Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Китай впервые в своей истории оказался под властью иностранных завоевателей – монголов, несмотря на долгое и упорное сопротивление. Китай стал частью огромной Монгольской империи, которая охватывала прилегающие к Китаю территории и простиралась до Передней Азии и приднепровских степей.
Монгольские правители провозгласили всеобщий и даже вселенский характер своей власти и дали ей китайское название Юань, что означало «первоначальное творение мира». Монголы, окончательно отойдя от своего кочевого образа жизни, перенесли свою столицу из Каракорума в Пекин.
Перед новым правительством была поставлена непростая задача: утвердиться на троне в стране, которая была чужда монголам, и которая веками создавала свою культуру, и свой опыт государственного строительства в условиях сельскохозяйственной цивилизации.
Монголы, покорившие великого соседа огнем и мечом, получили тяжелое наследство. Бывшая Средняя империя, особенно северная часть, переживала глубокий упадок, вызванный разрушительными последствиями нашествия кочевников. Само развитие, некогда процветающего государства Китай, было обращено вспять, что сокрушительно потрясло культуру некогда могущественной державы.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что история Китая и его культуры во времена империи Юань представляет ценную информацию о жизни людей того времени в процессе их исторического существования, способствует изучению исторических эпох, государств, народов, отдельных выдающихся личностей в истории и культуре того времени, и способствует созданию научных трактатов и художественной литературы, то есть формирует их основу для информации мирового сообщества о прошлом Китая и империи Юань.
Объектом исследования выступает исторический период Китая во времена империи Юань.
Предмет исследования – влияние на культуру Китая монгольского нашествия.
Целью настоящей работы выступает изучение влияния монгольских завоеваний на культуру Китая в период правления империи Юань.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-дать характеристику эволюции монгольской династии Юань (1271–1368) и ее характеристику;
-охарактеризовать завоевание Китая монгольскими кочевниками империи Юань;
-рассмотреть особенности и взаимодействие культуры Китая в период нашествия монголов;
-дать характеристику монгольской культуре и ее влияния на культуру Китая: отрицательные и положительные стороны.
Методологической базой исследования послужили труды таких авторов, как Н.Я. Бичурина, П.И. Кафарова, С.М. Георгиевского, В.П. Васильева, П.С. Попова и других авторов. Советское и современное российское китаеведение представлено трудами крупных исследователей, среди которых - М. Алексеев, Г.В. Астафьев, JI.A. Березный, JI.C. Васильев, Г.В. Ефимов, Н.И. Конрад, М.С. Капица, C.JI. Тихвинский, и многие другие .
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Монгольская династия Юань (1271–1368) и ее характеристика
Династия Сунь завершила свое правление с приходом монголов, чей лидер Чингисхан в то время совершал успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана, Хубилай, присоединил к Китаю владения Монгольской империи и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы в основном рассматривали Китай как объект эксплуатации, почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели новую иерархию, в которой все высшие посты занимали только сами монголы .
На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы занимали на высших административных должностях. Рангом ниже были северные китайцы, чьи земли были отвоеваны империей Цзинь. Наконец, самая низшая и самая презираемая группа была сформирована южными китайцами, бывшими подданными империи Сунь.
Попытки монголов завоевать Японию и Яву не увенчались успехом, но с территории Китая были проведены различные военные экспедиции.
Внешняя торговля, которая уже сильно развивалась в эпоху Солнца, в этот период достигла нового расцвета.
На материке монголам удалось вернуть все территории, потерянные Китаем в эпоху Солнца, и даже присоединить к ним земли, которые никогда не принадлежали китайцам. Монголы завоевали китайское государство Наньчжао в современной провинции Юньнань. Завоевание Тибета произошло без особых военных усилий, и тибетские монахи сыграли значительную роль в культурной и политической жизни столицы.
В это время на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже и поддерживали их.
По стратегическим соображениям монголы основали свою столицу на нынешнем месте Пекина. Затем они обратились к древнекитайской идее соединить столицу с более экономически успешными регионами по Большому каналу.
В 1211 году войска монголов во главе с Чингисханом вторглись на территорию Северного Китая. Наконец, в 1234 году он был присоединен к монгольской державе, и монголы начали завоевывать Южный Китай. Эти религиозные течения снова приобрели популярность в последний период монгольского владычества, когда Китай был охвачен беспорядками, и человеческая жизнь потеряла свою цену. Героями таких произведений являются обычные люди, утопающие в грехе и погрязшие в страстях, которые с помощью божественного учителя должны отказаться от искушений мира и достичь просветления .
Монгольское завоевание в Китае сопровождалось массовым вымиранием народа и разрушением экономики и культуры страны. Особенно пострадали районы Северного Китая и Центральной равнины, которые подверглись первым волнам завоевания. В период империи Юань широкое распространение получило ростовщичество, которое стало кабалой для простых людей.
