Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Агрессия в медиа: понятие, особенности, причины проявления 6
1.1 Агрессия и агрессивные действия: понятие, особенности. Агрессия в СМИ 6
1.2 Современные особенности восприятия масс-медиа. Медианасилие: причины, способы предотвращения 9
Выводы 14
Глава 2 Анализ агрессивного контента в медиа на примере речи тележурналистов (1990-настоящее время) и освещении войны в Сирии (2014) 15
2.1 Демонстрация агрессивного контента на примере эволюции речи российских тележурналистов (1990-настоящее время) 15
2.2 Последствия демонстрации агрессии и насилия в СМИ: пример освещения войны в Сирии (2014 г) 22
2.3 Агрессивный контент в СМИ: освещение спецоперации в Украине (2022 г) 25
Выводы 29
Глава 3 Агрессивный контент в СМИ: границы и рекомендации освещения событий 30
Выводы 32
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Фрагмент для ознакомления
2
Исследования взаимодействия медиа и конфликта ведутся по трем основным направлениям.
Первое: медиа информируют общество (и свою аудиторию) о конфликте в процессе его медиации, реализуя социально ориентированный нормативный подход. Эта ключевая функция институционально организованных СМИ по-прежнему важна, поскольку создание глобальной, общенациональных и локальных повесток дня сохраняет свое значение, особенно в условиях социальной неопределенности и пандемии COVID-19. СМИ освещают самые разные конфликты: политические, военные, экологические, корпоративные и др. Однако, несмотря на инновации и трансформацию журналистики, неизменным теоретическим постулатом в медиаконфликтологии остается принцип следования этическим нормам и профессиональным кодексам.
Второе: медиа, как традиционные СМИ, так и социальные сети, в контексте усиливающегося процесса медиатизации приобретают все более самостоятельную роль, превращаясь в полноценных соучастников, со-конструкторов, со-организаторов, даже подстрекателей конфликта, в среду его существования. Эта особенность современной медиакоммуникации, которая сама становится пространством конфликта, превращает медиа не просто в инструмент информирования, но в полноправного субъекта конфликта, способного усиливать или ослаблять его развитие .
Третье: современные медиа превратились в самостоятельную среду порождения тех конфликтов, которые изначально отсутствовали или присутствовали латентно в социальной среде, но в результате изменения медиапотребления/медиаактивности аудитории приобрели новые проявления, статус и субъектность. Это связано со свойством социальных медиа формировать в виртуальном пространстве средовые и пространственные характеристики по типу социальной системы. В результате виртуальное пространство порождает самореферентные сущности, среди которых мы выделяем и конфликты, рожденные в виртуальной медиатизированной среде, экстраполированные при этом в физическое пространство реального социума
Выявление взаимосвязей медиа и конфликта дают основание говорить о таком важном измерении конфликта, как его многоуровневость и многоаспектность. Конфликт в современном обществе – это уже не только война или вооруженное противостояние, освещаемое в СМИ, но и конфликты между противостоящими друг другу социальными группами и индивидами, их интересами и ценностями, находящими самое разное понимание в системе коммуникации современного общества. Ю. Хабермас подчеркивал, что в основе целеполагания любой коммуникационной модели должна находиться мораль . Он предложил оригинальную модель коммуникационного процесса, эффектом которого является определенное коммуникативное действие, основанное на моральном сознании. Целью коммуникации как социального действия является соглашение его участников по вопросам достижения совместных целей в определенной ситуации.
Коммуникативное действие позволяет принципиально по-новому рассматривать социальную коммуникацию. Хабермас сделал вывод о необходимости реализации коммуникативного действия на уровне стратегического управления обществом, придания ему статуса государственной и общественной идеологии. Отказ от других моделей коммуникации в пользу модели коммуникативного действия поможет создать новые формы социального управления не только коммуникационными потоками, но и всем обществом. Это философское положение соответствует нормативной модели журналистики , в которой соблюдение не только профессиональных, но и этических норм является основополагающим принципом профессии. Полагаем, что конфликт в нормативной теории журналистики – это не ценность, а антиценность, препятствующая сбалансированному функционированию общества, всей социальной системы.
В современных условиях информатизации общества увеличивается количество агрессивного контента в СМИ. Актуальным данный вопрос встал несколько месяцев назад, когда мировое сообщество ощутило на себе агрессивность, противоречивость многих новостных событий, связанных с спецоперацией в Украине.
