Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Кризисная ситуация, возникшая в результате распространения пандемии COVID-19, стала серьезным испытанием для системы межличностных коммуникаций не только в России, но и по всему миру. Вынужденные ограничения, введенные в качестве карантинных мер, повлияли на возможности общения между людьми, до неузнаваемости изменили коммуникативные функции сотрудников на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания.
В первую очередь, это коснулось офисного персонала, а также сферы образования и торговли. Обществу пришлось приспосабливаться к новым условиям взаимодействия, поскольку «система коммуникации в социальном организме представляется не менее важной, чем нервная система в человеческом организме, а последствия сбоя работы коммуникативной системы не менее страшны, чем результаты нарушения работы нервной системы».
Однако изменения в этих сферах носили не только отрицательный, как это могло бы показаться на первый взгляд, но и положительный характер. Начали вырабатываться новые формы коммуникации, открылись возможности для дистанционной работы в деятельности образовательных учреждений и обслуживающего персонала, появились всевозможные сервисы доставки продуктов питания, товаров широкого потребления, новые технологии взаимодействия в банковском секторе и иных сферах обслуживания.
Ограничения в личностном общении в период ковидного кризиса привели к необходимости поиска инновационных форм коммуникаций, позволяющих избежать непосредственного личного контакта между субъектами.
«Общение и коммуникация представляют собой два вида межсубъектной деятельности. В отличие от общественных отношений, общение – конкретный деятельностный процесс, а не абстрактные соотношения признаков и количественных данных»
Сложности коммуникаций в период пандемии одновременно выявили и широкие возможности для применения интернет-технологий в различных сферах общественной деятельности, открыли окно возможностей для инноваций в области коммуникативного взаимодействия внутри социума. Причем, изменения коснулись не только экономики, но и межличностных коммуникаций в других сферах общественных отношений. Потребовался целый набор технологических усовершенствований, позволяющих осуществлять взаимодействие между субъектами общения с учетом введенных ограничений в период COVID-19.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения и обобщения опыта коммуникаций в период пандемии COVID-19 как нового опыта для общества и возможностей его использования.
Целью исследования является выявление основных тенденций и особенностей коммуникативного процесса в период пандемии и сопутствующих ей карантинных ограничений.
Объектом исследования является коммуникационная деятельность в период пандемии COVID-19.
Предметом данного исследования являются социологические аспекты коммуникаций в период пандемии и их влияние на общественное развитие.
Задачами курсовой работы являются:
1. изучение и освещение различных аспектов современных коммуникаций на основе имеющихся научных данных по теории коммуникации;
2. выявление тенденций развития коммуникативных технологий и их трансформации в периоды кризисных ситуаций;
3. анализ положительных и отрицательных сторон изменений форм и видов коммуникативного взаимодействия в период карантинных ограничений, вызванных COVID-19;
4. изучение возможностей распространения опыта, полученного в период пандемии, на постковидный период и дальнейшее развитие коммуникативных взаимодействий.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности распространения полученного опыта на сферу коммуникаций в периоды кризисных изменений в процессе общественного развития, а также использования полученного опыта в повседневной практике коммуникационных взаимодействии и развития новых коммуникативных технологий.
Методом исследования является системный подход, включающий сбор эмпирических данных, отражающих состояние коммуникации в период COVID-19, анализ статистических данных из открытых источников, обобщение полученных результатов на основании теоретических материалов.
Теоретико-методологическими основаниями для исследования стали изучение и осмысление трудов российских и зарубежных ученых по теории коммуникации, а также последние достижения в области научных исследований по проблемам, связанным с развитием коммуникаций в период пандемии COVID-19 за последние 3 года.
