Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
В настоящее время существует необходимость в стимуляции малого бизнеса, который является одним из условий завершения рыночного преобразования экономики государства, этим и обусловлена актуальность данной статьи. Решением задач, возложенных на малый бизнес, занимается, в первую очередь, орган законодательной и исполнительной власти, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, инновационные и технологические центры и др.
Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.
Сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Объектом курсовой работы является малое предпринимательство.
Предмет – особенности развития малого предпринимательства.
Целью работы является анализ особенностей малого предпринимательства, его сущности, роли, условий и тенденции развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность малого предпринимательства;
обозначить этапы развития малого предпринимательства в России;
проанализировать государственную поддержку малого бизнеса в России в 2018 году;
выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса России в условиях кризиса.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства и история его развития в России
1.1. Понятие и сущность малого предпринимательства
Предпринимательство – это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Предпринимательство, независимо от формы, представляет собой определенную деятельность субъекта (предпринимателя) и так или иначе связано с экономическими рисками для него. Главной задачей предпринимателя является не только уметь производить товар или оказывать ту или иную услугу, но и понимать, существует ли на них спрос, и обеспечивать предложение. С такой точки зрения предпринимательство – это всегда определенный риск. Такой род деятельности является универсальным, его можно осуществлять в разных сферах, которые ближе владельцу. Среди них: промышленная сфера; научная; информационная; потребительская; сервисная и другие.
Малое предпринимательство, безусловно, считается значимым сектором современной российской экономики, создающим конкурентную среду, новые рабочие места, производящим рост доходов населения за счёт самостоятельной деятельности, приумножающим поступления в местный бюджет и образующим средний класс. Индивидуальность данной области при достаточном уровне его прогресса способствует устойчивости отрасли.
Последние годы всё чаще повышается тенденция к созданию малого бизнеса, который не требует основательных вложений средств, значительного количества промышленного и информационного оборудования, а также обильного сотрудничества работников. Отрасли, связанные с производством потребительских товаров и услуг, ныне считаются самыми привлекательными для малых предприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
2. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2020. - № 3 (38). – С. 10-14.
3. Ананьев А.П. Экономическая теория. – М.: Экономист, 2021. – 296 с.
4. Андреев Б.Ф. Экономическая теория. – М.: Дело, 2019. – 415 с.
5. Белоусов Р.А. Экономика. – М.: Экономика, 2019. – 391 с.
6. Боканова М.Н. Экономическая теория. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 489 с.
7. Бондаренко Е.В. Планирование на малых предприятиях: теория и практика // Экономика: теория и практика. – 2020. - № 3 (59). – С. 93-96.
8. Досова А.А. Исследование сущности и содержания финансовой устойчивости предприятий малого бизнеса // Финансы и учетная политика. – 2020. - №3 (18). – С. 20-25.
9. Дунаева Н.Ю. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 268 с.
10. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 373 с.
11. Жукова Е.Ф. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 488 с.
12. Заславский И.Е. Курс экономической теории. – М.: Наука, 2019. – 319 с.
13. Какодей И.В., Волосатов В.Д. Проблемы развития малого бизнеса в России // Современные проблемы управления организациями, территориями, страной: взгляд молодых / материалы студенческой научной конференции. Челябинский государственный университет. – 2022. – С. 56-58.
14. Камаева В.Д. Экономическая теория. – М.: Проспект, 2019. – 364 с.
15. Коба Е.Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2020. - № 1 (25). – С. 91-98.
16. Лещинская Г.А. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 477 с.
17. Нестеренко А.А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. – 2022. – № 8. – С. 73-79.
18. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Гуманитарное издательство «ВЛАДОС», 2021. – 295 с.
19. Рощина И.В., Мальцев Д.И. Уровни социально ориентированной экономики и процесс становления новой экономики // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 324. – С. 24-27.
20. Рыбалкин В.Е. Экономическая теория. – М: Изд-во «Международные отношения», 2021. – 317 с.
21. Седов И.А. Экономические аспекты развития рыночных отношений в России с учетом социально-культурных особенностей // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы X Междунар. науч. – практ. Конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2022. - № 4 (10). – С. 133-137.