Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Не нужно много слов, чтобы объяснить важность инноваций и, следовательно, инновационных проектов в сегодняшней быстро меняющейся экономической среде, когда конкурентное давление вынуждает компании постоянно внедрять инновации для поддержания прибыльного роста и успеха в бизнесе. Другими словами, инновации становятся необходимостью не только через разработку новых продуктов или услуг, но и через поиск новых бизнес-моделей, которые часто подразумевают изменение правил игры, организационные инновации, через поиск нового способа повышения эффективности производства и в целом. бизнеса, процессных инноваций, а также за счет внедрения новых методов маркетинга [1].
Исследования показали, что те компании, которые отдают приоритет инновациям, также имеют самый высокий рост оборота. В связи с этим исследование, проведенное Европейской комиссией, показало, что около 79% компаний, внедривших хотя бы одну инновацию с 2016 года, к 2021 году увеличили свой оборот более чем на 25% [2]. Таким образом, инновации приобрели статус ключевого драйвера и предпосылки конкурентоспособности [3, 4], более того, ключевого элемента современного менеджмента и культуры повседневности.
Учитывая, что в различных средах (прежде всего организационном контексте и уровне) может быть выявлено огромное количество различных факторов, потенциально влияющих на эффективность инновационного проекта, данное исследование будет связано с теми, которые кажутся наиболее частыми и самое важное. Достижение успеха проекта всегда является большой проблемой, которая еще более усложняется в случае инноваций, поэтому цель будет состоять в том, чтобы преодолеть опасности и сделать успех возможным.
Таким образом, целью данной курсовой работы является экспертиза инновационных проектов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОВВЕДЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Понятия: экспертизы инновационного проекта
Сегодня это общепринятое понятие с большим количеством определений. Один из наиболее цитируемых, дающий общепринятую инновационную основу, объясняя инновацию как внедрение нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), или процесса, или нового маркетингового или организационного метода. С учетом этого различают четыре (условно) вида инноваций и, следовательно, инновационных проектов:
1. Инновации продукта/услуги.
2. Процессные инновации.
3. Организационные инновации.
4. Маркетинговые инновации.
Инновация как специфическая форма изменения может быть определена в отношении различных аспектов, и выделяются следующие:
• Друкер определяет инновацию как особый инструмент предпринимательства, средство, с помощью которого они используют изменения как возможность для другого бизнеса или другой услуги.
• Портер рассматривает инновации как возможность компании получить конкурентное преимущество, основанное на инновационности и способности реализовывать инновационные проекты.
• Согласно Фриману, промышленные инновации включают в себя техническое проектирование, производство, управление и коммерческую деятельность, связанную с маркетингом нового (или улучшенного) продукта или первым коммерческим использованием нового (или улучшенного) процесса или оборудования.
• Ротвелл использовал природу инноваций для определения инноваций, разделив две формы инноваций: радикальные инновации и постепенные инновации. Дополнительные инновации можно описать как серию небольших улучшений существующего продукта, которые обычно помогают поддерживать или улучшать его конкурентоспособность с течением времени. С другой стороны, результатом радикальной инновации являются совершенно новые продукты/услуги/процессы, и ее можно представить как процесс, в котором известно направление исследований, но нет конечной цели.
Одна инновация успешна, если она дает компании возможность постоянно вносить свой вклад в рост посредством преемственности и адаптации. Существенный вопрос заключается в подходе к инновациям, который должен быть реализован в фирме; Организация и ее более мелкие подразделения должны пройти через сложный инновационный процесс — от созданных идей до продаж, доходов и полученной прибыли. Например, очень полезное понятие вводится (разрабатывается, признается) Лаборатории инноваций консультантов, под названием «Мастер-план инноваций», представленный в одноименной книге. План следует простой структуре, основанной на пяти критически важных вопросах об инновациях в организации [6]:
1. Зачем вводить инновации — вопрос о стратегическом характере инноваций, который объясняет связь между инновационным процессом и предполагаемыми результатами, основанными на инновациях.
2. Что инновировать — вопрос о разработке и развитии инновационного портфеля, чтобы подготовить множество вариантов инноваций для широкого спектра возможных вариантов будущего.
3. Как внедрять инновации — вопрос о разработке инновационного процесса, который будет выявлять, создавать и развивать идеи, которые станут инновациями.
4. Кто вводит новшества — определение того, кто будет участвовать. Необходимо определить три роли для достижения широких и последовательных результатов инноваций. Этими ролями являются (1) лидеры инноваций, которые определяют политику, ожидания, цели и тон инновационной культуры; (2) гениев-новаторов, выдвигающих отличные идеи и идеи; и (3) сторонники инноваций, которые организуют стремление к инновациям и поддерживают тех, кто развивает великие идеи и превращает их в ценность для бизнеса.
5. Где внедрять инновации — вопрос о создании инфраструктуры, систем поддержки и инструментов, которые будут использоваться для того, чтобы каждый внутри и вне организации мог эффективно участвовать в инновационном процессе.
