Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов - монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.
Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.
Актуальность темы исследования заключается в том, что общество на данном этапе экономического развития переживает эпоху глобальной машинизации, которая продолжается уже несколько веков.
Одним из последствий этого является то, что на сегодня большой процент потребителей большинства стран мира могут позволить себе наличие легкового автомобиля.
Именно поэтому на протяжении нескольких последних десятилетий автомобильная промышленность стала одной из ведущих отраслей экономики многих государств.
Кроме того, в условиях современной глобализации и мировой экономической интеграции важным аспектом эффективного и полноценного функционирования мирового товарного рынка, рынка легковых автомобилей в частности, является анализ его особенностей и основных внутренних рыночных факторов. Это важно для ускорения интегрирования отечественного рынка мировых стран невысокого экономического развития в основные общие международные товарные рынки.
Автомобильная промышленность мира - это ёмкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей.
Целью работы является исследовать структуру и современное состояние автомобильного рынка, а также определить дальнейшие перспективы его развития.
Предметом исследования являются особенности функционирования автомобильного рынка и основные факторы влияния на него.
Для достижения определенной цели возникают следующие задачи:
- изучить понятие, субъекты и объекты автомобильного рынка;
- рассмотреть историю появления автомобильной промышленности;
- проанализировать рынок легковых автомобилей России;
- проанализировать грузовой рынок автомобилей России;
- рассмотреть перспективы развития автомобильного рынка в России.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов теоретического и практического исследования, а также библиографического списка и приложений.
1. Теоретические основы автомобильного рынка России и мира
1.1 Понятие, субъекты и объекты автомобильного рынка
Состояние автомобильного рынка является важнейшим индикатором развития современной экономики. По масштабам влияния на мировое хозяйство в течение всего ХХ века автомобилестроение занимает ведущее место среди всех отраслей промышленности.
Каждая страна уделяет особое внимание развитию этой сферы. В свою очередь наиважнейшим показателем состояния и уровня развития автомобильной отрасли страны в целом является объем производства легковых автомобилей.
Так, доля объема совокупной стоимости произведенного продукта автопромышленного сектора в ВВП Южной Кореи составляет около 10 %, в Японии этот показатель достигает 12 %, в Германии – 14 %. Доля автопрома этих стран в общем объеме экспорта еще показательнее: Япония – 25 %, Германии – 20 %, Южная Корея – 15 % [1, с. 50].
Понятие «автомобильный рынок» напрямую связан с понятием «автомобильной отрасли». Для того чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка, выявить его субъекты и объекты.
В экономической теории понятие автомобильный рынок принято трактовать как:
- способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов [3, с. 18];
- совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг;
- совокупность конкретных условий, необходимых для налаживания контакта между покупатели и продавцами с целью покупки или продажи товара, предоставления или получения услуги.
Понятие «рынок» может пониматься и в общепринятом смысле как
- любой институт или механизм, способствующий контакту покупатели и продавца конкретного товара, услуги;
-территория на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет стоимость.
Любой рынок имеет два основных образующих его элемента: субъекты рынка и объект – товар (услуга) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Составляющие автомобильного рынка [10, с.68]
Товар – все, что может быть предложено на рынке для привлечения внимания, ознакомления, использования или потребления, что может удовлетворить нужду или потребность.
Это может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).
Объектом на автомобильном рынке выступает готовый автомобиль, т.е. специфический высокотехнологичный товар, требующий участия специалистов при покупке, эксплуатации и обслуживании.
В техническом смысле под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию. Автомобиль является товаром длительного пользования, это имеет свое подтверждение особенно в России, где автомобили не только используются на протяжении многих лет, но при этом могут быть многократно перепроданными.
Автомобиль представляет значительную часть состояния владельца. Поэтому автомобильный рынок должен не только предоставлять потребителям новые автомобили, но и гарантировать сервис и ремонт, обмен старого автомобиля на новый, безопасное состояние покупаемого подержанного автомобиля, гибкие финансовые схемы. [11, с. 233]
На данный момент существует большое количество марок производителей автомобилей, которые делятся на следующие типы.
Легковой автомобиль – автомобиль для перевозки пассажиров (1-8 чел., не включая водителя) массой до 3500 кг. Есть два типа легковых автомобилей, с закрытыми и открытыми кузовами. Есть несколько вариантов закрытого и открытого кузовов. Закрытый делится на седан, лимузин, универсал, купе, фургон и хэтчбек. Открытый делится на: родстер, ландо, фаэтон и кабриолет.
К легковым автомобилям также относятся внедорожники и пикапы. Внедорожник – как правило легковой автомобиль повышенной проходимости, адаптированный для езды по бездорожью.