Агрессия является весьма сложным симптомом нарастающих социальных, экономических, экологических и иных проблем, с которыми постоянно сталкивается современный журналист. В научной литературе и в обществе постоянно обсуждаются проблемы допустимости агрессивных образов в СМИ, принципы представления потенциально травмогенной информации, необходимость возрастных и иных ограничений на трансляцию агрессивного контента и пр. В этой связи весьма важно понимать, как разные СМИ «маркируют» реальность, существует ли единая «корпоративная» позиция журналистов, работающих в конкретных СМИ, чем она может быть обусловлена и какое влияние может оказывать на личность.
Целью данной работы является рассмотрение агрессивного контента в медиа: его типов, причин появления, направлений противодействия.
Задачи:
- рассмотреть понятия, особенности агрессии, агрессии в СМИ;
- изучить современные особенности восприятия масс-медиа; медианасилие: причины, способы предотвращения;
- описать агрессивный контента на примере эволюции речи российских тележурналистов (1990-настоящее время);
- проанализировать последствия демонстрации агрессии и насилия в СМИ: пример освещения войны в Сирии (2014 г);
- описать освещение спецоперации в Украине (2022 г).
- проанализировать границы и рекомендации освещения событий в СМИ.
Объект исследования – агрессивный контент в медиа. Предмет исследования – особенности противодействия агрессивному контенту в современных СМИ.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Барсукова, О. В. Медиаобразование как фактор развития личности ребенка в условиях трансформации информационного пространства / О. В. Барсукова. Вестник ТГТУ. Том 17, № 4, 2011. c. 111-118.
2) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011.
3) Вартанова Е. Л., Дунас Д. В., Гладкова А. А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе//Вестник Московского университета, Журналистика, 2021. № 4. С. 8-15
4) Глобина А. К., Социальные сети как пространство конфликтов личного и публичного // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 3. — С. 127-130
5) Дмитрий Киселев пригрозил США ядерной войной//https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/dmitrij_kiselev_prigrozil_ssha_jadernoj_vojnoj_-365138/ (дата обращения 05.06.2022)
6) Жуков В. Н., З. Фрейд. Агрессия: между Эросом и Танатосом // Государство и право. — 2021. — № 11. — С. 37-40
7) За год удвоилось число детей, страдающих в результате сирийского конфликта//https://news.un.org/ru/story/2014/03/1239221 (дата обращения 05.06.2022)
8) Закон об уголовном наказании за фейки. Как он изменил работу журналистов//https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d (дата обращения 05.06.2022)
9) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 05.06.2022)
10) Место встречи: Пришёл и говорю?! От 20.09.2017// https://rutube.ru/video/0d24a3aa5ee1d71d056f223068706093/ (дата обращения 05.06.2022)
11) Нигматуллина К. Р., Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 3. — С. 84-90
12) Окровавленный сирийский мальчик: очередное вирусное фото?// https://www.bbc.com/russian/features-37149927 (дата обращения 05.06.2022)
13) Панкеев И. А., Журналист и журналистика: единство противоположностей? // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2017. — № 5. — С. 199-205
14) Политологи рассказали об информационной войне против России// https://ruposters.ru/news/11-03-2022/politologi-rasskazali-informatsionnoi (дата обращения 05.06.2022)
15) Премия им. Листьева 2010. Полная речь Леонида Парфёнова// https://www.youtube.com/watch?v=O9nvQhUBA0k (дата обращения 05.06.2022)
16) Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста : материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 мая 2018 года. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018.
17) Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 96-100
18) Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии. URL: https://psyfactor.org/lib/starova.htm (дата обращения 05.06.2022)
19) Телевидение между искусством и массмедиа / Ред.-сост. А.С. Варта-нов. – М.: Государственный институт искусствознания. М., 2020.
20) Ужасные условия жизни детей сирийских беженцев// https://trinixy.ru/119144-uzhasnye-usloviya-zhizni-detey-siriyskih-bezhencev-21-foto.html (дата обращения 05.06.2022)
21) Урусова Л. Х., Концептуальные сложности определения правовой категории агрессии // Философия права. — 2020. — № 3. — С. 70-80
22) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2006. С. 72-80
23) Цветкова Е. В., Фейк-ньюз: взгляд журналиста и юриста // Российская юстиция. — 2020. — № 4. — С. 61-70
24) Federman J. (Ed.) National Television Violence Study. Vol. 2. – Santa Barbara: University of California, Center for Communication and Social Policy, 1998
25) The Norwegian Government’s Campaign to Combat Violence in the Visual Media. – Oslo, 1995