Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По мере продолжения глобализации несколько уязвимых охраняемых территорий в мире становятся популярными туристическими направлениями, в то время как другие остаются менее известными и неосвоенными. Но туризм, как правило, несет ответственность за ухудшение состояния окружающей среды и утрату местного культурного наследия из-за “вторжения” большого числа посетителей, которые также привозят иностранное поведение и материальные ценности. Почему бы не оставить охраняемые территории изолированными от туристических рынков, позволив им оставаться нетронутыми и естественно сбалансированными? Это может быть хорошим ответом, однако часто иностранные туристические операторы и индивидуальные или/и внешние финансовые интересы стимулируют развитие туризма в охраняемых районах.
Более того, сами местные сообщества стремятся к развитию туризма, чтобы избежать социальной маргинализации и улучшить свое финансовое положение.
Наиболее подходящей практикой для туризма на охраняемых территориях является экотуризм.
Ведущим определением экотуризма является «ответственное путешествие в природные зоны, которое сохраняет окружающую среду, поддерживает благополучие местного населения и включает в себя интерпретацию и образование» [30]. Этот последний кусочек предназначен как для гостей, так и для персонала.
Экотуризм может быть мощным способом достижения воздействия на сохранение, сделав сохранение частью успешной бизнес-модели. В некоторых частях мира, таких как африканские парки и заповедники, например, это часто лучший инструмент, который у нас есть в настоящее время для защиты дикой природы и среды обитания.
Актуальность состоит в том, что в современном мире экологический туризм набирает большую популярность среди туристов.
Объект исследования - инновационный туристский продукт на базе экологического туризма с использованием инновационных технологий организации тура (транспорт, размещение, экскурсионное обслуживание), ориентированный на активную часть населения.
Предмет исследования - инновационный туристский продукт экологического туризма.
Цель данного исследования - проектирование туристского продукта на примере инновационного туристского продукта в рамках экологического туризма.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены и решены следующие задачи:
– изучить теоретические основы проектирование инновационного туристского продукта в рамках экологического туризма,
– разработать проект инновационного тура «Большая севастопольская тропа» в рамках экологического туризма,
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие, виды и особенности экологического туризма
Туризм в настоящее время стремится к росту, не похожему ни на одно другое время в истории. Хотя это и хорошо, это негативно сказывается на нашей окружающей среде. Природа и местные сообщества приносятся в жертву во имя прибыли, просто чтобы принять постоянно растущее число туристов с каждым годом.
Как и в случае с большинством видов туризма, существует множество определений, которые были разработаны как в академическом сообществе, так и различными заинтересованными сторонами туризма для определения концепции экотуризма.
Первое формальное определение экотуризма было разработано Себальос-Ласкурайном в 1987 году. Он определил экотуризм как: «путешествие в относительно нетронутые или незагрязненные природные зоны с конкретной целью изучения, восхищения и наслаждения пейзажами и их дикими растениями и животными, а также любыми существующими культурными проявлениями (как прошлыми, так и настоящими), обнаруженными в этих районах» [32].
С тех пор концепция несколько эволюционировала, и в 1993 году Уайт предположил, что экотуризм является подсектором устойчивого туризма, определив его как «этическое наложение» традиционного природного туризма.
Tickell (1994) просто резюмировал экотуризм как «путешествие, чтобы насладиться удивительным разнообразием природной жизни и человеческой культуры в мире, не нанося ущерба ни тому, ни другому».
А Международное общество экотуризма заявляет, что «во всем мире экотуризм приветствуется как панацея: способ финансирования сохранения и научных исследований, защиты хрупких и нетронутых экосистем, оказания пользы сельским общинам, содействия развитию в бедных странах, повышения экологической и культурной чувствительности, привития экологической осведомленности и социальной сознательности в индустрии туризма, удовлетворения и обучения дискриминирующих туристов, и, как утверждают некоторые, построить мир во всем мире».
Таблица 1 – Определения экотуризма
1.2. Инновационная деятельность в туризме
Инновации в туризме – это новые и «свежие» идеи в сфере путешествий и отдыха. Результатом введения таких инноваций является увеличение туристического потока и рост прибыли .
Туристический бизнес в инновационной деятельности опирается на современные научные разработки и технологические решения, которые, в свою очередь, выполняют роль инициатора инновационных процессов, поиска и освоения новых рынков. Также, за счет гибкости туристических услуг, открываются и создаются новые возможности для путешествий, наиболее широко внедряются современные технологии.
Перечислим основные инновационные мероприятия на туристическом рынке:
– Осуществление рекламных кампаний (через средства массовой информации);
– Привлечение потребителей посредством скидок и акций и донесения этой информации до туристов;
– Создание положительной репутации у возможных клиентов, улучшение сервиса, формирование системы отзывов о своей фирме;
– Использование информационных технологий, в том числе разработка и создание удобных средств поиска и донесения информации, сайтов, мобильных приложений и пр.