В работе использованы исследования, посвященные проблемам коммуникации в период пандемии COVID-19, изложенные в статьях российских и зарубежных ученых: И. Ю. Александровой, С .С Гаджиевой., О. Ю. Голуб, А. А. Грабельникова, М. А Грабельниковой, Е. В. Давлетшина, Л. К. Лободенко, Caroline Duncan, Е. Г. Жулиной, Е. Е. Ивлевой, И. Н. Карапетовой, М. С. Лебедевой, Н. И. Мариненко, А. С. Стоянова, И. С. Решетовой, О. И. Трохиновой, М. А. Юрченко, Д. В. Погосова, И. И. Янгирова, а также труды российских и зарубежных ученых по теории коммуникации и общей социологии: Д. П. Гавры, В. Г. Гречихина, И. И. Докучаева, И. А. Зосименко, Д. Е. Краснянского, Maxwell McCombs, Natalie J. Stroud, А. Н. Чумикова, Ф. И. Шаркова, с учетом актуальных социологических данных, полученных в результате телефонного опроса в 2019-2021 гг. (Т. Д. Марцинковская, Д. П. Ткаченко).
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Современные коммуникации как объект исследования: социально-философский аспект
В современном социуме коммуникация является, своего рода, стержнем и фундаментом, жизненной силой, на которой держится функционирование общества и социальный прогресс. При этом важно учитывать, что «когда мы говорим о социальном прогрессе, то подразумеваем … восхождение к более сложным формам общественной жизни, совершенствование социальных отношений, рост социальной свободы и справедливости». Коммуникация способствует накоплению и передаче опыта в общественном сознании, интерпретации полученных знаний и применения их с целью дальнейшего развития общественных отношений.
Именно поэтому феномен человеческого общения интересовал ученых еще с древних времен. Древнегреческий философ Аристотель более чем за 300 лет до н.э. в своем трактате «Риторика» изложил основы воздействия на аудиторию путем устной или письменной речи. А примерно за 100 лет до н.э. этой же теме посвятил свой диалог «Об ораторе» великий древнеримский оратор Цицерон.
Неудивительно, что к исследованию форм и методов коммуникации, как важнейшего фактора общественной деятельности, обращались многие ученые, как в древние времена, так и в последние годы. По мере развития и накопления научных знаний трансформировались представления о возможностях и средствах коммуникации. На протяжении последних столетий ученые предлагали новые объяснения коммуникационных взаимодействий в социуме, исследуя новые версии и теории.
Горячие дискуссии на эту тему не прекращаются и в наше время. Скорее наоборот – с развитием информационных технологий, интернета и телевидения, поток информации, обрушивающейся на слушателей через СМИ, намного превосходит возможности человеческого восприятия. Остро встал вопрос: как донести до конкретного потребителя сообщение, чтобы оно не утонуло в потоке разнообразного информационного шума и было услышано.
«Оригинальные варианты теории коммуникации предлагались почти всеми крупными учеными последних трех веков… например, диалогика В. С. Библера, диалогическая философия М. Бубера, Ф. Эбнера, Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, феноменология интерсубъективности Э. Гуссерля, А. Шюца и Л. Ландгребе, структурная антропология К. Леви-Стросса, экзистенциальная философия К. Ясперса…» Но только в ХХ веке теория коммуникации из разрозненных гипотез, знаний и фактов начала оформляться в стройную научную систему со своей методологией и терминологическим аппаратом. «Теория коммуникации как современная развивающаяся наука обладает рядом особых характеристик, которые, с одной стороны, ставят ее в общий ряд наук о человеке и обществе, а с другой — выделяют из этого ряда».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова И. Ю. Цифровые маркетинговые коммуникации на рынке образовательных услуг в период пандемии / Коммуникации в эпоху цифровых изменений. Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции // Под ред. А.Д. Кривоносова. – М., 2020. – С. 284-287.
2. Ю. Г. Волков. Социология : Учебник / 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2017. – 320 с.
3. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. Учебник / 2-е изд., испр. и доп. – М., 2019. – 231 с.
4. Гаджиева С .С., Морева А. Д. Проблемы эволюции рекламных и PR-коммуникаций в период пандемии / Теория и практика современной науки. № 3 (69). – М., 2021. – С. 72-80.
5. Голуб О. Ю. Коммуникации в кризисных ситуациях: модели интернет-присутствия / Социология. Политология. Т. 14, вып. 4. – Саратов, 2014. – 256 с.
6. Грабельников А. А., Грабельникова М. А. Визуальная коммуникация в период пандемии коронавируса / Культура в фокусе научных парадигм. № 12-13. – М., 2021. – С. 381-388.
7. Гречихин В. Г. Общая социология. Уч. пос. / 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2018. – 114 с.
