Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сатирическая журналистика имеет богатую историю в российской журналистике. Этот раздел журналистики выполнял важные общественные функции: выявление пороков, больших и малых, демонстрация способов их устранения. Сатирические жанры способствовали оздоровлению, улучшению общества. Сатирическая журналистика выработала свои технологии работы.
С течением времени все жанры претерпевают изменения. Не обошла эта тенденция и сатирические жанры в отечественной журналистике. Эти жанры не исчезли, но видоизменились. Важно проследить, как именно это произошло, чтобы понять, какое место сейчас занимает сатирическая журналистика в современной системе медиа. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являются российские медиа.
Предметом исследования являются сатирические жанры и технологии в практике российских медиа.
Цель данной работы – изучить специфику сатирических жанров и технологий в практике российских медиа.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
• рассмотреть понятие сатиры как формы комического и способы создания комического;
• рассмотреть понятие и сущность сатирических жанров журналистики;
• изучить историю и современное состояние сатирической журналистики в России;
• проанализировать практику использования фельетона в «Новой газете»;
• проанализировать практику использования памфлета в «Новой газете».
Научные методы исследования – анализ, синтез, описание, сравнение, обобщение.
Научная новизна работы состоит в собственном анализе специфики сатирических жанров и технологий в «Новой газете».
Практическая значимость работы: работа может быть применена для дальнейшего углубленного изучения сатирических жанров и технологий в «Новой газете».
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ МЕДИА
1.1 Сатира как форма комического: понятие, технологии создания
Сатира – эстетическая категория, особый тип авторской эмоциональности, сопряженный с критикой существующего мира в разных его проявлениях .
Сатиру традиционно противопоставляют другой категории комического — юмору. Сатиру вместе с юмором Ю. Борев считает основными формами комического . Термин «комическое» принят в эстетической литературе в качестве слова, обозначающего общее и широкое понятие.
Анализ научной литературы, проведенный в рамках настоящего исследования, показал, что ученые (Л. Ф. Ершов, С. Я. Гончарова-Грабовская и др.) дифференцируют такие понятия, как «юмор» и «сатира», прежде всего выделяя их эмоционально-экспрессивные отличия. «Юмор — отрицание частного, второстепенного в явлении, а сатира есть отрицание общего, основного» . В то время как юморист высказывает свою мягкую, светлую оценку на предмет существования каких-либо жизненных социальных пороков, типических недостатков и слабостей общества, «преимущественное чувство у сатирика — негодование, презрение и гнев» .
Таким образом, в юморе смех добродушен, весел, в нем нет гнева, злости. Сатира же представляет собой высшую и острую форму комического .
При этом отметим, что, согласно концепции З. Фрейда, сатира как тенденциозная острота обладает наибольшим эффектом воздействия на адресата, так как приносит ему больше удовольствия, в то же время являясь агрессивным методом коммуницирования с ним .
Комизм в сатирическом тексте создается за счет языковых средств. Механизмы создания комического эффекта разработаны в первую очередь в филологии и в теории литературы. Однако и для изучения способов создания комического эффекта в журналистских текстах также подходят, поскольку сатирические журналистские жанры находятся на стыке журналистики и художественной литературы.
Анализ работ исследователей комического позволяет выделить основные методы создания комического эффекта:
1. Алогизм – стилистический прием, заключающийся в намеренном нарушении логических связей (обычно с целью создания комического эффекта). При использовании такого приема можно наблюдать нарушение понятийно-смысловой связи, которая и вызывает комический эффект.
2. Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначного слова или звукового сходства различных слов. В. З. Санников выделяет несколько способов формирования каламбуров: с помощью многозначности слов (существует несколько типов переноса значения слов – метафора, метонимия, синекдоха. Комического эффекта с помощью метафоры можно добиться за счет неожиданности сопоставляемых явлений или буквализации метафоры .
Сущность каламбура заключается в столкновении или неожиданном объединении двух несовместимых значений в одной фонетической (графической) форме. Также для каламбуров свойственен строгий порядок слов, где первое слово имеет положительную окраску, а второе – отрицательную, так как он имеет оценочную окраску, выражающееся в насмешке .
3. Гипербола – образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Она может использоваться для выражения эмоционального отношения и реакции говорящего, усиливая сказанную мысль. Намеренное преувеличение является одним из самых продуктивных средств достижения комического эффекта. Зачастую гиперболу используют вместе с другими стилистическими фигурами, таким образом образуя гиперболическую метафору, сравнения, эпитеты .
4. Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Такое намеренное преуменьшение дает комический эффект за счет ярко выраженного контраста сказанного и реального .
5. Также для достижения комического эффекта некоторые авторы прибегают к парафразу. Парафраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Парафраз также зачастую используют в сопровождении с гиперболой и литотой, для усиления экспрессивной составляющей высказывания.
6. Антифразис – троп, основанный на принципе контраста или сочетаний слов в значении, противоположном его (их) обычному (языковому, системному) значению. Такое употребление слова достигается помощью контекста.
7. Вульгаризм – грубое слово или выражение, находящееся за пределами литературной лексики. Комический эффект достигается за счет использования вульгаризмов в неподходящей ситуации с помощью эффекта неожиданности и образованного контраста.
8. Зевгма (силлепс) характеризуется как стилистическая фигура, состоящая в том, что в перечислительный ряд однородных членов (норма) включаются логически неоднородные им слова (отклонение от нормы) .
9. Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое – также может быть использован для достижения комического эффекта. Она может использоваться для создания сатирического высказывания, таким образом выражая недовольство .
10. Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Комический эффект может достигаться за счет сравнения неожиданных объектов.
11. Окказионализмы – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом и писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Комический эффект достигается с помощью неожиданности сопоставляемых явлений, непривычного звучания авторских слов.
12. Ирония — употребление слова или выражения в противоположном смысле с целью насмешки.
13. Сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка.
14. Парцелляция – дробление фразы на несколько предложений, с целью акцентировать внимание на последней части фразы.
Итак, сатира – это эстетическая категория, особый тип авторской эмоциональности, сопряженный с критикой существующего мира в разных его проявлениях. В отличие от юмора, представляющего собой мягкий, добрый вариант комического, сатира – это обличительный, «жесткий» вариант комического. Сатира призвана указать на недостатки общества.
К средствам создания комического относятся алогизм, каламбур, гипербола, литота, парафраз, антифразис, вульгаризмы, зевгма, оксюморон, сравнения, окказионализмы, ирония, сарказм, парцелляция.
1.2 Сатирические жанры журналистики: понятие и сущность
Т. Е. Автухович считает, что по своей сути сатирический образ публицистичен: «Повествование в сатире явно сливается с логическим (социологическим) исследованием, сатирическое изображение – с открытым публицистическим высказыванием» , а значит сатира в публицистике — очень органичное явление.
Ввиду специфичности своих методов и жанровых особенностей сатирическая журналистика представляет собой самую сложную и неоднозначную разновидность публицистики. Е. А. Кучерова пишет, что сама сущность сатиры ставит перед журналистом, работающим в сатирических жанрах, ряд обязательных требований: в достаточной степени развитую фантазию, умение работать с реальными фактами действительности и выбирать подходящий прецедент для материала, а также определенные литературные способности .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Автухович, Т. Е. Сатира и риторика: традиции сатиры ХУIII века в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина / Т. Е. Автухович // М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII–XX веков / отв. ред. Д. Н. Николаев. – М.: РАГС, 1998. – 452 с.
2. Астафьева, О. А. Зевгма как средство создания комического (на материале коротких анекдотов) / О. А. Астафьева // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». — 2019. — URL: https://interactiveplus.ru/e-articles/125/Action125-13247.pdf (дата обращения: 19.05.2022).
3. Афанасьев, А. Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов / А. Н. Афанасьев. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012. – 240 с.
4. Ахмадулин, Е. В. История отечественной журналистики ХХ века: учебник / Е. В. Ахмадулин, Р. П. Овсепян. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 416 с.
5. Борев, Ю. Комическое / Ю. Борев. — М.: Искусство, 1970. — 272 с.
6. Влавацкая, М. В. Языковые особенности создания комического эффекта в аспекте сочетаемости слов / М. В. Влавацкая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 1. Ч. 2. — С. 94-99.
7. Глазова, Н. А. Тропы как средство создания комического эффекта / Н. А. Глазова // Риторика. Лингвистика. — 2015. — № 11. — С. 24-29.
8. Гончарова-Грабовская, С. Я. Комедия в русской драматургии конца XX — начала XXI века: учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов / С. Я. Гончарова-Грабовская. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 278 с.
9. Ершов, Л. Ф. Советская сатирическая проза / Л. Ф. Ершов. — Л.: Наука, 1973. — 155 с.
10. Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е. И. Журбина. – М.: Мысль, 1990. — 399 с.
11. Западов, А. В. История русской журналистики XVIII-XIX веков / А. В. Западов. – М.: Высшая школа, 1973. – 518 с.
