Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях в связи с созданием и функционированием Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ранее Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), продолжается либерализация административного, процессуального, уголовного и таможенного законодательства. Однако наряду с этим одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов России продолжает оставаться правоохранительная функция. Ее составными частями являются борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела, борьба с преступлениями, отнесенными к их компетенции, и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
Актуальность темы состоит в следующем: вместе с глобальным развитием мировых экономических отношений, внедрением экономики нашей страны в международное экономическое пространство увеличивается и число правонарушений в области таможенного дела. Все большую роль в решении данного вопроса играет взаимодействие таможенных органов с иными правоохранительными органами.
Объект исследования – правоохранительная деятельность таможенных органов.
Предмет исследования – взаимодействие ФТС с другими правоохранительными органами.
Цель работы – рассмотреть таможенные органы как субъект правоохранительной деятельности и выявить наиболее важные вопросы взаимодействия ФТС с иными правоохранительными органами.
Задачи исследования:
1. Изучить роль таможенных органов в системе органов государственной власти.
2. Рассмотреть содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.
3. Рассмотреть основы взаимодействия Федеральной таможенной службы и органов внутренних дел в профилактике таможенных правонарушений.
4. Проанализировать особенности взаимодействия Федеральной таможенной службы Российской федерации с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
5. Изучить особенности взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы Российской Федерации с использованием информационных технологий.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы системного анализа изучаемых явлений и синтеза полученных результатов, индуктивного и дедуктивного умозаключений, а также исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический, статистический и другие частно-научные методы исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
Глава 1. ФТС в системе органов государственной власти
1.1. Роль таможенных органов в системе органов государственной власти
Роль таможенных органов России в системе органов государственной власти велика. Имея корни во многих отраслях общественной жизни, последняя является одним из базисов, на котором строится все государство. Ее важнейшее предназначение ‒ обеспечение экономической стабильности, поддержание отечественного производителя, охрана таможенной границы (внутри и вне) и многое другое. Таможенная служба сотрудничает с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями, что позволяет более полно оценивать ситуацию в стране и осуществлять грамотное управление, делая жизнь граждан не только лучше, но и безопаснее.
Система органов государственной власти – группа людей, наделенная властными полномочиями и осуществляющая в установленном законом порядке реализацию задач и функций государства. Таможенные органы как элемент государственной власти имеют свои особенности и место в данной системе.
Таможенные органы в системе органов государственной власти имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны органам государственной власти и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются, в первую очередь, Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и т.д.
Проблема выяснения места и роли таможенных органов в механизме органов государственной власти на современном этапе вызывает не только теоретический, но и практический интерес. Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сферах .
Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.
Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопуск нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере .
Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Все звенья системы таможенных органов являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Рассмотрим особенности каждого из составных звеньев системы таможенных органов.
Первым звеном является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС)
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями .
Основными задачами ФТС России являются:
– обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов Российской Федерации;
– обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;
– организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
– обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации .
Вторым звеном единой федеральной централизованной системы таможенных органов являются региональные таможенные управления. Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов под непосредственным руководством ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории РФ, не всегда совпадающей с ее административно-территориальным делением.
Таможни и таможенные посты составляют следующее звено единой федеральной централизованной системы. Им принадлежит решение основной части задач в сфере таможенного дела.
Таможни осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. Территория их деятельности определяется ФТС России по согласованию с Минэкономразвития России и может не совпадать с административными границами субъектов РФ, на территории которых они создаются.
Таможенный пост – это таможенный орган, входящий в единую централизованную систему ФТС Российской Федерации и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста и является низшим звеном системы таможенных органов.
Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.
Таможенные органы действуют взаимосвязано с различными органами государственной власти и с государственными службами, исполняющими свои специфические функции, но так или иначе соприкасающимися с интересами обеспечения таможенного регулирования и фактически участвующими в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности. К таким службам можно отнести Федеральную пограничную службу, ФСБ России, прокуратуры, МВД России и др .
Взаимодействие таможенных органов РФ с другими государственными органами происходит по следующим направлениям:
– осуществление совместных мероприятий или оказание содействия в их проведении;
– взаимное информационное обеспечение в рамках законодательства РФ по вопросам, представляющим взаимный интерес;
– проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим интересы взаимодействующих сторон;
– подготовка совместных предложений по совершенствованию законодательства;
– осуществление при наличии предусмотренных законом оснований проверки по учетам юридических и физических лиц;
– обмен специалистами по основным направлениям оперативно-служебной деятельности взаимодействующих сторон для оказания консультаций и методической помощи;
– совместная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; обеспечение безопасности взаимодействующих сторон в процессе осуществления повседневной оперативно-служебной деятельности, а также осуществление координации деятельности подразделений собственной безопасности.