Монгольское завоевание значительно изменило социальную структуру империи Сунь, дополнив ее элементами национального неравенства. Что касается экономического положения империи Юань и, прежде всего, состояния ремесел и торговли, то здесь существуют противоречивые оценки.
Так было и во времена империи Юань. Правитель империи Юань Хубилай Хан привлек внимание поэтов и писателей, художников и каллиграфов, архитекторов, чьи работы их просвещенные современники назвали «революцией» в изобразительном искусстве того времени.
Эпоха монгольского завоевания оставила неизгладимый след в истории Евразии, испытавшей беспощадную силу ударов Чингисхана и наследников его империи. Хотя некоторые китайские историки негативно оценивают влияние Хубилай-хана и двора Юань, они отмечают, что его покровительство было распространено только на портретистов и архитекторов, отчего эти виды искусств развивались и процветали.
Монгольское завоевание территории современного Китая растянулось почти на семь десятилетий. При этом было разгромлено и разрушено несколько государств - Тангутская Западная Ся, Чжурчжэнская Цзинь и собственно китайская южная Сун .
Успехи монголов на первом этапе завоевания Китая, датированном 1209-1220 годами и взятием Пекина в 1215 году, были обусловлены тем, что чжурчжэньская власть была построена на национальном угнетении и была внутренне хрупка и неустойчива.
Правительство Южного Суна рассчитывало приобрести союзника в лице монголов, чтобы победить Цзинь.
Таким образом, китайская династия Сунь с приходом монголов закончила свое правление, а внук Чингисхана, Хубилай, присоединил Китай к обширным владениям Монгольской империи и стал основателем монгольской династии на китайских землях .
Для монголов Китай был только объектом эксплуатации, а сами люди не представляли никакой ценности для них, поэтому китайцев беспощадно истребляли. Все высокие государственные посты занимали исключительно монголы, а на китайские традиции не обращали внимания.
Таким образом, долина нижнего течения Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра и одновременно главного источника богатства и таланта даже при господстве монголов и их равнодушном отношении к народу Китая и его древней культуре.
1.2. Завоевание Китая монголами и правление династии Юань
Перед нашествием кочевников единого Китая уже не было, так как на его территории во времена XII в. сосуществовало четыре государства: на севере - чжурчженьская империя Цзинь, на северо-западе - тангутское государство и на западе – государство Западное Ся, а на юге - Южносунская империя и государственное образование Наньчжао в Юньнани. Когда в начале XIII в. над страной нависла опасность монгольского завоевания, каждое из государств оказалось крайне ослабленным внутренними распрями и неурядицами, и было совершенно не в состоянии отстоять свою независимость, встать на защиту своего народа.
Вторжение кочевников и захватнические войны китайских территорий начались с нашествия монголов в 1209г. на государство Западное Ся, в результате которых тангуты вынуждены были не только признать себя вассалами Чингисхана, но и выступить на стороне монголов в борьбе против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях на сторону Чингисхана перешло также и южносунское правительство, что послужило существенной поддержкой для укрепления могущества монгольских кочевников .
В год 1210 - монголы вероломно вторглись в пределы государства Цзинь. В год 1215г.- Чингисхан после длительной осады овладел Пекином. Вскоре было полностью завоевано Западное Ся, а народ тангуты беспощадно вырезаны монголами почти поголовно.
В год 1229г. после смерти Чингисхана, великим ханом становится его сын Угэдэй, который заключает античжурчжэньский военный союз с южносунским императором. Идя на этот союз, китайское правительство рассчитывало с помощью монголов разгромить своих давних врагов - чжурчжэней и вернуть захваченные ими земли. Война в Северном Китае продолжалась до 1234г. и закончилась полным разгромом чжурчжэньского царства.
Сразу после этого монголы начали военные действия против южных Сунов, для чего расторгли договор с ними. Начиная с 1257 года монголы наступали на Южносунскую империю с разных сторон, однако занять южнокитайскую столицу Ханчжоу им удалось только в 1276 году . Впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевателей и вошел в состав гигантской Монгольской империи. Столицей империи стал Пекин. Страна переживала глубокий упадок, само развитие процветавшего Китая было повернуто вспять, кругом царила разруха и хаос. В этих условиях перед правящими кругами Юаньской империи с неизбежностью встал вопрос о выработке стратегии отношений с покоренным китайским этносом. Усилия монгол особенно были направлены на то, чтобы не раствориться в массе китайцев. Основой политики юаньских правителей стал курс на утверждение привилегий для монгольского этноса. Юаньское законодательство делило всех подданных на четыре категории по этническому и религиозному принципам.
Первую группу составляли монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство практически всем высшим административным аппаратом и командование войсками.
