Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня в средствах массовой информации слова «терроризм» и «ислам» настолько часто употребляются вместе, что огромное количество людей во всем мире воспринимают эти понятия в качестве синонимов. Бесспорно, подобные рассуждения являются следствием незнания основ ислама, а также особенностей развития современного мусульманского мира, который не является единым, монолитным. На сегодняшний день мусульманский мир представляет собой конгломерат государств и этнических общностей, где разница в уровне экономического, политического, социального, духовного развития огромна. В исламском мире существуют общества, ассоциации и отдельные успешные личности, сумевшие приспособиться к современности, перенять все лучшие достижения западной цивилизации, при этом оставшись верными своей религии.
Признание приоритета человеческих ценностей в качестве основы образования, воспитания и развития человечества сегодня, как и раньше в истории, имеет важное значение. Ведь жизнь человека и человеческого общества приобретают смысл, когда в них реализуются ценности, направленные на утверждение и существование жизни человека и человеческого общества. Как справедливо заметили этнолог, социолог, философ и культуролог К. Леви-Стросс и советский и российский филолог, культурологД.С. Лихачев, XXI век должен стать веком гуманитарной культуры или его не будет совсем. Ценности гуманитарной культуры – высшие духовные ценности, которые носят императивно-оценочный характер и обеспечивают сохранение, развитие самой главной ценности – человека. В этом отношении мировые религии выступают аккумулятором общечеловеческих ценностей.
Ислам, традиционная религия для России, призывает к ценностям, незыблемость которых проверена веками. Несмотря на смену экономических формаций, культурных парадигм общества, ее ценности продолжают служить обществу и сохраняют большой потенциал для утверждения общечеловеческих принципов гуманизма.
Ислам основан на гуманизме, который не противоречит общепризнанным принципам гуманности. И являясь определенной религиозной формой мировоззрения, стилем мышления, образом жизни определяет деятельность людей духовно-нравственными потребностями, исходящими из сущности человека. Он определяет ориентир надлежащего поведения человека с учетом одаренности его гуманностью и нравственностью. Согласно исламскому учению в самом человеке заложена потребность в реализации человечности и воздействии человеколюбивых ценностей на человека. Освещение гуманистических идей и ценностей религии с научной точки зрения позволит более осознанно подойти к определению смысла жизни и дать ориентиры деятельности людей.
Гуманизм в современном понимании, в первую очередь, представляет собой систему этических ценностей, возвышающих человека. Гуманистические добродетели интерпретируются в натуралистическом плане. Так в человеке заложены доброта, справедливость, милосердие, способность прощать и т.д. Каждый человек нуждается в том, чтобы, по отношению к нему проявляли доброту, справедливость, милосердие, прощение. Гуманистические ценности ислама соответствуют экзистенциальным чертам самого человека и выступают как императивы нравственного поведения.
Ислам проповедует уважение к другим, призывает к справедливости и добру. Веротерпимость и толерантность — неотъемлемая составляющая мировоззрения мусульманина. И потому принципы сострадания и мирного сосуществования с другими культурами и религиями являются главными ценностями Ислама с момента его зарождения.
Цель исследования: изучение духовных ценностей ислама в контексте истории его формирования и развития.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть историю ислама.
2. Изучить жизнеописание пророка Мухаммада.
3. Выявить сущность джихада.
4. Проанализировать принципы толерантности, гуманизма и терпимости в исламе.
Объектом работы выступает ислам как одна из мировых религий, в которой сконцентрировано духовно-нравственное наследие восточной цивилизации.
Предметом работы являются духовные ценности ислама как базисные основания данной религии.
Методология исследования: в исследовании были использованы сравнительно-сопоставительный, проблемный методы научного познания.
Источниковая база исследования: в качестве источников в данном исследовании были выбраны Коран, Сунна, богословские труды и литература по истории ислама.
