Фрагмент для ознакомления
2
Культура и искусство как важная характеристика жизнедеятельности общества, совершенно неотделима от человека как от социального существа, так как накопление культурных ценностей в эволюции культуры имеет ряд особенностей и идет по двум направлениям.
Первая линия накопления культурных ценностей заключается в передаче их от одних поколений к другим поколениям, где огромное значение имеет культура и искусство Древнего мира. Самой стабильной стороной культуры выступают культурные традиции, то есть элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются на протяжении жизни многих поколений, в течение длительного времени.
Вторую линию накопления ценностей составляет непосредственное создание этих ценностей. Но творчеством культурных ценностей создание чего-то нового становится в процессе приобретения общественной значимости, когда таким путем происходит накопление духовных и материальных ценностей.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что культура Римской империи, как наследие Греции, в своей основе имеет содержание разных сфер искусства и художественного творчества античности. Многие исследователи в произведениях римских мастеров постоянно ищут только черты греческого влияния, забывая, что культура и искусство Древнего Рима существовали уже во времена царского периода Римской истории.
Цель этой работы - охарактеризовать особенности развития культуры в царский период Древнего Рима.
В ходе работы были решены следующие задачи:
-охарактеризовать возникновение царского периода в истории Рима;
-рассмотреть становление религии Древнего Рима царского периода;
-дать характеристику культуры Древнего Рима царского периода;
-рассмотреть монархическую форму общественного правления;
-дать характеристику царей, правивших Древним Римом: особенности и успехи их правления;
-рассмотреть значение периода царского правления в истории становления Древнеримского государства.
При написании работы использовались следующие методы исследования: историко-хронологический, метод анализа исторических источников, метод сравнения, методы индукции и дедукции, философско-аналитический метод.
Структура работы состоит из введения, основной части, которая включает два раздела с разбивкой на подразделы, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЦАРСКОГО ПЕРИОДА
В ДРЕВНЕМ РИМЕ
1.1. Возникновение царского периода в истории Рима
Исторические источники свидетельствуют, что город Рим основал царь Ромул, либо в 754, либо 753 г. до н.э. и с этого момента и до момента падения Западной Римской империи в V в. н.э. вся Римская история делится на три периода. А так как римское право развивалось на основе Римской государственности, то можно выделить три этапа и в развитии римской истории:
-Царский период с 8 по 6 века до нашей эры;
-Период Республики с 5 по 1 века до нашей эры;
-Период Империи, который также разделен на вспомогательные подразделы .
Рисунок 1 – Периодизация истории древнеримского государства
Царский период в Древнем Риме историки связывают с когда образовался одноименный город Рим, который затем стал главной столицей Римской империи. Главной версией данной исторической царской эпохи явилась легенда о Реме и Ромуле, которые были кровными братьями. При рождении их бросили в Тибр, чтобы погубить, но они спаслись и честь своего спасения братья, став взрослыми, выстроили город в месте этой трагедии.
Однако жить мирно между собой братья не смогли, они рассорились, в результате чего что Рем был убит своим братом. Ромул после смерти брата объявил себя королем и дал название городу в честь самого себя.
Летоисчисление Рима, как города, который был построен в самом начале образования Царского периода, историки начинают с даты 753 г. до н.э., к которой также подвязывают и начало правления первого царя Ромула, завоевавшего и объединившего племена кочевников, оседло проживавших в то время на берегах Тибра. Царь объединил их в большую общину, куда вошли племена этрусков, сабинян и латинян, которые вели сельское хозяйство и разводили домашних животных.
Но главными жителями, которые заселили город Рим, стали этруски, а за ними по числу жителей следуют сабиняне и латиняне. Каждое племя было поделено на роды, курии, и трибы.
По мере налаживания жизни в столице будущей империи, в нее стали заселяться изгнанники, другие люди, которые ранее ушли их этих мест проживания по разным причинам. Для решения спорных вопросов, вынесения наказаний, включая смертные приговоры, проведения судебных дел, в общине римляне использовали Народные собрания, которыми руководил сенат .
Сенат включал представителей родов, отобранных Ромулом по принципу верности и преданности царю. В компетенцию данного органа власти входило рассматривание и решение множества административных вопросов и государственных и гражданских, даже с уголовным содержанием. Царь единолично решал все вопросы по управлению Римом и был главой и правителем общины.
