Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: «Системы права и системы законодательства», обусловлена тем, что государство - главный субъект проводимой политики в области права.
Идея прав человека в их доминирующей ныне интерпретации – порождение западного общества эпохи Нового времени, именуемой с недавних пор эпохой Модерна. И с течением времени религиозное содержание естественных прав подверглось обмирщению в европейской политико-правовой доктрине, получив законченную безрелигиозную, атеистическую окраску в эпоху Просвещения. Неизбежным следствием этого стала возможность неограниченно произвольной интерпретации сущности и содержания естественных прав.
Право в его либеральной версии ограничивается исключительно регулированием внешнего поведения. Доступ к внутреннему миру человека для него закрыт, и потому «основным вопросом» западного либерального государства и права становится легальность, а не моральность.
Целью работы является исследование деятельности государства в системе права и системе законодательства.
Задачи работы:
- изучить теоретический вопрос государства и права;
- дать характеристику современного состояния соотношения системы законодательства и системы права.
Глава 1. Теория вопроса системы государства и права
1.1. Термин «система права»
Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений.
Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.
Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, являясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».
Правовая система России - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт, противоречащий Конституции, признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х го¬дов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы пред-принимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе. При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
Вертикальное — распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.
Горизонтальное — это акты равной юридической силы, но имеющие различный приоритет при применении в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты различных субъектов РФ имеют равную юридическую силу между собой, но действуют и применяются исключительно в пределах своего региона; другая ситуация - когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования (в случае если он глубже раскрывает данную сферу и наиболее детально конкретизирует её) или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.
Правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. При этом система права призвана реализовывать положения правовых принципов, которые в результате объективации в конкретных правовых нормах осуществляют непосредственное регулятивное воздействие, а система законодательства соответствует в своем содержании системе права и одновременно создает систему внешне выраженных его источников.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно - правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Прави¬тельства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. . Большой немецко-русский словарь. Sache [Электронный ресурс]. URL: http://www.classes.ru/all-german/dictionary-german-russian-Lein-term-68337.htm (дата обращения: 28.07.2017).
4. Гримм Д. Д. Основы учения о юридической сделке в современной немец- кой доктрине пандектного права. Пролегомены к общей теории гражданского права. СПб.: Типогр. М. М. Стасюлевича, 2009. Т. 1. 300 с.
5. Аузан А. А. «Колея» российской модернизации // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 54 – 60.
6. Карпец В. И. Реформы и право в России: история и современность // Реформы и право / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. С. 58 – 76.
7. Кистяковский Б. А. Избранное: в 2-х ч. / Сост., автор вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. Ч. 1. 665 с.
8. Краснов М. А. Рождение российской Конституции: по сценарию Лассаля? // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 33 – 45.
9. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2012. №10.
10. Комаров А. А. Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса // Финансовое право. — 2014. — № 7. — С. 38.
11. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник / В.А. Мальцев. — 13-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016. — 240 с.
12. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гузнов // Банковское право. — 2014. — № 6. — С. 6 — 17.
13. Станкевич Г.В. С76 Краткий курс финансового права : учебное пособие / Г.В. Станкевич, Е.В. Касевич, О.Н. Амвросова. — М.: КНОРУС ; Пятигорск : Пятигорский государственныйлингвистическийуниверситет,2016.—132c.
14. Турбанов А.В. Рынок финансовых услуг: современные тенденции и перспективы // Деньги и кредит. – 2013. - №12. – С. 14-17.
15. Турбанов А.В. Антикризисные механизмы в банковской системе // Деньги и кредит. – 2012. - №1. – С. 20-23.
16. Шаталова Ю. А. Соотношение масштабов и эффективности хозяйствования предприятий различных отраслей экономики / Ю.А. Шаталова // Журнал ФЭС: Финансы, экономика, стратегия. – 2011. – №4.
17. Шаков Е.Е. Финансовое право. – М., 2008. – 512 с.
18. Friedrich Carl von Savigny System des heutigen Römischen Rechts: in acht Bänden. Dritter Band. Berlin, Bei Veit und Comp. 1840. VI, 473 p.