8. Докучаев И.И.. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. – Комсомольск-на-Амуре, 2013. – 105 с.
9. Давлетшина Е. В., Лободенко Л. К. Трансформация корпоративных коммуникаций в вуза в социальных медиа в период пандемии / Российская школа связей с общественностью. № 18-19. – М., 2020.– С. 284-307.
10. Duncan Caroline. How COVID-19 Has Changed Employee Communications. – 2020.
https://www.alert-software.com/blog/covid-employee-communications.
11. Жулина Е. Г. Цифровизация коммуникаций персонала организации в период пандемии / Современные инновации социально-экономических систем. – Энгельс, 2021. – С. 116-120.
12. Зосименко И. А.. Социология массовых коммуникаций. Учебник. – Ульяновск, 2013 – 357 с.
13. Ивлева Е. Е. Изменения во внутренних коммуникациях организации в период пандемии / Вестник Российского нового университета. № 1. – М., 2021. – С . 69-74.
14. Карапетова И. Н. Особенности развития межкультурной коммуникации в период пандемии / Международное гуманитарное сотрудничество: новые вызовы и возможности. Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 76-81.
15. Краснянский Д.Е.. Основы теории коммуникации. Уч. пособие. – М., 2009 – 154 с.
16. Лебедева М. С. Бренды на карантине. Стратегические коммуникации в период пандемии / Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. № 21. – М., 2021. – С. 138-142.
17. Марцинковская Т.Д., Ткаченко Д.П. Опросник «Переживания пандемии COVID-19» // Новые психологические исследования. №1. – М., 2021. – С. 54-68.
18. Мариненко Н. И., Стоянов А. С. Анализ влияния массовых коммуникаций на социальное настроение в период пандемии COVID-19 / Государственное регулирование общественных отношений. № 2 (36). – М., 2021. – С. 312-317.
19. Maxwell McCombs, Natalie J. Stroud. Psychology of Agenda-Setting Effects. Mapping the Paths of Information Processing // Review of Communication Research. Т. 2, вып. 1. – М., 2014. – С. 68-93.
20. Решетова И. С. Роль эмпатийной коммуникации в период пандемии COVID-19 / Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сб. статей // Под ред. И.В. Белашевой, Н.В. Козловской, А.С. Лукьянова, Э.В. Терещенко. – М., 2020. – С. 108-111.
21. Трохинова О. И. Особенности политических коммуникаций в период пандемии коронавируса / Российская школа связей с общественностью. № 18-19. – М., 2020. – С. 100-120.
22. Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации. Уч. пособие. – М., 2013. – 172 с.
23. Чумиков А. Н. Антикризисные коммуникации государства, бизнеса и гражданского общества в период пандемии коронавируса / Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии. – Челябинск, 2022. – С. 10-30.
24. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М., 2002. – 245 с.
25. Юрченко М. А., Погосов Д. В. Профессиональная коммуникация в период пандемии / Россия в мировом пространстве: точки экономического роста в современных условиях. Сб. статей. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 319-323.
26. Янгиров И. И. Проблемы политической коммуникации в период пандемии COVID-19 / Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 224-227.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
27. Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373083/
28. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 31.06.2020 г. N 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».
https://docs.cntd.ru/document/565649076?marker=6520IM
29. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 г. № 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019".
https://rg.ru/documents/2020/03/17/rospotrebnadzor-post6-site-dok.html
30. Письмо Роспотребнадзора 02/4385-2020-27 от 17.03.2020 г. «О направлении памяток для волонтеров и лиц пожилого возраста»
http://www.45.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/O7u6/content/рекомендации-роспотребнадзора
31. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"
https://rg.ru/documents/2020/03/20/rospotrebnadzor-post7-reg-dok.html
32. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 г. № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019".
https://rg.ru/documents/2020/04/01/rospotrebnadzor-post9-site-dok.html
33. Письмо Роспотребнадзора от 09.04.2020 г. № 02/6475-2020-32 «Об использовании средств индивидуальной защиты».
https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/ 2009.04.2020.pdf
34. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.04.2020 № 11 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019»
https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/specialists/COVID-19/Sbornik_CH.2_26_maja.pdf