Поскольку инновация означает процесс от идеи до реализации, в теории и на практике можно наблюдать растущий консенсус в отношении того, что инновацию следует рассматривать как проект. С теоретической точки зрения и управление инновациями, и управление проектами со временем превратились в две независимые дисциплины. С другой стороны, практика показала прямо противоположное, а именно, наиболее эффективным способом управления жизненным циклом инновационного процесса является использование управления проектами. Этимологически термин проект происходит от латинского словаprojicereчто означает бросить что-то вперед. Принимая все это во внимание, совершенно неудивителен тот факт, что инновации в основном разрабатываются с применением концепции управления проектами. Более того, разные авторы в этой области указывали, что преодоление трудностей перехода от идей к созданию ценности может быть достигнуто с помощью принципов, методов и приемов управления проектами. Одно из определений, объясняющих связь между инновациями и управлением проектами, идентифицирует инновационные проекты как управление системой, которая преобразует входы в выходы и имеет механизм обратной связи, обеспечивающий соответствие результатов проекта его целям [7].
Поэтому в качестве некоторых специфических признаков, отличающих инновационные проекты от традиционных, можно выделить [8]:
• Обычные проекты должны иметь четко определенные цели. Инновационные проекты, как правило, начинаются со слабо определенных, иногда неоднозначных целей, которые становятся более ясными на следующих этапах проекта. Используемые методики носят, в основном, экспериментальный или исследовательский характер.
• Проектные команды состоят из людей разных профессий (знаний и навыков и т.д.), между которыми должен существовать высокий уровень доверия.
• Рассматривая неудачу как возможный результат, команды инновационных проектов должны с большой осторожностью относиться к управлению рисками.
• Идеи, представленные в инновационных проектах, должны быть «проданы» «спонсорам».
Имея в виду классификацию инновационных проектов по критериям характера (интенсивности), можно говорить об инкрементных и радикальных, о чем говорилось ранее. Инкрементальные инновации являются наиболее распространенными формами инноваций во многих компаниях, и в среднем на них приходится около 80% всех инвестиций в инновации в компаниях. Эта классификация может быть дополнительно развита, связывая эти типы (постепенные и радикальные) с ключевыми характеристиками, такими как цели и задачи проекта, неопределенности и промышленный сектор. Кроме того, в эту классификацию также включена имитация, представляющая творческие усилия по разработке продукта или услуги. Имитация позиционируется перед инкрементальной инновацией, так как она имеет наименьшую инновационную интенсивность. Инновационные проекты реализуются в различных отраслях промышленности (от низкотехнологичных до высокотехнологичных). Если говорить о высокотехнологичных секторах, то имитационные проекты связаны с реверс-инжинирингом передовых технологических продуктов. В целом это был ключевой элемент стратегии индустриализации многих экономик Юго-Восточной Азии [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алеева А.С. Понятие инвестиционных проектов, их виды // Общество-наука-инновации : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 9 мая 2020 г., г. Омск : в 2 ч. – Уфа, 2020. – Ч. 1. – С. 91-93.
2. Белоусов А.М. Оценка инвестиционных проектов: содержание инвестиционной деятельности компании и классификация инвестиционных проектов // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 8 янв. 2018 г.). В 2 ч. Ч. 1. – Стерлитамак : АМИ, 2018. – С. 76-80.
3. Быковников И.Л. Жизненный цикл инвестиционного проекта // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2008. – № 103. – С. 69-73.
4. Драганов А.С. Сущность, классификация и основные этапы бизнес планирования инвестиционных проектов // Скиф. – 2019. – № 11 (39). – С. 616-620.
5. Задимидченко А.М. Характерные особенности инвестиционного проекта и стадии его жизненного цикла // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2015. – № 12. – С. 61-65.
6. Милованов А.П. Взгляды на понятие инвестиционного проекта // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-6. – С. 96-98.
7. Топсахалова Ф.М.-Г. Инвестиции : учеб.-метод. пособие / Ф.М.-Г. Топсахалова. – Москва, 2010. – Из содерж.: Гл. 4.1. Понятие инвестиционного проекта (содержание, классификация, фазы развития). – Электронная версия представлена на сайте «Научная электронная библиотека. Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания».
8. Шакиров Д.И. Классификация инвестиционных проектов предприятий / Д.И. Шакиров, Д.Т. Хвичия // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов : в 2 ч. / под ред. В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. – Омск, 2018. – Ч. 2. – С. 389-392.
9. Москвин В.А. Риски инвестиционных проектов : рекомендации для высшего управленческого персонала / В.А. Москвин ; Курс. – Москва : Курс ИНФРА-М, 2016. – 320 с. : ил.
10. Подготовка инвестиционного проекта : практ. рекомендации / Э.Ш. Джураев, Н.Л. Персод, Е.П. Аболенцева, А.О. Ермаков. – [Б. м.]: Издательские решения : НИИ корпоративного и проектного упр., 2016. – 182 с
11. Смирнов В.К. Управление инвестиционными проектами // Молодой исследователь: вызовы и перспективы : сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2018. – С. 81-85.
12. Шориков А.Ф. Прогнозирование и оптимизация результата управления инвестиционным проектированием / А.Ф. Шориков, Е.В. Буценко. – Москва : URSS : Ленанд, 2017. – 265 с. – Библиогр.: с. 250-262.