– Внедрение и продвижение ранее не представленных в регионе видов услуг: новые туры, маршруты, сотрудничество с авиаперевозчиками, гостиницами, ресторанами, посещение музеев через интернет и другое;
– Строительство новых туристических объектов;
– Изучение работы конкурентов, в том числе успешно развивающихся.
Экологический туризм в России набирает обороты: в 2021 году федеральные заповедники, заказники и национальные парки посетили около 10,6 млн человек. В 2022 году ожидается, что цифры будут еще выше, к тому же, власти намерены запустить альтернативу популярному Booking.com для особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ).
Общий прирост составил 58%. Что касается заповедников, то у них очень строгий режим к посещению. Рост туристов продолжается: в 2016 году их было 820 тысяч человек, а в 2021 году – уже 1,7 миллиона человек.
Одной из задач нацпроекта «Экология» является увеличение до 10,3 млн человек в год к 2024 году. Мы уже перевыполнили эту цель. К 2022 году ожидалось 8,6 млн, но сейчас мы уже видим, что посещаемость будет не меньше, чем в 2021 году. В первом квартале наши ООПТ уже посетили 1,7 млн человек.
Законопроект призван установить единые основы правового регулирования туристско-рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, а также механизмы привлечения инвесторов для создания объектов туристско-рекреационной инфраструктуры.
Основными изменениями являются: установлен запрет на строительство объектов капитального строительства и рубку лесных насаждений, не связанных с их эксплуатацией; В национальных парках устанавливается запрет на изменение границ охранной зоны, особо охраняемой зоны, а также зоны экстенсивного традиционного природопользования. Можно только расширить границы.
Рекреационная емкость будет определена для каждой территории. Национальные парки будут готовить и периодически обновлять свои планы развития. Инвесторы обязаны принять меры по сохранению природных комплексов и животного мира. По результатам аукциона будут заключены договоры на осуществление рекреационной деятельности с инвесторами национальных парков. Кроме того, в некоторых случаях, когда объект не является капитальным, инвестор будет освобожден от необходимости заключать договор аренды.
Рассмотрим в качестве примера объекты размещения и рассмотрим применение инновационных вариантов в экотуризме. В нашей стране это все еще новое направление, и эко-отели становятся все более популярными за рубежом. В Швеции их уже более 100, в Норвегии - 50, в Финляндии - 20. Самый экологически чистый отель в мире - Crown Plaza Copenhagen 4* - расположен в Копенгагене. Одно из зданий с 85-метровым фасадом оборудовано солнечными батареями.
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
2.1. Анализ спроса на проектируемый инновационный туристский продукт
Севастополь стал городом федерального значения и одним из направлений развития города, конечно, является туризм. Севастополь – это город-Герой, город-памятник, город, достойный поклонения и славы, ни один турист не остается равнодушным, посетив его окрестности, но, все же, имеются определенные проблемы, которые обязательно нужно решать, иначе ни о каком большом количестве отдыхающих речи и быть не может.
«Севастополь» – слово греческого происхождения. Оно означает «величественный», «достойный поклонения». Город задумывался как имперский. Однако правитель в нем всегда был один – море. Улицы и площади здесь носят имена великих адмиралов, а Владимирский собор со временем стал их усыпальницей.
Управление туризма города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственной политики города Севастополя в сфере туризма.
Городское управление туризма разработало проект государственной программы «Развитие туризма города Севастополя» на 2022-2030 годы.
За эти деньги в ближайшие восемь лет планируют построить новые туристско-рекреационные кластеры, увеличить поток туристов до полутора миллионов в год, а однодневных посетителей — до трех миллионов, реализовать пять грантовых проектов в сфере туризма, разработать и издать множество путеводителей, карт-схем, справочников, каталогов, буклетов и другой полиграфической продукции, направленной на продвижение Севастополя на туристическом рынке.
В программе сформулированы основные задачи для развития — использование кластерного подхода для комплексного развития туристской инфраструктуры; повышение привлекательности туристского пространства и создание комфортных условий для пребывания туристов; формирование конкурентоспособного туристского продукта; увеличение круглогодичного туристского потока.
Согласно документу в 2024 году введут в эксплуатацию один новый туристско-рекреационный кластер. К 2030 году туристический поток вырастет до полутора миллионов человек, а количество однодневных посетителей (экскурсантов) — до трех миллионов. Объем платных услуг, предоставляемых гостиницами и аналогичными средствами размещения в 2030 году достигнет 2,8 млрд рублей.
