Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управление любого рода, в том числе на национальном уровне, не может существовать без контроля над социально-экономическими процессами и деятельностью людей. Без контроля процессы управления становятся формальными и неэффективными. Без контрольной деятельности невозможно принять правильные управленческие решения. О сущности понятия "контроль" можно сказать, что это вид трудовой деятельности, осуществляемый в процессе управления, который заключается в сравнении зафиксированного положения управляемого объекта с его состоянием, определяемым определенными критериями.
Задачами исследования являются: анализ теоретических и практических проблем государственного финансового контроля; разработка концептуального подхода к формированию единой системы государственного финансового контроля и обеспечению ее эффективности и влияния на устойчивое функционирование экономики в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленными целями были определены основные задачи исследования.
- Определить социально-экономическое содержание управления государственными финансами и его сущностные характеристики.
- Дать более глубокое теоретическое обоснование объективной необходимости формирования единой системы управления государственными финансами в новой экономической ситуации.
- Определить пути совершенствования деятельности органов государственного финансового контроля в единой системе.
Объектом исследования является финансовый контроль.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в системе государственного финансового контроля в процессе проверки и аудита, и применение полученных результатов к социальной сфере.
1. Предмет, функции, формы и задачи государственного финансового контроля
1.1 Предмет и принципы государственного финансового контроля
Объектом государственного финансового менеджмента являются средства системного государственного бюджета, на стадии их формирования, распределения и использования.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности, адекватности и эффективности формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.
Организация государственного финансового контроля осуществляется с учетом следующих принципов
- Принцип законности - осуществление контроля основывается на нормативно-правовой базе, в том числе регламентирующей деятельность органов государственного контроля.
- Принцип объективности - отсутствие предвзятости и обоснованность выводов, сделанных в результате контрольной деятельности.
- Принцип открытости - публичное раскрытие результатов финансового управления и соблюдение положений о государственной и корпоративной тайне.
- Принцип подотчетности - строгое соблюдение всеми контролируемыми сторонами установленных процедур и признанных стандартов контроля.
- Принцип независимости органов финансового контроля - обеспечивается процедурами назначения и увольнения должностных лиц органов контроля.
- Принцип разграничения функций и полномочий - исключение дублирования функций контрольного органа в процессе осуществления контрольной деятельности.
- Принцип последовательности - наличие единой правовой базы, установление периодичности в осуществлении контрольных мероприятий [2].
Для успешного решения проблем, стоящих перед государственным фискальным контролем, необходима его четкая классификация и систематизация. Классификация государственного фискального контроля необходима для определения структуры и состава контрольных органов, а также для разработки законов и нормативных актов, развивающих задачи и функции органов фискального контроля. Систематизация государственного контроля необходима для повышения эффективности финансового контроля и децентрализации объектов контроля до субъектов. [3]
1.2Функции и задачи государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль выполняет следующие функции
Обнаружение отклонений.
- При исполнении закона о бюджете в части использования бюджетных средств.
- В организации доходной части бюджета.
- Соблюдение финансовой дисциплины министерствами и организациями.
Анализ причин отклонений.
- Выявление причин для каждого конкретного фактора отклонения.
Корректировка деятельности аудируемого лица основывается на предположении, что будут составлены предложения по устранению отклонений, выявленных в процессе формирования и исполнения бюджета, а также в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации.
Функция предупреждения состоит в профилактической работе по предотвращению фискальных правонарушений. Целью профилактики является выявление и устранение причин и условий, при которых совершаются преступления, для предотвращения новых противоправных действий и снижения уровня противоправной деятельности в обществе. Исполнение функций осуществляется в соответствии с правовыми основами Конституции Российской Федерации, Бюджетного комитета Российской Федерации, Административного кодекса Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правоохранительные функции Административная деятельность органов SFC не ограничивается правоохранительной деятельностью, но значительная ее часть является правоохранительной. Как средство обеспечения верховенства закона, эта функция направлена на пресечение противоправного поведения должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением их к юридической ответственности и применением к этим субъектам мер государственного или общественного принуждения.
Задачами государственного финансового контроля являются
- Организовывать и контролировать своевременное исполнение доходных и расходных статей бюджета федерального бюджета и нефедеральных фондов по объему, структуре и назначению.
- Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральных активов.
- Оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
- Финансовая оценка проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных агентств, регулирующих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджетов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
- Анализ отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и совершенствование бюджетного процесса в целом.
- Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и внефедеральных бюджетов в Банке России, уполномоченных банках и других финансово-кредитных организациях Российской Федерации.
- Обеспечение сбора налогов, таможенных пошлин и других платежей для обеспечения доходов государственного бюджета.
- Оценка эффективности работы министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.
- Контроль точности учета и отчетности.
- Улучшение бюджетной и налоговой дисциплины.
- Выявление резервов для увеличения доходной базы бюджета различных уровней и сокращения бюджетных расходов.
- Контролировать внедрение механизмов межбюджетных отношений.
- Проверять обращение бюджетных и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях.
- Управление организацией и распределением целевых бюджетных средств для финансовой поддержки населенных пунктов.
- Пресекать незаконные решения о предоставлении налоговых и таможенных льгот, государственных субсидий, грантов и другой помощи определенным налогоплательщикам или регионам.
- Выявление финансовых нарушений в бюджете и межбюджетных отношениях.
- Проводить профилактические информационные мероприятия для повышения бюджетной дисциплины.[4]
1.3. Сущность, виды и методы государственного финансового контроля
Управление государственными финансами - это деятельность органов управления, осуществляемая в соответствии с законом, с использованием конкретных приемов и методов, обеспечивающих законность, адекватность и эффективность формирования, распределения и использования бюджетных средств.
В настоящее время в России осуществляется два вида государственного контроля:
1. внутренний - его исполнителями являются счетные палаты и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации;
2. внешний - его исполнителями являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и органы управления субъектов Российской Федерации, наделенные соответствующими полномочиями..[5]
Схема 1.1- Структура финансового контроля
Основными задачами государственного финансового контроля являются выявление нарушений установленных стандартов, нарушений действующего законодательства, нецелевого и неэффективного использования выделенных бюджетных средств, а также минимизация негативных последствий этих нарушений путем привлечения виновных лиц к ответственности или выработки ряда мер по предотвращению повторения этих нарушений в будущем Это должно быть сделано.
Управление государственными финансами охватывает государственные финансовые ресурсы, государственный долг и государственные резервы. Согласно новой редакции Закона о бюджете Российской Федерации, объекты государственного финансового контроля определены следующим образом.
- Высший контролер (распорядитель, получатель) бюджетных средств; высший контролер (администратор) доходов бюджета; высший контролер (администратор) источников финансирования дефицита бюджета.
- Соблюдает ли финансовый орган целевые показатели и условия предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы РФ.
- Государственный сектор.
- Государственно-интегрированные предприятия.
- Хозяйственные товарищества и общества, в капитале которых участвуют органы государственной власти, а также коммерческие организации, капитализирующие доли (акции) в таких товариществах и обществах.
- Юридические лица (за исключением государственных органов).
Государственно-интегрированные предприятия, государственные предприятия и компании, хозяйственные товарищества, предприятия общественного характера.
Юридические лица (кроме государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных предприятий и компаний, хозяйственных товариществ, обществ с государственным участием в капитале и коммерческих организаций с долей (участием) в капитале), индивидуальные предприниматели, договоры (соглашения) о финансировании из соответствующих бюджетов, выполнение условий договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий физические лица в части соблюдения ими условий договора (соглашения) о предоставлении государственных гарантий.
- Органы управления негосударственными бюджетными средствами.
- Юридические лица, получающие средства из фондов вне государственного бюджета в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
- Кредитные организации, осуществляющие определенные операции с бюджетными средствами в части соблюдения условий договора (соглашения) о финансировании из бюджета.
Как известно, финансовый контроль - это проверка специально уполномоченным органом соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных и валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Методами осуществления финансового контроля являются:
- проверка;
- ревизия;
- обследование;
- санкционирование операций.
Таблица 1.1- Методы государственного финансового контроля.
Среди представленных здесь методов аудит является основным инструментом контроля и представляет наибольший интерес. Под аудитом понимается комплексное исследование контрольной деятельности, представленной в осуществлении контрольных мероприятий путем изучения документов и фактов, касающихся законности совершенных общих финансово-хозяйственных операций, точности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии с административным регламентом целью аудита является определение законности, в том числе целевого назначения, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
Государственная функция по проведению аудита возложена на Росфиннадзор. Нецелевое использование бюджетных средств и средств вне государственного бюджета, нарушение условий возврата бюджетных средств, полученных на возмездной основе, нарушение условий внесения платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора создаются в порядке ст. 28.9 КоАП РФ, а дела об административных правонарушениях - в порядке ст. 29. КоАП РФ. Они рассматриваются в порядке, указанном в статьях 1-29.13 [6].
