Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что за счет средств федерального бюджета финансируется социально-экономическая политика государства, именно через федеральный бюджет происходит распределение денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, а также между регионами страны.
Кроме этого, по настоящее время сохраняется проблема сбалансированности федерального бюджета, так как продолжается увеличение внутреннего государственного долга и государственных расходов, а в бюджет будущих периодов закладывается с уменьшением доходной части налоговых поступлений и увеличением налогового бремени.
Теоретические и практические положения увеличения доходов федерального бюджета и сокращению дефицита изложены в работах таких авторов, как Б.И. Алехина, Н.Н. Быковой, Т.П. Николаевой, В.Н. Сумарокова, Е.А. Фоминой, и другие.
Целью данной работы является анализ процесса источников формирования доходов федерального бюджета, а также разработка мероприятий, направленных на их увеличение.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность федерального бюджета;
- рассмотреть структуру доходов федерального бюджета;
- изучить процесс формирования доходов федерального бюджета;
- проанализировать доходы федерального бюджета за 2020-2021 года;
- проанализировать доходы федерального бюджета на 2021 и планирование на 2022-2024 год;
- разработать перспективные направления совершенствования источников федерального бюджета.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования – процесс источников формирования доходов федерального бюджета.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение. Анализ практических данных осуществлялся с помощью графических методов.
Информационная база работы формировалась на основе нормативно-правовых актов РФ и Правительства РФ, работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам увеличения доходов федерального бюджета, а также научных статей периодической печати и сети Интернет, официальных статистических данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и рекомендаций данных в работе для совершенствования управления доходами в структуре механизма управления федеральными финансами, а также повышением сбалансированности федерального бюджета, снижения его зависимости от макроэкономических факторов в средней и долгосрочной перспективе.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические основы формирования доходов федерального бюджета
1.1 Понятие и сущность доходов федерального бюджета
Доходы бюджетов – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций; поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств [15, с. 50].
В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов.
Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.
Доходы бюджета имеют общую цель: формирование доходной части бюджета, денежную форму и обезличенность; поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке.
В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном — взносами [19, с. 15].
Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
К главным источникам, из которых происходит поступление средств в бюджет, относятся следующие [18, с. 100]:
1. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.
Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени. Оно определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Они обеспечивают преобладающую часть доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют 80—90%. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше (порядка 50%). Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и
2. Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. На современном этапе под влиянием значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают весьма крупных размеров — от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги.
Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.
Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.
Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.
3. Валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством налогового механизма.
4. Временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке облигаций и других ценных бумаг, получения кредита под залог государственного пакета акций крупных предприятий) для пополнения бюджетных доходов.
5. Иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения государственных займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений) для пополнения бюджетных доходов.
6. Реализация золотовалютных резервов.
7. При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, т.к. вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции 01.07.2020)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 28.05.2022)
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 202 и 2023 годов» от 02.12.2019 N 380-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 №41-ФЗ (ред. от 07.02.2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://fzrf.su/zakon/o-schetnoj-palate-41-fz/ (дата обращения: 17.03.2021).
5.
6. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
7. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
8. Быкова, Н. Н., Шайдуллова, А. И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. — 2019. — №14. — С. 141-146.
9. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
10. Герасимова С.В., Лангольф К.А., Новожеева И.А. Теоретические основы формирования государственного бюджета России // Таврический научный обозреватель, 2019. - №8-1 (13). – С. 19-23.
11. Ермошина, Т. В., Святкина, Е. А. Развитие механизма формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. — 2020. — №9. — С. 601-603.
12. Изабакаров, И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 34 c.
13. Казакова, Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
14. Куприянова, Л. М. Финансовый анализ: учебное пособие / Л.М. Куприянова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 157 с.
15. Левдонский, А.А. Бюджетные риски и устойчивость Федерального бюджета/ Экономика, предпринимательство и право. 2018. Т. 6. № 2. С. 175-184.
16. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие/Т.П. Николаева. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2019. -380 с.
17. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 09.06.2020).
18. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 09.06.2020).
19. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования / В. Н. Сумароков - М., Финансы и статистика, 2019. - 310 с.
20. Тищенко Т.М. Государственный бюджет // Экономическое развитие России, 2019. - №2. – С. 15-21.
21. Фомина, Е.А., Ковальская, Ю.В. Риск-анализ доходов и расходов территориальных бюджетов // Финансы Башкортостана. 2018. № 1. С. 49–53
22. Финансовая система государства: [учеб. пособие] / Н. Ю. Исакова, Е. Г. Князева, Л. И. Юзвович, Н. Н. Мокеева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 84 с.