Вторую группу составили иностранцы, которые примыкали к монголам - именно в монгольский период в Китае брали на службу выходцев из Средней Азии, Персии и даже европейцев. Они так же, как и представители господствующего этноса, пользовались особым покровительством властей и льготами.
Третью группу составляли китайцы-северяне, то есть ассимилированные народности кидани, чжурчжэни, корейцы и прочие.
Четвертая группа имела самый низший разряд населения, и это были жители Юга Китая.
Монгольское завоевание Северного Китая сопровождалось страшными опустошениями и массовым истреблением мирного населения. Во многих провинциях на несколько тысяч ли пространства почти все жители были истреблены, а «золото и шелковые ткани, сыновья и дочери, волы и кони – все было вывезено. Дома и хижины преданы огню, городские стены превращены в развалины» - так описывают историки время нашествия монгольских кочевников.
Монгольская знать изначально намеревалась уничтожить всех китайцев, а земли Китая превратить в пастбища. Высокий сановник Бе-де заявил, что от китайцев нет пользы и что можно уничтожить всех людей и превратить земли в пастбища. Однако китайскому чиновнику Елюй Чу-цаю удалось убедить хана пощадить народ покоренной страны, так как он может принести пользу монголам, платя высокие налоги и подати .
Угэдэй назначил Чу-цая первым министром и приказал восстановить налоговые управления и наладить администрацию на завоеванных территориях. В губерниях, которые были образованы по цзиньскому образцу, были назначены новые губернаторы. Также была восстановлена система налогов, таких, как: подушный налог, поземельный и подворный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Городищев Н.Н. Экономическое развитие стран Восточной и Южной Азии: современное состояние, проблемы, пути совершенствования: Сборник трудов участников региональной научно-практической конференции 25 октября 2013 г., г. Липецк) / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.В. Лаптева, канд. юрид. наук, доц. А.Д. Моисеева. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. – 232 с.
2. Думан Л. И. Традиции во внешней политике Китая // Роль традиций в истории и культуре Китая / отв. ред. Л. С. Васильев. М.: Наука, 1972. С. 199–213.
3. Духовная культура Китая: мифология, религия. М.:МГУ, 2007. С. 95.
4. История Китая в начале XIII века // Настоящее и будущее в меняющемся мире / Под ред. Н. Римашевской. М.: Экон-Информ: 303–310.
5. Гулева М.А. (2016). Империя Юань в истории Китая // Азия и Африка сегодня. С. 36–40.
6. Киреев А.А. (2015). Изменения демографической политики Китая // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2(2): 15–17.
7. Кислова Е.В., Д.В. Буяров (2016). Влияние политики на решение демографических проблем XXI века в Китае // VI международная научно-практическая конференция «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества» (РФ, Благовещенск, 16-18 мая 2016 г.). Благовещенск: Издательство БГПУ: –350 с.
8. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Эволюция экономических реформ в Китае: монгольское завоевание // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2015. - № 4. - С. 192-218.
9. Кулешова Н.С., Хао Л. Особенности трансформации культуры Китая в условиях империи Юань // Вестник ТГУ. – 2015. - Выпуск 4 (144). - С. 24-33.
10. Кокшарова М. Е. История искусства Китая. М.: Наука, 2014. – 628 с.
11. Кучера С. Проблема преемственности культурной традиции при династии Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая / отв. ред. Л. С. Васильев. М.: Приор, 1972. С. 291–292.
12. Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. С. 207.
13. Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М.: Дело, 1965. С. 68.
14. Мартынов А. С. К характеристике внешнеполитической доктрины Китая в X–XII в. //П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: материалы конф. М., 1979. Ч. 1. С. 109–111.
15. Неглинская М. А. О стилевых тенденциях в архитектуре, изобразительном искусстве и ремесле эпох Юань и Мин // Общество и государство в Китае: материалы 42-й науч. конф. М.: МГУ, 2012. С. 395–434;
16. Никифоров В. Н. Очерки истории Китая. М.: Академия, 2017. – 215 с.
17. Нестерова Е Р. Особенности культурного взаимодействия монголов и китайцев в XIII–XIV вв.// Вестник СПбГУКИ № 4 (25) декабрь 2015. – 59 с.
18. Очерки истории Китая от древности до опиумных войн / отв. ред. Шан Юэ. М.: Дело, 1959. С. 291.
19. Сивинцева О.В. Эволюция экономики и культуры в КНР: формирование китайского «гибрида» // Китай: история и современность. Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. 2014. - С. 278-285.
20. Ткаченко П.Д. Мировая экономика: восточный разрез. М.: Кнорус, 2017. – 450 с.
21. Челнокова-Щейка А.В. Трансформация культурных ценностей в истории Китая // Знание. 2017. №4. С.309–314.