В то же время следует подчеркнуть, что нецелевое использование бюджетных средств следует понимать не только как нарушение статьи бюджетных расходов ("перевод" средств с одной статьи расходов на другую), но, прежде всего, как нанесение ущерба бюджету. Для решения вышеуказанных проблем и улучшения текущей ситуации можно предложить ряд мер
1) Установить штрафы, пропорциональные объему бюджетных средств, использованных на другие цели.
2) уменьшение суммы штрафа вдвое, если получатель бюджетных средств восстановит сумму, использованную на незаконные цели, до завершения аудита
3) Установление нижнего предела для составления протоколов об административных правонарушениях в размере 5 000 рублей за одну или несколько платежных операций.
4) установить трехлетний срок давности за нецелевое использование средств, [7].
2.Система органов государственного финансового контроля, на примере Счетной палаты
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ.
Современные тенденции развития экономики и права обусловливают значимость и необходимость совершенствования базовых аспектов государственного управления. Основой управления в любом современном государстве является контроль. К настоящему времени сформировалось два основных подхода относительно определения содержания государственного контроля. Согласно широкому подходу, государственный контроль представляет собой управленческую контрольную деятельность государства в целом. В соответствии с узким подходом, государственный контроль понимается как административная контрольная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти. Следует отметить, что государственный контроль не ограничивается лишь деятельностью органов исполнительной власти, что ярко проявляется на примере государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль и аудит - одно из важнейших направлений государственного управления в экономической и правовой сфере на современном этапе. Значимостью контроля финансовых явлений и процессов со стороны государства обусловлена необходимость упорядочивания и четкого регулирования соответствующих правоотношений, поскольку от эффективности финансового контроля во многом зависит общее экономическое благосостояние государства. Особенную актуальность вопросы финансового контроля и аудита обрели в период распространения во всем мире новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку пандемия существенно повлияла на экономическую сферу общества не только в России, но и за рубежом, что потребовало принятия дополнительных мер, направленных на регуляцию финансово-правовых отношений. Вопросы государственного финансового контроля и аудита с точки зрения права заслуживают особого внимания, поскольку в России как правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ [1]) основой государственного финансового контроля и аудита являются нормы права, посредством которых устанавливаются пределы, формы, виды, меры финансового контроля, а также компетенция государственных органов, уполномоченных осуществлять контрольную деятельность в области финансов.
Правовое регулирование государственной контрольной деятельности в сфере финансов на современном этапе требует совершенствования, поскольку на законодательном уровне отсутствует четкая система государственного финансового контроля, а имеющиеся нормативно-правовые акты устанавливают различные пределы контроля в области формирования и движения финансовых ресурсов страны.
Чтобы обозначить круг субъектов государственного финансового контроля и аудита, для начала необходимо определить, что представляет собой государственный финансовый контроль и аудит. Как правило, при характеристике государственного финансового контроля в российском законодательстве имеется в виду бюджетный контроль. Иными словами, в современном законодательстве отражается узкий подход к пониманию содержания и пределов государственного финансового контроля. Так, глава 26 БК РФ [2] определяет основы государственного финансового контроля, т.е. раскрывает его виды, объекты, методы осуществления, а также закрепляет полномочия органов государственного финансового контроля. Исходя из данного подхода, в научной литературе государственный финансовый контроль определяется как «деятельность специально уполномоченных контрольных органов, регулируемую законодательством, в целях обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств» [3, с. 152].
В то же время в современной науке отражается и широкий подход к пониманию государственного финансового контроля, при котором последний не ограничивается рамками лишь бюджетного контроля. С точки зрения широкого подхода, государственный финансовый контроль рассматривается как «деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальными органами и уполномоченными лицами, направленная на законное, эффективное и безопасное распределение и использование финансовых ресурсов органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, с целью пресечения финансовых нарушений, а также обеспечения безопасности государства и граждан» [4, с. 247]. Таким образом, при подобном понимании содержания государственного финансового контроля в него включены такие отрасли, как бюджетный контроль, налоговый, валютный контроль и др.