Теоретическая основа исследования и степень изученности темы исследования. Тема исследования предполагает обращение к широкому кругу источников разнообразной направленности и характера. Проблема разрабатывалась многими авторами. К первой группе исследований относится литература, посвященная исламу в целом, а также его отдельным сторонам и проявлениям. К этой группе источников относятся работы известных ученых-исламоведов, таких как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский, Г.Э. Грюнебаум и др. Вторая группа исследований рассматривает историю ислама в России. Сюда входят сочинения таких авторов, как Р.Г. Абдулатипов, И.К. Загидуллин, Р. Ланда и др.
Научная новизна работы определяется тем, что она выполнена на стыке науки и религии.
Практическая значимость работы определяется возможностью ее использования в учебном процессе и научных исследованиях. Данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении дисциплин «Религиоведение», «Культурология», «Философия», «История стран Азии и Африки», «Всемирная история» и т.д.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
1.1. Истинная религия ислама: прошлое и настоящее
Мы должны понимать, когда в VII веке зародилась исламская религия, было достаточное количество противоречий, которые опровергались только глубокими знаниями ученых. Однако за глубокими знаниями скрывается источник того, что приобрели ученые и праведные люди. Коран - это книга, вскрывшая новую эру, новые возможности человеческого разума. Можно предположительно утверждать, что Всевышний через Коран предупредил, что люди на этой земле всего лишь арендаторы.
Основоположником религии мусульман в VII веке стал Мухаммад из племени курайшитов, родившийся около 570 г. Арабы были тогда кочевым народом, в основном занимались торговлей, и на них лежали охранные функции караванных маршрутов. Мухаммад уверовал приблизительно в сорокалетнем возрасте после первого общения с Богом Аллахом через ангела Джабраила . Мы можем задаться вопросом: почему многие на Аравийском полуострове так верили Мухаммаду? Этому есть множество доказательств из писаний, например, в сборнике хадисов «Сахих аль Бухари» говорится, как Мухаммад кормил слепого иудея, который всячески препятствовал ему в распространении религии, а пророк Мухаммад в ответ лично кормил его из рук каждое утро, так как он был слеп и беден.
Неопровержимым доказательством для многих мусульман и иноверцев, которые впадали в заблуждение, был священный Коран, который полон мудрости, справедливости, доброты, и благочестия, которые были необходимы во все времена существования человечества.
Коран - это самая необходимая часть ислама, без веры в него человек считался не уверовавшим, для этого есть свое объяснение. Коран – божественное послание человечеству. В течение 23 лет собиралась данная книга пророком Мухаммадом, по преданию Аллах посылал Коран в форме стихов по отрывкам. В Священной книге насчитывается 114 сур от 15 до 6144 слов и 320000 букв, Коран разделен на 30 частей (джузы) для удобства чтения в течение месяца. Также в Коране указывается пятикратная молитва для мусульман «намаз», который является обязательным, разделенным на раннее утро, полдень, предвечернее время, вечер и ночь. После этого можно понять, что религия ислам больше, чем религия для мусульман. Это не единственное обязательство, далее следует пост в течение месяца рамазан, который каждый год определяется лунным календарем мусульман. Истинный правоверный должен соблюдать пост с рассвета до заката Солнца, то есть не употреблять пищу и не пить, а также иметь благодатное поведение, сторониться запретного. В Коране говорится, что мусульмане должны выплачивать обязательный налог - «закят» - ежегодно от различного вида дохода.
Следующее обязательство: если паломник находится в материальном достатке и его семья не нуждается, он должен совершить «хадж», то есть паломничество в священное место, которое находится в Саудовской Аравии в г. Мекка. Паломничество заключается в том, что мусульманину необходимо сделать особые ритуалы вокруг священной «Каабы», так называют мусульмане свою святыню. Можно считать, что ничего особенного в этом нет, но в данной святыне для мусульман есть кое-что особенное - это черный камень, состав которого на сегодняшнее время не изучен. По преданию этот камень был послан Аллахом до сотворения человечества.
Следующее обязательство, которое является источником ислама, без этой функции данная религия потеряла бы истину, речь идет всего лишь об одном предложении, имеющем многофункциональный смысл для мусульманского мира, утверждение из Корана: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его» .