Кроме того, царь был и Верховным военачальником и гражданским правителем Рима. Однако царя можно было избирать, на основе народных собраний и используя при этом комиции (собрания курией), где правом большинства голосов мог быть назначен новый правитель. Историки насчитывают всего семь царей, которые правили Римом в период VIII-VI вв. Начиная с Ромула, на протяжении периода Царского Рима, государством управляли властители, которые своими корнями и происхождением принадлежали к различным племенам, но, в основном, это были цари-этрусски, которые правили, проводили реформы, укрепляли и расширяли Римскую империи, оставляя свой след в истории города.
Например, царь Сервий Туллий, шестой по счету из царей, утвердил реформы, согласно которым были разделены все жители на плебеев и патрициев по количеству их собственности. Плебеи считались свободными людьми, они были вне родовых организаций, однако должны были неукоснительно нести обязанности по воинской службе, как и патриции. Но плебеям, в отличие от патрициев, при военных победах, выделялась меньшая доля добычи, им как правило, доставались лишь скудные остатки, выделенные патрициями .
В отличие от плебеев, у патрициев уже изначально были твердые права, утвержденные на законных основаниях, что говорит о том, что именно они были во главе иерархической лестницы, и образовывали высшее сословие Римской империи.
По законам Римской империи патриции имели такие права:
- каждый патриций имел право на владение участком земли, который принадлежал его роду;
- патриции являлись прямыми наследниками на все имущество его рода;
- в случае угрозы и опасности и при решении различных судебных разбирательств патрицию предоставлялась защита и помощь;
- патрициям было дано исключительное правило на участие в различных обрядах и торжествах.
Римская империя в своей эволюции была разделена историками на следующие периоды.
Основание братьями Ромулом и Ремом в 753 г. города, который затем стал столицей Римской империи, где в силу обстоятельств первым царем стал Ромул, который избавился от своего родного брата, сочтя его своим соперником. Всего правило семь царей в эпоху царского периода, а именно: первым был Ромул, затем были Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и последним - Тарквиний Гордый. У всех царей были свои достоинства и недостатки в правлении империей.
Все последующие после Ромула цари являлись этрусками и обладали высшей и неоспоримой властью в Римской империи .
На ранней стадии образования государства в Римской империи эпохи царского периода основой экономики выступало сельское хозяйство, торговля и ремесленное производство. Появление и расширение аристократического слоя в населении Рима вызвало потребность проведения новых социальных реформ, что и было утверждено а Народным собранием. Постепенно патриции взяли всю власть и стали господствующим классом, который занял все ключевые посты в управлении империей, и крепко охраняющего свои властные полномочия.
Однако численность плебеев постоянно увеличивалась с расширением границ империи, поэтому они образовали большую экономическую и политическую силу, которая была способна противостоять патрициям и существенно повлиять на стабильность и безоговорочность их власти.
1.2. Религия Древнего Рима царского периода
В период царей развития древнеримской культуры религия постепенно оформлялась в сильнейший социальный инструмент, который оказывал огромное влияние на важные события жизни римского общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов Н.И. Происхождение культа царей. – СПБ.: Питер, 2018. - 315 с.
2. Бредунов Л.Г. Римская история от Августа до Антонинов. – М.: Норма, 2017. - 325 с.
3. Дроздов Ф.Л. Магистратура диктатора в ранней римской республике. М.: Юнити, 2019. - 129 с.
4. Дионисий о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 72–74.
5. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы зарождения и формирования римской империи. –СПб.: Нева, 2018. - 225 с.
6. Новицкий О.С. Очерк римских государственных древностей. В 2-х т. Т.2. – М.: Владос, 2018. - 386 с.
7. Панов Н.К. Рим – царский период римской истории: Очерки социально - политической истории. – М.: Кнорус, 2017. – 230 с.
8. Полибий о римской республике // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 1996. Т. 1. С. 75–76.
9. Радугин З.У. Восточные провинции Римской империи в I-III в. н.э. - М.: БЕК, 2016. – 310 с.
10. Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. М.Л. Гаспарова. М.: МГУ, 2017.
11. Свенцицкая И.С. Культ императоров в римской империи // Культура и искусство античного мира. 1980. С.25.
12. Травкин Т.А. История народов мира. - М.: Юнити, 2016. – 285 с.
13. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Питер, 2017. – 215 с.
14. Хлыстов Н.М. История древнего мира. - М.: Наука, 2018. – 210 с.
15. Чашкин Д.А. Спартанский тоталитаризм. История мировых цивилизаций. М.: Владос, 2019. – 295 с.
16. Чернов А.С. Социально - утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Т. 1-2. – СПб.: Нева, 2019. – 215 с.
17. Шатров Н.Н. От общины к государству // Античное право. 2019. С.56.
19. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 2019. С. 79–87.