Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические особенности преподавания математики и подбор исторического материала в них 6
1.1 Психолого-педагогические основы преподавания математики в 5-6-х классах 6
1.2 Анализ учебного материала, содержащегося в учебниках математики 5-6-х классов и подбор исторического материала, соответствующего изучаемым темам 9
2. Анализ использования элементов истории на уроках математики в 5-6 классах 12
2.1 Разработка двух-трех уроков математики (или фрагментов различных уроков), содержащих исторические сведения 12
2.2 Развитие различных форм деятельности учащихся, направленной на приобретение историко-математических знаний 16
2.3 Значение рассмотрения исторического материала для формирования личности ребенка и развитие интереса к математике через знакомство с историей науки и историческими задачами 19
2.4 Требования к содержанию и формам изложения исторических сведений 21
3. Разработка рекомендаций по рассмотрению исторического материала на уроках математики в 5-6-х классах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Включение исторических элементов в изучение математики позволяет устранить большинство этих трудностей и сделать процесс исследования более интересным и осознанным.
Вообще говоря, интеграция истории науки в школьный процесс не является чем-то новым. В девятнадцатом веке французский математик, механик, физик, астроном и философ Жюль Анри Пуанкаре отметил, что «при выборе методов обучения история науки должна быть главным ориентиром, потому что все обучение».
Многие учителя и методисты писали о необходимости использования исторических материалов в преподавании различных дисциплин. Возможности включения исторических элементов в математические исследования посвящены многие исследования (Виленкин Н. Я., Глейзер Г. И., Гнеденко Б. Д., Депман И. Я., Клименченко В. Д. и др.).
Краткие исторические справки, вопросы исторического и математического характера включены во многие учебные программы по математике для начальной и средней школы. Но, как правило, речь идет о цифрах, геометрическом представлении, измерении длины и материалах по истории развития территории. Однако единица измерения времени, сложившаяся в древности, фактически не изменилась. Например, двадцатичетырехчасовой день пришел к нам из Древнего Египта, а из древнего Вавилона часы были разделены на 60 минут, а минуты - на 60 секунд. История рисуется в названии и продолжительности месяца, дне недели и т.д.
Знакомство с информацией об истории измерения времени, появлении единиц измерения времени и взаимосвязи между ними позволит учащимся изучать эти материалы в неформальной обстановке и применять их в последующих исследованиях и повседневной жизни. Знакомство учащихся с происхождением названия временной единицы и взаимосвязью между ними обогатило новые знания учащихся средней школы, расширило их кругозор и повысило их интерес к математике и общему обучению.
При использовании исторических материалов в учебном процессе учащихся начальных классов необходимо соблюдать некоторые методические условия. Под этими условиями понимают совокупность обстоятельств, средств, форм и методов, которые обеспечивают эффективное преподавание дисциплин и помогают достичь целей обучения.
Объект работы –
Предмет – использование элементов истории на уроках математики в 5-6-х классах.
Цель работы – провести анализ использования элементов истории на уроках математики в 5-6-х классах, а также изучить, какую значимость они несут в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы преподавания математики в 5-6-х классах;
2. Провести анализ учебного материала, содержащегося в учебниках математики 5-6-х классов и подбор исторического материала, соответствующего изучаемым темам;
4. Осуществить разработку двух-трех уроков математики, содержащих исторические сведения;
5. Раскрыть развитие различных форм деятельности учащихся, направленной на приобретение историко-математических знаний;
6. Изучить значение рассмотрения исторического материала для формирования личности ребенка и развитие интереса к математике через знакомство с историей науки, биографиями ученых, историческими задачами;
7. Раскрыть требования к содержанию и формам изложения исторических сведений;
8. Разработать рекомендации по рассмотрению исторического материала на уроках математики в 5-6-х классах.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты преподавания математики и подбор исторического исторического материала в них. Во второй главе проведен анализ использования элементов истории на уроках математики в 5-6-х классах. В третьей главе приведены рекомендации по рассмотрению исторического материала на уроках математики в 5-6-х классах. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики / М.А. Бантова. М.: Просвещение 2019. – 335 с.
5. Борода, Л.Я. Некоторые формы проблемного обучения по привитию интереса к математике / Л.Я. Борода. – М.: Наука, 1990. – 134 с.
6. Берман, Г.Н. Приемы обучения на дистанционном обучении / Г.Н. Берман. - М.: Физматгиз, 2019. – 84 с.
7. Волошина, М.И. Активизация познавательной деятельности дистанционно школьников на уроках математики / М.И. Волошина. – М.: Логос, 2018. – 154 с.
8. Дьячкова, Г.Т. История и ее роль в обучении предметам / Г.Т. Дьячкова. - Волгоград, 2018. – 125 с.
9. Зайцева, О.П. Роль математики в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка в рамках проблемного обучения / О.П. ЗАйцева. – М.: Наука, 2019. – 98 с.
10. Зимина, С.В. Как развивается интерес к математике? / С.В. Зимина. – М.: Наука, 2018. – 174 с.
11. Зимовец, К.А. Интересные приемы обучению математике / К.А. Зимовец. – М.: Логос, 2018. – 174 с.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики: учебное пособие / Н.Б. Истомина. М.: Академия, 2019. – 288 с.
13. Коваленко, В.П. Дидактические игры на уроках математики / В.П. Коваленко. – М.: Наука, 2019. – 174 с.
14. Кравченко, В.С. Упражнения по математике / В.С. Кравченко. М.: Просвещение, 2018. – 174 с.
15. Липатникова, Н.Г. Роль интерактивных упражнений на дистанционных уроках математики / Н.Г. Липатникова. – М.: Наука, 2018. – 74 с.
16. Мишенева, Т.С. Приемы организации обучения математике / Т.С. Мишенева. – СПб.: Вита, 2017. – 104 с.
17. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина. - Томск: Пеленг, 1993. – 62 с.
18. Узорова, О.В. Математические диктанты для средней школы / О.В. Узорова. М.: Просвещение, 2018. – 201 с.
19. Царева, С.Е. Учебная деятельность и умение учиться в проблемном обучении / С.Е. Царева. – М.: Наука, 2017. – 82 с.
20. Чилингирова, Л. Играя, учимся математике / Л. Чилингирова. М.: Просвещение, 1993. - 291с.