Сейчас наступает новое время, человек стремится покорять новые вершины, появляются новые возможности, которые испытывают людей на прочность, а также религия, которая стремится идти за людьми, или же наоборот. Рассматривая исламскую религию в XXI веке, можем смело сказать, что она во многом преобразовалась еще со времен пророка Мухаммада.
Многие мусульмане впали в заблуждение, выбирая между течениями ислама, так как после смерти пророка Мухаммада ислам разделился на множество течений: два основных течения - сунниты и шииты, которые кардинальным образом отличались друг от друга. Так, например, сунниты верят в Книгу Бога Аллаха и Пророка, делают то, что делал пророк Мухаммад в свои года, по преданию Аллах послал его как пример праведным мусульманам, чтобы распространять добрые дела и религию. Однако шиитское течение довольно резко отличается от суннитов. Удивительным примером является то, что они совершают молитву 3 раза в день, в некоторых случаях - 4. На сегодняшний день общее количество суннитов – 90% и всего лишь 10% шиитов. На данный момент довольно большое количество течений в исламе, еще при жизни пророк Мухаммад заявлял, что в исламе появится 73 различных течения и только одно из них попадет в рай. Самое печальное то, что такого рода течения представляют опасность человечеству и наносят ущерб истинной религии, сокрушая репутацию ислама, стремясь навязать свою вымышленную идеологию. Мы должны уяснить тот факт, что в религии ислама нет функции принуждения к вере, не имеется призыв к насилию.
Можно привести в пример отрывки из Корана: «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах» (сура 2, аят 148) , также «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро» (сура 2, аят 195) , говорится в Cвященной книге. Общество должно понимать, что насилием, враждебным поведением друг к другу наносится вред будущему поколению, поистине к концу нашего жизненного пути останутся только благие деяния.
На сегодняшний день мы можем заметить, как изменился исламский мир в целом, говоря о разных течениях и радикальных направлениях. Радикальное направление – это совокупность одного или нескольких членов разного рода обществ, в которых направление программируется таким образом, что кроме их взглядов, суждений, которые они толкуют, нет ничего выше. В частности, в радикальные направления попадают молодые люди, которые заблуждаются в своей же религии. Религия мусульман, как мы уже ранее изложили, - ислам, прежде всего это вера в единого Бога, символ доброты - это священная книга «Коран». Не имея достаточного количество знаний, фундамента идеологии, непременно можно войти в заблуждение, так как в религии много тонкостей.
На наш взгляд, благополучные места, где на самом деле берут правильное направление ислама, - это, например, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Саудовская Аравия и т.д. Можем смело сравнить на Среднем Востоке некоторые страны, каково их положение сейчас, которые даже на сегодняшний день не могут восстановить свои города после страшной войны с радикалами, например, известный г. Мосул, расположенный на севере Ирака на реке Тигр в более 300 км от Багдада, с населением более 1 млрд. 500 тыс. жителей. На восстановление его инфраструктуры требуется 1 млрд. долларов. Были разрушены 735 дорог и мостов, 397 объектов коммерческой недвижимости, 253 общественных здания, 18 спортивных объектов, 18 военных объектов, 22 религиозных объекта - это согласно данным, которые предоставила Всемирная организация ООН. По данным курдской разведки боевые действия в Мосуле унесли жизни более 40 тыс. человек. Рассматривая факты, можем сделать выводы, что приведено еще одно доказательство того, что у данных радикальных направлений нет ни единой созидающей функции ислама, хотя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаев Е. В. Очерки культуры доисламский Центральной Азии; религия, философия, право. – Ташкент : Шарк, 1998.
2. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2020
3. Акунов В. В. Военно-духовные ордена Востока. М.: Вече, 2018. – 368 с.
4. Алиев А. А. Тайны семьи пророка Мухаммада: Монография / РАН. ИНИОН. – М., 2020. – 271 с.
