Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная политика опирается на устойчивую стратегию, созданную в ответ на признанную обществом (гражданами) проблему, которая касается многих. В идеале, такая стратегия должна разрабатываться в направлении снизу вверх, вовлекая в процесс все слои общества, которые обеспокоены данной проблемой. Стратегия, как правило, подразумевает масштабный план действий, в котором описываются цели и задачи различных групп заинтересованных сторон, включая государство, гражданское общество, бизнес и т.п.
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика .
Целью данной работы является рассмотрение государственного бюджета и его особенностей в российской финансовой системе.
Задачи:
- рассмотреть сущность, функции государственного бюджета;
- изучить структуру и сбалансированность государственного бюджета ;
- изучить основные показатели государственного бюджета за 2020-2021 гг; особенности составления планов на 2022-2023 гг;
- рассмотреть особенности исполнения приказов государственного бюджета в РФ.
Объект исследования – государственный бюджет РФ.
Предмет исследования – особенности составления планов государственного бюджета РФ.
Глава 1. Основы формирования государственного бюджета
1.1 Понятие государственного бюджета, его функции
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определенный период. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти
Государство стимулирует капиталовложения и восстановление баланса между запасами и вложениями; сохраняет баланс занятости населения; развивает импорт и экспорт товаров; может изменять уровень цен; участвует в перераспределении доходов и др.
Государство использует при проведении своих мер методы кредитно-денежной и фискальной политики, благодаря которым происходит регулирование государственных доходов и расходов; регулируется состояние денежной массы в обращении и развивается кредитная сфера.
Под бюджетной политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Цели бюджетной политики:
1) Обеспечение стабильности экономического роста;
2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);
3) Обеспечение стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
Бюджетная политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на величину совокупных расходов.
Инструменты бюджетной политики:
1) Закупки государства;
2) Налоги;
3) Трансферты.
Инструменты бюджетной политики влияют на совокупный спрос по-разному. Например, изменение государственных закупок влияет непосредственно на совокупный спрос, а налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса, поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение трансфертов также увеличивает совокупный спрос.
Увеличение налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос. Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла экономики .
Дифференцируют следующие виды бюджетной политики:
1) Стимулирующая (применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов; увеличение трансфертов.
2) Сдерживающая (применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов, уменьшение трансфертов.
К налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов, выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:
1) Единство (концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная классификация;
2) Полнота (по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);
3) Реальность (правдивое отражение доходов и расходов государства).
4) Гласность (обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках доходов).
Если бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания. Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует сокращение национального дохода.
Небольшой уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала .
Согласно ст. 50 Бюджетного Кодекса РФ, в федеральный бюджет происходит зачисление налоговых доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами:
1) Налог на прибыль организаций по ставке, которая установлена для зачисления данного налога в федеральный бюджета – по нормативу 100 %.
2) Налог на прибыль организаций – по нормативу 100 %.
3) Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделении продукции – 25 %
4) Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. Исключение составляют пиво, вино, фруктовые вина, игристые вина и др. – по нормативу 20 %
5) Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных двигателей, которые производятся на территории РФ.
6) Акцизы на табачную продукцию – 100 %
7) Акцизы на средние дистилляты, которые производятся на территории РФ – по нормативу 50 %
8) Акцизы по подакцизным товарам и продукции, которая ввозится на территорию РФ – по нормативу 100 %
9) Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородов – по нормативу 100 % .
10) Налог на добычу полезных ископаемых (исключение в виде углеводородного сырья, алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40 %.
11) Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ – по нормативу 100 %.
12) Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья – по нормативу 100%
13) Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, за исключением газа горючего природного – по нормативу 95 %.
14) Сбор за использование объектов водных биологических ресурсов – по нормативу 20 %.
15) Государственная пошлина – по нормативу 100 %.
16) Государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления или документов, которые нужны для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – по нормативу 50 %.
17) Государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий, если заявления подаются в электронной форме и документы выдаются через МФЦ – по нормативу 75 % .
1.2 Структура государственного бюджета
Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:
1. Сбалансированный бюджет
2. Дефицит
3. Профицит
Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное.
Способы сокращения бюджетного дефицита:
1. Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса разрабатывается государственная Программа сокращения бюджетного дефицита.
2. При определении источников покрытия бюджетного дефицита желательно не прибегать к эмиссии и использовать только в экстренных случаях, поскольку эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, нарушает законы денежного обращения.
Как показал анализ литературных источников, в перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита включают такие, которые, с одной стороны стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой – способствовали снижению государственных расходов.
3. Снижение бюджетного дефицита происходить по специально разработанной программе, которая включает следующие меры:
Развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; приватизация собственности и разгосударствление. Рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит снизить бюджетное финансирование;
Корректировка трансфертной политики, которая предполагает сокращение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, увеличение эффективности трансфертных платежей;
Развитие рынка государственных ценных бумаг, это позволит финансировать расходы государства без повышения денежной массы в обороте;
Привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.
Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается следующей концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет .
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая
Фрагмент для ознакомления
3
1) БК РФ Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/c347478b850fb7c4a92141cb188a76d83ac72e0f/
2) БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов//https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan_2020-2022.pdf?ysclid=l3iu9c3k9h (дата обращения 23.05.2022)
3) Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов// https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/12/main/Budzhet_dlya_grazhdan.pdf (дата обращения 23.05.2022)
4) Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год// https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf (дата обращения 23.05.2022)
5) Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" от 01.04.2020 N 69-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349045/ (дата обращения 23.05.2022)
6) Федеральный закон "О внесении изменений в статью 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 07.04.2020 N 114-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349578/ (дата обращения 23.05.2022)
7) Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 18.03.2020 N 52-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347933/ (дата обращения 23.05.2022)
8) Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 N 380-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339305/ (дата обращения 23.05.2022)
9) Андреев С. А., Административная ответственность в системе предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере как эффективный метод обеспечения законности и дисциплины в управлении бюджетными средствами // Финансовое право. — 2020. — № 5. — С. 18-20
10) Афанасьев М. П., От профицитной к дефицитной бюджетной политике // Проблемы прогнозирования. — 2021. — № 5. — С. 42-50
11) Афанасьев М. П., Навстречу первому "зеленому" федеральному бюджету России: обоснование и разработка // Вопросы экономики. — 2021. — № 11. — С. 71-80
12) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2019
13) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой, В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019.
14) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2019.
15) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019.
16) Кимельман С., Национальное богатство недр в России // Экономист. — 2021. — № 11. — С. 93-105
17) Кимельман С., О влиянии недропользования на ВВП и консолидированный бюджет России // Экономист. — 2020. — № 1. — С. 68-75
18) Клепач А. Н., Основной драйвер – бюджет // Эксперт. — 2020. — № 1/3. — С. 16-20
19) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К° , 2019
20) Селезнев А., "Стартовые" позиции и основные показатели федерального бюджета на 2020-2022 гг. // Экономист. — 2020. — № 1. — С. 3-5