В заключении необходимо сказать, что свои задачи государство осуществляет через механизм государства, представляющий собой целостную иерархическую систему взаимосвязанных государственных органов, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Система таможенных органов должна представлять собой территориально распределенную систему государственных служб, связанных между собой институциональными принципами таможенной политики, общими целью и направленностью таможенной политики и функционирования таможенных служб, единым правовым, информационно-коммуникационным пространством, развитыми механизмами координации, реализующими принцип направляемого функционирования и развития каждой из служб.
Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить, как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
1.2. Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов
Одной из основных задач в сфере таможенного дела является совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, «отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации.
Взаимодействие между Федеральной таможенной службой (далее – ФТС) и правоохранительными органами на протяжении всего их существования постоянно совершенствуется и дополняется в зависимости от влияющих на них факторов. Также взаимодействие ФТС и правоохранительных органов позволяет наладить более безопасное сотрудничество между нашей страной и другими странами в целях поднятия уровня национальной экономики, что будет приводить к пополнению федерального бюджета. Кроме того, данная деятельность поможет сократить количество контрабанды и наладить более безопасный товарооборот.
Важной особенностью таможенных органов является их принадлежность к правоохранительным органам. Таможенные органы ведут активную борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, несут ответственность за обеспечение правопорядка. Правоохранительная деятельность таможенных органов является инструментом предотвращения различных правонарушений в данной сфере. Цели правоохранительных органов направлены на обеспечение безопасности государства, здоровья и жизни людей и окружающей среды.
Для осуществления и достижения различных целей и задач в правоохранительной деятельности таможенных органов существуют различные ее формы. К ним относят следующие: административно-правовая форма; административно-процессуальная форма; уголовно-процессуальная форма; обеспечение собственной безопасности; оперативно-розыскная деятельность .
Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов основывается на характерных действиях, нацеленных на проверку фактов несоответствия требованиям, установленным правовыми нормами, таможенными правилами, а также на установление виновных в нарушениях лиц и определение мер ответственности за совершенное противоправное деяние.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) Об оперативно-розыскной деятельности // Российская газета. № 160.1995; 01.04.2022 № 77.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; 2022. № 63.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.05.2022) // Российская газета. № 249.2001; Российская газета, № 249, 22.12.2001; 25.03.2022. № 63.
6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 219; 2020. -№ 429.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) // Российская газета. № 148-149.1998; 2022. № 120.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Российская газета. № 256.2001; 2022. № 103.
9. Основы государственной пограничной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174). // СПС «КонсультантПлюс».
10. Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1981 (ред. от 25.04.2016) Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями // СПС «КонсультантРлюс».
11. Приказ ФСБ России и ФТС России от 11 февраля 2009 г. № 49/167 «Об утверждении Порядка взаимодействия пограничных органов и таможенных органов при проведении досмотровых операций в отношении транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в автомобильных и морских пунктах пропуска через государственную границу» //СПС «КонсультантПлюс»
12. Приказ ФСБ России от 2 ноября 2010 г. № 544 «Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности»//СПС «КонсультантПлюс»
13. Приказ ФТС России от 26 июня 2019 г. № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства с применением комплекса программных средств «Лицевые счета–ЕЛС» // СПС «КонсультантПлюс»
Учебно-методическая литература
14. СК при МВД России: Особенности расследования контрабанды наркотических средств, совершенной посредством экспресс-курьерских компаний // Справочная правовая система «Консультант Плюс». (дата обращения: 01.06.2022).
15. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2021 год, утверждена ФТС России // СПС «КонсультантПлюс»
Научная литература
16. Волженкин Б.В. Экономические преступления. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2014. 323 с.
17. Кнышов, А. В. Соотношение понятий компетенции, полномочий и функций ФТС России как органа государственной власти / А. В. Кнышов. – Москва : Юрайт, 2015. – 181 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
18. Александров А.С., Лапатников М.В. Старые проблемы доказательственного права в новой уголовно-процессуальной упаковке «сокращенного дознания» // Юридическая наука и практика. Вестник нижегородской академии МВД России. – 2013. – № 22. – С. 24-27.