Туристический поток в Севастополе по итогам 2021 года вырос более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. На 1 декабря было 636 тыс. Из данных, предоставленных городским управлением туризма, следует, что за весь 2020 год Севастополь, несмотря на начало пандемии, принял рекордные в новейшей истории 567,7 тыс. туристов (то есть тех, кто остается в городе хотя бы с одной ночевкой).
Число экскурсантов (тех, кто приехал на несколько часов и не ночевал в гостиницах города) было ниже, чем в 2019 году: 1,6 млн человек против 2,88 млн. Однако в 2021 году также фиксируется рост - на 1 декабря город посетили уже более 2 млн человек.
Также зафиксирован рост налоговых поступлений: в допандемийном 2019 году он составил 296,4 млн рублей от всей туристической отрасли, в 2020 снизился до 275 млн, а за 11 месяцев 2021 года почти сравнялся с докоронавирусным уровнем - 289,2 млн.
С целью определения параметров спроса на проектируемый инновационный туристский продукт был проведен опрос.
Анкета была написана на русском языке и является анонимной. Такой формат анкеты гарантирует высокую эффективность, а также позволяет получить очень большой объем информации для создания экологического тура. Респонденту не нужно будет тратить много времени на заполнение анкеты.
В опросе приняли участие 100 человек, из них 58% - женщины и 41% - мужчины. Все анкеты заполнены правильно. Для получения наиболее точных данных респонденты были разделены на 3 возрастные группы.
2.2.Анализ ресурсов для проектирования тура «Большая Севастопольская Тропа»
Природа щедро заботится о туристических достопримечательностях Севастополя. На его территории представлены три горных хребта Крыма: внешний хребет, внутренний хребет и главный хребет. Живописные скалы и ущелья, глубокие долины и каньоны холмов и гор идеально подходят для организации пеших походов и экскурсий. Поэтому не случайно здесь появился такой великолепный и масштабный проект, как "Большая Севастопольская тропа" - активный туристический маршрут.
Большая Севастопольская тропа, несомненно, может войти в список лучших туристических маршрутов в мире.
Вообще говоря, маршрут протяженностью около 117 км имеет почти радиальные характеристики - он образует огромный полукруг вдоль полуострова от Балаклавы до Любимовки - от побережья Черного моря через главную гряду Крымских гор. Основной маршрут состоит из восьми частей, расположенных линейно одна за другой. Однако каждая из этих частей представляет собой отличный самостоятельный пешеходный маршрут, который длится от четырех до десяти часов и варьируется по сложности.
Эта тропа не является каким-то древним путем, а проложена по одному из самых красивых мест Севастопольского региона: вдоль красивейших скал, лазурных пляжей, древнегреческих руин, охватывающих самое значительное в этом районе. Маршрут был официально утвержден правительством Севастополя в 2015 году.
Главной особенностью проектируемого маршрута "Большая Севастопольская тропа" является его доступность и безопасность. Тропа оборудована навигационными столбами, информационными щитами со сквозной нумерацией, информационными стендами и 6 входными группами. Дорожки сложных скалистых участков оборудованы по принципу прохождения через Турата. Пункт пропуска через реку планируется оборудовать подвесным мостом...
Основные маршруты проектируемого тура "Большая Севастопольская тропа":
Маршрут БСТ №1: Балаклава - Ласпинский перевал, 18 км.
Маршрут БСТ №2: Ласпинский перевал - перевал Байдарские ворота, 11 км
Маршрут БСТ №3: Перевал Байдарские ворота - т/с "Узунджа", 23 км
Маршрут БСТ №4: Т/с "Узунджа" - с. Передовое, 13 км
Маршрут БСТ №5: С. Передовое - т/с "Гористое", 13 км
Маршрут БСТ №6: Т/с "Гористое" - т/с "2-й кордон", 14 км
Маршрут БСТ №7: Т/с "2-й кордон" - ур. Горный ключ, 11 км
Маршрут БСТ №8: Горный ключ - Любимовка, 14 км
Дополнительные маршруты проектируемого тура "Большая Севастопольская тропа":
Маршрут БСТ №10: Остановка «Алсу» – с. Оборонное, 6 км
Маршрут БСТ №11: Остановка «Алсу» – хребет Муркум-Улле – м/о «Торопова дача», 8 км
Маршрут БСТ №12: Остановка «Алсу» (м/о «Торопова дача») – остановка «Тыловое», 20 км
Маршрут БСТ №13: Турстоянка «Алсу» – развилка укрепления Сарджик, 18 км
Маршрут БСТ №14: Остановка «Алсу» – Чоргуньская башня (Черноречье), 10 км
Маршрут БСТ №15: Балаклава (ул. Благодатная) – г. Аскети, 8 км
Маршрут БСТ №21: Остановка «Ласпи» – с. Орлиное, 12 км
Маршрут БСТ №22: Остановка «мыс Сарыч» – скалы Тышлар, 3 км
Маршрут БСТ №31: Скельская поляна – Чертова лестница, 8 км
Маршрут БСТ №32: Скельская поляна – пещера Узунджа, 8 км
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.06.2020).
