //www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 25.07.1998 N 130–ФЗ «О борьбе с терроризмом». URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 21.07.2011 №256–ФЗ «О безопасности объектов топливно–энергетического комплекса» //www.consultant.ru.
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //www.consultant.ru.
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //www.consultant.ru.
6. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 №1715–р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» //www.consultant.ru.
Специальная и научная литература
7. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность Российской федерации. Учебное пособие Изд.2–е, перераб. и доп.– Брянск: Изд–во БФ РАНХиГС, 2015. –308 с.
8. Котова Н.Н. Экономический анализ: учебное пособие / Н. Н. Котова; М–во образования и науки Российской Федерации, Южно–Уральский гос. ун–т, Каф. «Экономика и экономическая безопасность». – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 89 с.
9. Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма // Национальные приоритеты России. 2011. N 1 (4).
10. Мезенцева О.Е. Развитие высокотехнологичного производства в мире и России // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 7 (часть 1) – С. 176–181.
11. Международная экономическая безопасность: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Экономика и управление», «Информационная безопасность» и «Экономическая безопасность» / Ю. П. Господарик, М. В. Пашковская. – 2–е изд., стер. – Москва: Ун–т Синергия, 2017. – 413 с.
12. Национальная безопасность: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» / [Н. Д. Эриашвили, О. А. Миронова, Е. Н. Хазов и др.]; под редакцией Н. Д. Эриашвили [и др.]. – Москва: ЮНИТИ, 2017. – 287 с.
13. Орлова А. В. Эволюция понятия «Экономическая безопасность» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. №19–1 (138).
14. Прудиус Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Бизнес в законе. 2008. №1.
15. Русских О.И. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации // Концепт. 2015. №8.
16. Самочкин В.Н., Барахов В.И. Экономическая безопасность промышленных предприятий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №3–1.
17. Стасев М.А. Современные тенденции и анализ изменений уровня внешнеэкономической безопасности России // JER. 2011. №1.
Экономическая безопасность: Учебник /Под общ. ред. Л.П.Гончаренко, Ф.В.Акулинина. – М.: Юрайт, 2016. – 480 с.
18. Сталин И.В. Экономический террор и рабочее движение // Газета «Гудок». 1908. 30 марта. N 25.
19. Andrius Stankevičius/ Mykolas Romeris University, Faculty of Public Security, Department of Law. 2015 (15) Scientific
20. Technologies and modernization of industry: A view of the Accounting Chamber of RF. Federal Handbook, Vol. 25, pp. 405–414.
21. Sheila R. Ronis Economic Security – Institute for National Strategic Studies National Defense University. Washington, D.C. 2011 135 p.
22. Konrad Raczkowski , Friedrich Schneider The Economic Security of Business Transactions Chartridge Books Oxford (October 7, 2013) 462 p
23. C. Richard Neu, Charles Wolf, Jr. The Economic Dimensions of National Security – https://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR466.html
Интернет–ресурсы, справочные системы
24. http://www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ (Банка России).
25. http://www.castoms.ru – официальный сайт Федеральной таможенной службы.
26. http://www.gks.ru – Официальный Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики
27. https://minenergo.gov.ru – Официальный Сайт Министерства Энергетики Российской Федерации
Прочие источники
28. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики, декабрь 2016 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11217.pdf
29. Программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденная распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. 378–р». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/doc20130322 _019
30. Resilience of Natural Gas Networks during Conflicts, Crises and Disruptions. Электронный ресурс. Режим доступа: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0090265
31. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года». Электронный ресурс. Режим доступа: minenergo.gov.ru