Отличительной особенностью внедорожников является привод на все колеса, а так же шины со специальным рисунком протектора. И ряд прочих технических особенностей.
Пикап – грузопассажирская модификация внедорожника или легкового автомобиля с открытой платформой с задним откидным бортом. Грузоподъемность пикапов варьируется от 150 до 4500 кг.
Гоночный автомобиль – автомобиль, предназначенный для спортивных соревнований, установки различных рекордов скорости и т.п.
Грузовой автомобиль – автомобиль предназначенный для перевозки различных грузов. На базе грузовых шасси выпускаются специализированные и специальные автомобили. К специализированным автомобилям относят: автомобили гражданского назначения, такие как авторефрижератор и автоцистерна.
Автомобиль особо большой грузоподъемности – автопоезд, автомобиль или любое другое автотранспортное средство, имеющее габарит по ширине более 2.5 метров, а нагрузки на ось которого превышают 120 кН (12 тонн силы).
Автобус – автомобиль, не являющийся троллейбусом, предназначенный для перевозок 8 и более пассажиров. Троллейбус – безрельсовое транспортное средство, которое питается электроэнергией от внешнего контактного провода. Электромобиль – автомобиль, в котором для движения используется энергия собственных батарей и аккумуляторов Гибридный автомобиль – автомобиль, использующий одновременно как традиционный двигатель внутреннего сгорания, так и электрический.
В настоящее время в мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 70-75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т.д.).
Субъектами рынка в общепринятом смысле являются с одной стороны представители предложения – производители / продавцы, с другой стороны представители спроса – потребители / покупатели.
Существует так же классификация субъектов рынка, в рамках которой они делятся на три группы: домашнее хозяйство, бизнес (предприниматели) и правительство.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Гилева Т.А., Валиуллина А.И. Мониторинг реализации стратегии предприятия на основе анализа разрывов // Проблемы теории и практики управления. - 2016.- № 9. - С. 123 – 1он32.
3. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
4. Дудин, М.Н. Статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, М.Л. Лезина. – Москва : Юрайт, 2019. – 374 с.
5. Маркова, Е.С. Инновационная политика государства в сфере транспорта / Е.С. Маркова, Н.В. Воронин. – Текст : непосредственный // Инновационная экономика и право. – 2021. – № 2 (17). – С. 9–18. – DOI 10.12345/2782-263X202128.
6. Машиностроительный комплекс региона: диагностика, конкурентоспособность, стратегические приоритеты (на примере Республики Башкортостан) / Исмагилова Л.А., Климова Н.И., Гилева Т.А., Бухарбаева Л.Я., Галимова М.П., Матягина Т.В., Романова О.В. – М.: «Издательство «Инновационное машиностроение», 2018. – 421 с.
7. Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн руб. – Текст: электронный // РБК : [сайт]. – 2021. – URL: https://biznes-po-https://auto.vercity.ru/statistics/sales (дата обращения: 29.11.2021).
8. Мхитарян, В.С. Статистика / В.С. Мхитарян. – Москва : Юрайт, 2020. – 490 с.
9. Поликарпова, Т. И. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 254 с.
10. Прокудин, Д.А. О планировании продаж на предприятиях автомобильного бизнеса: структура планирования / Д.А. Прокудин. – Текст : непосредственный // Вестник университета. – 2017. – № 1. – С. 68–72.
11. Прокудин, Д.А. Разработка комплексной методики внутрифирменного планирования продаж продукции автомобильной компании / Д.А. Прокудин. – Текст : непосредственный // Вестник МФЮА. – 2019. – С. 233–235.
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р (ред. от 22.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». – Режим доступа – http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 297129/ – (Дата обращения: 24.05.2019).
13. Рынок каршеринга в России. – Режим доступа – https://roem.ru/wpcontent/uploads/2019/03/karshering.issledovanie.sberbanka.pdf – (Дата обращения: 25.05.2019).
14. Статистические данные о продажах автомобилей в РФ и КНР. – Текст : электронный // Auto Vercity : [сайт]. – 2021. – URL: https://auto.vercity.ru/ statistics/sales (дата обращения: 29.11.2021).
15. Тренды авторынка России: падение посещаемости автосалонов и развитие онлайн-продаж. – Режим доступа –https://www.sostav.ru/publication/kak-razvivaetsyaavtomobilnyj-rynok-i-put-k-pokupke-33882.html – (Дата обращения: 25.05.2019).
16. Целиков С. Какие автомобили чаще покупают в разных регионах России. – Режим доступа – https://www.autostat.ru/interview/34173/ – (Дата обращения: 25.05.2019).
17. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
18. Юнусова Р. Автомобили на газомоторном топливе – тренд будущего – Режим доступа – https://www.autostat.ru/showroom/38637/– (Дата обращения: 24.05.2019)