5. Али-заде А. Хроники мусульманских государств I–VII веков хиджры Изд. 2-е, испр. и доп. М.: УММА, 2004. – 445 с.
6. Аль-Фараби. Трактат «О разуме» // Пер. с араб., предисл. и комм. Т. Ибрагима. / Ориенталистика. 2019. № 2 (4). С. 954–982
7. Антирелигиозный учебник. / Под ред. М. М. Шейнмана. М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1938. – 455 с.
8. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. 3-е изд. / Пер. с англ. К. Семёнов. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 500 с.
9. Архив Маркса и Энгельса. Т. V. М.: Госполитиздат, 1938. – 424 с.
10. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Вост. лит, 2002. – 784 с.
11. Бекбосынова С. Международный терроризм в современном мире // Обозреватель-Observer. – 2007. – № 3
12. Большаков О. Г. История Халифата. Ислам в Аравии 570–633 гг. Т.1. М.: Восточная литература, 2000. – 312 с.
13. Булач А. Джихад // Ислам о терроре и акциях террористов-смертников / сост. Э. Чапан. – М.: Новый свет, 2005
14. Бутромеев В. П. Жизнь пророка Мухаммеда. М.: ОЛМА Медиа групп, 2011. – 304 с.
15. Васильев А. С. История религий Востока. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999
16. Вашкевич Н. Н. Между богом и дьяволом. Универсальный семантический код. М.: Белые альвы, 2008. – 512 с.
17. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 752 с.
18. Гретц Г. История евреев от древнейших времён до настоящего. Т. 6. Изд. 2-е. // Пер. с нем. / Одесса: Тип. «Издатель» Я. Х. Шермана, 1905. – 449 с.
19. Григулевич И. Р. Инквизиция. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985. – 448 с.
20. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600–1258). / Пер. с англ. И. М. Дижура. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1986. – 216 с.
21. Джилман А. Сарацины: от древнейших времён до падения Багдада. М.: Вече, 2007. – 352 с.
22. Еврейская энциклопедия. В 16 т. Т. 7. / Под ред. Л. Каценельсона и Д. Г. Гинцбурга. СПб.: Тип. акц. общ. Брокгауз-Ефрон, 1906–1913. – 960 с.
23. Еврейский город Ясриб. URL: https://jewish.ru/ru/stories/reviews/3325
24. Жизнь пророка Мухаммеда. Изд. 3-е. Алматы: Түркістан Кітап Үйі, 2011.
25. Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль Баккаи, со слов Ибн Исхака аль Мутталиба (первая половина VIII века) / Пер. с араб. Н. А. Гайнуллина. М.: Умма, 2007. – 656 с.
26. Ирвинг В. Жизнь пророка Мухаммеда. / Пер. с англ. П. Киреевского. М.: Ломоносов, 2012. – 224 с.
27. Ислам : крат. справ. – М. : Наука, 1983
28. Ислам : энцикл. слов. – М. : Наука, 1991
29. Ислам и его отношения с Иудаизмом. URL: https://toldot.ru/islam.html
30. Исламоведение: Пособие для преподавателя / Э. Р. Кулиев, М. Ф. Муртазин, Р. М. Мухаметшин и др.; общ. ред. М. Ф. Муртазин. // 2-е изд., испр. М.: Изд-во Моск. исламского ун-та, 2008. – 416 с.
31. История государства и права зарубежных стран / под ред. О. Жидкова. – М. : Норма, 1996. – Ч. 1.
32. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2-х ч. - Ч. 1 / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О.А. Жидкова и дра юрид. наук, проф. Н.А. Крашенинниковой. - М.: Норма, 2004. - 624 с.
33. Кадырова К. А. Религиозно-правовой статус немусульман в раннем исламе (VII – сер. XI в.) / Вестник РУДН, серия Всеобщая история. 2009. № 4. С. 15–26.
34. Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М.: Наука, 1986.
35. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 622 с.
36. Крымский А. Е. История арабов, их халифат, их дальнейшие судьбы и краткий очерк арабской литературы. / Лекции проф. А. Е. Крымского. М.: Типо-литогр. В. Рихтер, 1903. – 296 с.