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Березовая Л.Г. История туризма и гостеприимства: учеб. для СПО. М.: Юрайт, 2019. 477 с.
7. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст] / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8. Дурович, А.П, Бондаренко Г. А. Организация туризма: учеб. пособие [Текст] / А.П. Дурович. – Мн.: Новое знание, 2015. – 277с.
9. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
10. Лысикова, О. В. Операционный менеджмент туризма : учебное пособие / О. В. Лысикова, А. В. Фоменко. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 96 с.
11. Матюхина, Ю. А. Индустрия туризма : учебное пособие / Ю. А. Матюхина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 310 с.
12. Морозов, М. А. Экономика организации туризма : учебник для вузов / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
13. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 282 с.
14. Овчаров, А. О. Экономика туризма : учебное пособие / А.О. Овчаров. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 253 с.
15. Орловская, В. П. Технология и организация предприятия туризма : учебник / В.П. Орловская ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 176 с.
16. Остроумов, О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность : учебно-методическое пособие / О. В. Остроумов ; под. ред. Ю. С. Путрика. — Москва : Финансы и Статистика, 2021. — 128 с.
17. Панова, А. В. Статистика туризма : учебное пособие / А.В. Панова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 248 с.
18. Пахомова, О. М. Стандартизация и контроль качества туристских услуг : учебное пособие / О.М. Пахомова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 135 с.
19. Пищулов, В. М. Менеджмент в сервисе и туризме : учебное пособие / В.М. Пищулов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 284 с.
20. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
21. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
22. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
23. Рассохина, Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для вузов / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
24. Рассохина, Т. В. Организация туристской индустрии: менеджмент туристских дестинаций : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Рассохина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 210 с.
25. Рябушкин, Б.Т. Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Б.Т. Рябушкин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 c.
26. Чеглазова, М.Е. Теоретические основы жизненного цикла туристского продукта [Текст] / М.Е. Чеглазова, М.А. Нестерова // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С. 63-66.
27. Чеглазова, М.Е. Специфика качества обслуживания в индустрии туризма и гостеприимства [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе: Сборник научных трудов. – Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2019. – С.67-71.
28. Чеглазова, М.Е. Роль бюджетных авиакомпаний в развитии туристской сферы [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Казань, 24-25 января 2020 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. – С. 321-326
29. Большая Севастопольская Тропа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bst-sev.ru/content/about-project?ysclid=l5jqeqy55g519859162
30. Naturfreunde. URL: http://www.nfi.at/index. php?option=com_content&task=view&id=363&Itemid=139
31. Brandon K. 1996. Ecotourism and Conservation: A Review of Key Issues.Washington, DC: The World Bank
32. Ceballos-Lascurain, H. 1996. Tourism, Ecotourism and Protected areas. IUCN, Gland, Switzerland.
33. Honey M. 1999. Ecotourism and Sustainable Development. Who owns Paradise?Island Press, Washington D.C.
34. Weaver D.B & Lawton, L.J. 2007. Twenty years on: The state of contemporary ecotourism research. Tourism Management, 2811681179
35. Weaver D. B. 1999. Magnitude of Ecotourism in Costa Rica and Kenya. Annals of Tourism Research, 26(4), 792-816
36. Ziffer K. 1989. Ecotourism: The Uneasy Alliance. Washington D.C., Conservation International
37. QuickStart Guide to a Tourism Business2006Ecotourism vs Nature Based Tourism, Tourism Western Australia. URL: http://www.tourism.wa.gov.au/Publications%20Library/Growing%20Your%20Business/Ecotourism%20vs%20Nature%20Based%20Tourism%203final).pdf
38. MccormickK 1994. Can Ecotourism Save the Rainforests?. Online [Available]: http://www.ran.org/ran/info_center/ecotourism.html.Rainforest Action Network
39. Что такое экотуризм? URL: https://lukatravel.ru/posts/323-chto-takoe-ekoturizm.html?ysclid=l5qczdnhib70770808
40. Экологический туризм в России 2022 URL: https://pagetravel.ru/ekologicheskij-turizm-v-rossii-2022/?ysclid=l5qpc2acvs178589721
41. Законопроект о туризме на особо охраняемых территориях готов ко второму чтению URL: https://persona-grata.ru/news/3552?ysclid=l5qpg2lzfy207773921
42. Проработка структуры инновационного туристского проекта URL: https://spravochnick.ru/turizm/prorabotka_struktury_innovacionnogo_turistskogo_proekta/?ysclid=l5qpje2ep39468565
43. ГОСТ Р 50690-2017 «Туристские услуги. Общие требования» URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157390?ysclid=l5qpo5w1gt305114823