19. Аулов В. К., Туганов Ю. Н. Юридическая практика в сфере уголовной ответственности за финансирование террористического сообщества и террористических организаций: краткий анализ составляющих // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. 2016. № 4 (226)
20. Бакаева О.Ю., Семенов К.О. Основные направления совместной деятельности налоговых и таможенных органов в условиях цифровой экономики // Налоги–журнал. 2021. № 4. С. 3–7.
21. Бакаева О.Ю., Устинова А.В. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы // Вопросы экономики и права. 2019. № 2 (128). С. 30.
22. Белоусова Т. И. Антонова Е. И., Романов В. Р., Шаланина Н. А. Взаимодействие таможенных органов с государственными контрольными органами в пунктах пропуска свободного порта Владивосток // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 3(80). С. 16—26.
23. Беспалько В. Г. Институционализация таможенных преступлений в российском уголовном праве (исторический аспект). // Вестник Российской таможенной академии. – 2015. – № 3. – С. 67-71
24. Боброва О.Г., Еремеева Н.В., Кожанков А.Ю., Рыльская М.А., Шохин С.О. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов // Финансы: теория и практика. 2019. № 1. С. 117–118.
25. Брушковский К.Б., Алмаганбетов П.А. Использование и перспективы автоматизированных информационно-поисковых систем в борьбе с преступностью // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2020. – № S1 (59). – С. 204-208.
26. Голосенко О.Г., Гудкова О.В. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 118-121.
27. Дьяченко, Е. В. Взаимодействие таможенных органов с некоторыми органами государственной власти / Е. В. Дьяченко, Д. А. Пилипенко // Вестник Академии знаний. – 2015. – № 13. – С. 28–32.
28. Ерешко, Е. В. Таможенные органы России: полномочия, формы взаимодействия с иными федеральными органами государственной власти / Е. В. Ерешко // Научное мнение. – 2015. – № 1. – С. 57–60.
29. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
30. Кубанов В.В., Грязнов С.А. Автоматизированные информационно-поисковые системы криминалистического направления в деятельности уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. – 2017. – № 2. – С. 163-168.
31. Куроптев Н.Б., Семенов А.В. Основные направления развития преступности, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей, в современных условиях. // Юристъ - Правоведъ. – 2018. – № 3 (86). – С. 62-67.
32. Лошкарев В.В. Досудебная стадия уголовного процесса. // Законность. – 2017. – № 5 (991). – С. 51-53.
33. Трунина, Е. В. Таможенные органы как субъект обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления / Е. В. Трунина // Современное право. – 2015. – № 4. – С. 77–82
34. Тырлышкина, Е. С. Взаимодействие таможенной службы и правоохранительных органов / Е. С. Тырлышкина // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей ; отв. ред. С. Г. Лешкова. – Москва, 2018. ‒ С. 214‒219.
35. Цареградская Ю.К. Финансовое право и цифровая экономика // Глобализация и публичное право: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (26 октября 2019 г.). М.: РУДН, 2019. С. 59-63.
36. Шохин С.О. Электронная таможня - сегодня и завтра (правовые аспекты) // Таможенное дело. 2018. № 3. С. 16-19.
Интернет-источники
37. Основные задачи ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. – URL : http://www.customs.ru/ru/. – Дата обращения : 21.05.2022.
38. Таможенное право. Семинар 3 [Электронный ресурс]. ‒ URL : https://studfiles.net/preview/1713378/page:3/. ‒ Дата обращения : 24.05.2022.
39. Правоохранительная и иная деятельность таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс]. ‒ URL : http://libraryno.ru/2-7-2-pravoohranitel-naya-i-inaya-deyatelnost-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federacii-pravooxr/. ‒ Дата обращения : 25.05.2022
40. Интервью начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России Андрея Юдинцева журналу «Таможня». Правоохранительная деятельность: современное состояние и перспективы развития // Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/aktualno/document/214126 (дата обращения: 01.06.2022).
41. Идея слияния ФТС и ФНС жива–Экономика–Коммерсантъ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3474237 (дата обращения: 03.06.2022).
42. Illicit Financial Flows via Trade Mis-invoicing. Study Report 2020 by the World Customs Organization (WCO) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wcoomd.org/- /media/wco/public/global/pdf/media/newsroom/reports/2018/wco-study-report-on-iffs_tm.pdf?la=en (дата обращения: 03.06.2022).
43. Информация о результатах взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с налоговыми органами и результатах скоординированных контрольных мероприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/rezul-tatyvzaimodejstviya-tamozhennyx-i-nalogovyx-organov/2021god/document/217051 (дата обращения: 03.06.2022).