37. Крымский А. Е. История мусульманства. Ч. 2. М.: Тип. В. Гатцук, 1904. – 161 с.
38. Леер Г. А. Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны. Ч. 1. СПб., 1869. – 476 с.
39. Малышева Д. Ислам в современном мире. - Новый мир. - №2, 2002. - С. 115-128
40. Матвеев К. П. История ислама. М.: АСТ, 2005. – 254 с.
41. Микульский Д. В. Арабский Геродот. М.: Алетейа, 1998. – 229 с.
42. Мухаммад Саид аль-Ашмави. Джихад в исламе // Аль-ислам ас-сийяси (Политический ислам). – 3-е изд. – Каир, 1992
43. Никольский Л. Е. Ислам с точки зрения военной стратегии / Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 6. – 945 с. [Электронный ресурс] URL: http://adm.nauka20-35.ru/Files/ArticleFiles/590c1b17-8213-4d15-95b2-878f5e74f9a8.pdf
44. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС. – 2000. – № 8
45. Остроумов Н. П. Исламоведение. [Т.] 1: Аравия – колыбель ислама. Ташкент: Тип. при канц. Турк. Г. Губернатора, 1910. – 278 с.
46. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990. – 496 с.
47. Панычик А. Коранический ислам и проблема религиозного разнообразия. / Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. М., 2011. № 4 (226). 188 с.
48. Перевод Корана с расположением сур в порядке ниспослания их Свыше. СПб.: МЕРА, 2014. – 336 с.
49. Пиотровский М. Б. Аравийские пророки VII в. н. э. / Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII годичная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения по арабистике) / М.: Наука, 1978. – 168 с.
50. Попов А. И. Полная история ислама и арабских завоеваний. М.: АСТ, 2009. – 355 с.
51. Ражбадинов М.З. Радикальный исламизм в Египте. – М., 2003.
52. Резван Е. А. Введение в коранистику. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 408 с
53. Религиозные конфессии России. Толерантность, гуманизм, сотрудничество // Материалы 2-й межвузовской студенческой научной конференции. Москва, 28 октября 2008. – М., 2008. – 212 с.
54. Саидбаев Т. С. Ислам и общества. – М. : Наука, 1984
55. Саидов А. Х. Ислом хукукшунослик илми // Мулокот. – 1998. – № 1.
56. Саидов А. Х. Шариат – эьтикод, маьнавият ва хукук бирлиги // Хужалик ва хукук. – 1998. – № 4–5
57. Соловьёв В. Магомет: его жизнь и религиозное учение. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1902. – 80 с.
58. Стогов Д. И. Ислам: история и современность: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. – 48 с.
59. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. – М. : Наука, 1986
60. Тайна исчезновения евреев Аравии. URL: https://ujew.com.ua/history/tajnaischeznoveniya-evreev-aravii
61. Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 3-х т. Т. I. СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, 1913. – 872 с.
62. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003
63. Харун Яхья. Ислам проклинает террор. – Астана, 2002.
64. Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней: учеб. пособие / сост. Г. А. Гончаров и др. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2012. – 410 с.
65. Цветков П. П. Джихад в Коране и в жизни. Изд. В. М. Скворцова. СПб.: Типография «Колокол», 1912. – 88 с.
66. Шатаев А. Джихад – не священная война // https://proza.ru/2019/11/27/1984
67. Шрекк И. М. Древняя и новая всеобщая история, или руководство к преподаванию оной при публичном и приватном обучении юношества в округе императорского московского университета. В 3-х ч. Ч. 2. М.: В универ. тип., 1814. – 199 с.
68. Conder J. Arabia. Comprising its geography, history, and topography. Philadelphia: Pab. by T. Wardle, 1833. 340 p.
69. Rahman F. Islam and Modernity. – Chicago, London, 1982
70. The History of al-Tabari. Vol. VII. / State University of New York, 1987. xxxviii, 182 p.