12. Каминский, П. П. Принципы исследования публицистики на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. — 2007. — № 1. — С. 97-105.
13. Конюкова, М. Л. Сатира в современных русскоязычных СМИ как дефицитное явление / М. Л. Конюкова // Art Logos. — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/satira-v-sovremennyh-russkoyazychnyh-smi-kak-defitsitnoe-yavlenie (дата обращения: 22.05.2022).
14. Кройчик Л. Система журналистских жанров / Л. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, 2000. — С. 125-168.
15. Кузнецов, И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учебное пособие / И. В. Кузнецов. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 640 с.
16. Кучерова, Е. А. Факторы, стимулирующие и ограничивающие развитие сатирической журналистики / Е. А. Кучерова. — URL: https://upload.pgu.ru/iblock/e1a/Eksport-stranits-CH-16.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
17. Лазутина Г. В., Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 320 с.
18. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
19. Литошенко, М. Сатирическая журналистика: от прошлого к настоящему / М. Литошенко. — URL: https://lib.brsu.by/sites/default/files/%D0%96%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90-%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC-%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90.pdf#page=107 (дата обращения: 20.05.2022).
20. Макарян, А. М. О сатире / А. М. Макарян. — М.: Советский писатель, 1967. — 276 с.
21. Манькова, К. О. / К. О. Манькова, Е. А. Иванова // Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики. Материалы девятой международной студенческой научно-практической конференции / научный редактор Е. В. Ерофеева. Екатеринбург: УГПУ, 2017. — С. 74-79.
22. Мартынов, К. Мы вернемся / К. Мартынов // Новая газета. — 2022. — 28 марта. — URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/26/my-vernemsia (дата обращения: 21.05.2022).
23. Мухамадеева, Е. М. Зарождение сатирической журналистики в России и её влияние на общественные массы на примере газеты «Всякая всячина» / Е. М. Мухамадеева // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 8 июня 2017 г. — Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2017. — С. 40-42.
24. Овчарова, Г. Б. Памфлет: современное состояние жанра / Г. Б. Овчарова. URL: https://upload.pgu.ru/iblock/9ff/uch_2010_xiv_00021.pdf (дата обращения: 21.05.2022).
25. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова и др. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 320 с.
26. Романов, А. Г. Российская сатирическая журналистика: от советского прошлого к российскому настоящему / А. Г. Романов // Russian Journal of Education and Psychology. — 2013. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-satiricheskaya-zhurnalistika-ot-sovetskogo-proshlogo-k-rossiyskomu-nastoyaschemu/ (дата обращения: 22.05.2022).
27. Рубинштейн, Л. «Простите, а на каком основании?» / Л. Рубинштейн // Новая газета. — 2022. — 28 марта. — URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/28/prostite-a-na-kakom-osnovanii (дата обращения: 21.05.2022).
28. Рубинштейн, Л. Трудности перевода / Л. Рубинштейн // Новая газета. — 2022. — 21 марта. – URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/18/trudnosti-perevoda (дата обращения: 21.05.2022).
29. Рубинштейн, Л. Умаления значений / Л. Рубинштейн // Новая газета. — 2022. — 14 марта. – URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/13/umaleniia-znachenii (дата обращения: 21.05.2022).
30. Самыгина, Л. В. Ирония: метатекстовый потенциал в рассказах С. Д. Довлатова / Л. В. Самыгина. — М.: Русайнс, 2017. — 165 с.
31. Санников, В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — 552 с.
32. Сафонова, Е. В. Формы, средства и приемы создания комического в литературе / Е. В. Сафонова // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 474-478. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6970/ (дата обращения: 20.05.2022).
33. Стрельников, Б. В. Основы публицистики. Жанры / Б. В. Стрельников. – Мн.: Университетское, 1990. — 240 с.
34. Тарасов, А. «При В. В. Путине мне ни разу не приходилось прятаться по подвалам» / А. Тарасов // Новая газета. — 2022. — 25 марта. — URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/03/23/pri-v-v-putine-mne-ni-razu-ne-prikhodilos-priatatsia-po-podvalam (дата обращения: 21.05.2022).
35. Тепляшина, А. Н. Жанры и формы комического в таблоидах / А. Н. Тепляшина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Сер. 9. Вып. 1. — С. 131-138.
36. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 320 с.
37. Якубова, Р. Т. Жанр фельетона: современное состояние и перспективы развития / Р. Т. Якубова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. 29-30 октября 2015 г. – Воронеж, 2015. — С. 55-56.