Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление качеством производимой продукции и оказываемых услуг является одной из основных управленческих функций, эффективная реализация которой обеспечивает достижение организационных целей, повышение конкурентоспособности и стабильное развитие предприятия. Работа по управлению качеством ведется по нескольким направлениям: производство, сбыт, организация внутренних процессов и процессов взаимодействия с представителями внешней среды. По каждому из этих направлений возможны ситуации, негативно влияющие на итоговое качество работы предприятия. Для выявления и предотвращения этих ситуаций используется аудит системы менеджмента качества.
Под аудитом системы менеджмента качества в рамках данного исследования понимается способ оценки системы менеджмента качества путем сопоставления фактических показателей системы с нормативными показателями.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современном бизнесе повышается значимость эффективно организованной системы менеджмента качества, а для этого необходим регулярный и комплексный аудит данной системы.
Цель курсовой работы — изучение методики аудита системы менеджмента качества.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
– изучить понятие и сущность экономической категории «аудит системы менеджмента качества
– проанализировать порядок и методику проведения аудита системы менеджмента качества;
– дать оценку системы менеджмента качества на ОАО «Волжский пекарь»;
– определить пути совершенствования системы менеджмента качества на ОАО «Волжский пекарь».
Объектом исследования выступает коммерческое производственное предприятие пищевой промышленности ОАО «Волжский пекарь» г. Тверь. Выбор данного предприятия в качестве объекта исследования обусловлен тем, что в ОАО «Волжский пекарь» внедрена и успешно используется система менеджмента качества, что подтверждает Сертификат ИСО 22000:2005. Также в качестве подтверждения эффективно организованной системы менеджмента качества стоит отметить позитивные отзывы потребителей и востребованность продукции предприятия на рынке. Изучение успешного опыта внедрения и функционирования системы менеджмента качества способствует повышению профессионализма менеджера, а анализ подходов и методов к осуществлению аудита системы качества развивает аналитические способности, которые пригодятся в любой сфере практической деятельности.
Поставленные задачи определили структуру курсовой работы. В структуре выделено введение, четыре раздела по числу задач, заключение, в котором систематизированы достигнутые результаты проведенного исследования.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «АУДИТ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»
Эффективное проведение аудита системы менеджмента качества требует понимания сущности данного процесса и его влияния на экономическую деятельность предприятия. Поэтому, прежде чем перейти к анализу аудита системы менеджмента качества конкретного предприятия, необходимо дать понятие, рассмотреть виды и характеристики данного процесса.
Понятие «аудит системы менеджмента» установлено государственным стандартом ГОСТ Р ИСО 19011-2021. В соответствии с данным нормативным документом под аудитом системы менеджмента понимается процесс объективного оценивания степени соответствия установленным критериям. Причем, данный процесс должен проводиться систематический, с привлечением независимых экспертов и обязательным документированием, как самого процесса, так и достигнутого результата .
В качестве объектов аудита могут использоваться различные системы менеджмента, в том числе, система менеджмента качества. Положения ГОСТ Р ИСО 9000-2015 так определяют систему менеджмента качества как комплекс действий, направленных на установление целей, процессов и ресурсов, необходимых для достижения ожидаемых результатов путем взаимодействия заинтересованных сторон (поставщиков, производителей, потребителей). Принципы, заложенные в основу системы менеджмента качества, используются для обоснования управленческих решений, направленных на развитие предприятия, производство конкурентоспособной продукции или услуг, укрепление рыночных позиций .
В этом же нормативном документе установлено, что для оценки результативности системы менеджмента качества используются различные виды аудитов. Целью аудитов является выявление рисков, имеющих потенциальное негативное влияние на состояние предприятия, а также проверка соответствия системы предъявляемым к ней требованиям .
На рисунке 1 представлены различные виды аудита, применяемые к системе менеджмента качества.
Рисунок 1 – Виды аудита системы менеджмента качества
В зависимости от того, кто проводит аудит, выделяют внутренний и внешний виды. Субъектами проведения внутреннего аудита являются представители самой организации. Субъектами внешнего аудита являются представители сторонних организаций, имеющие соответствующий уровень компетентности, подтвержденный лицензионными документами.
Внутренний аудит более доступен и по стоимости, и по ресурсному обеспечению, так как не требует привлечения и оплаты услуг сторонних специалистов. Кроме того, преимуществами внутреннего аудита является то, что его проводят специалисты, понимающие особенности деятельности предприятия. Обычно внутренние аудиторы системы менеджмента качества проявляют более высокую заинтересованность в результатах анализа, не ограничиваются формальными процедурами, а стремятся выявить истинные причины того или иного состояния системы управления качеством. В то же время, внутренние аудиторы могут не обладать достаточными знаниями нормативных требований к функционированию системы менеджмента качества, что негативно отразиться на результатах оценки
Внешние аудиты характеризуются более высоким качеством и обоснованностью получаемых результатов, так как их проводят эксперты, владеющие нормативными требованиями к функционированию системы менеджмента качества. Такие аудиты четко спланированы, регламентированы и на выходе дают комплексную оценку состояния системы. Обычно результаты данных аудитов более серьезно изучают руководители, им больше доверяют, чем внутренним аудиторам.
Еще один подход к типологии аудитов в зависимости от субъектов проведения подразумевает выделение сторон аудита. Внутренний аудит проводится первой стороной или самой организацией. Внешний аудит проводится второй или третьей стороной, а именно: специализированными аудиторскими фирмами или представителями компаний, заинтересованных в оценке, например, представители финансовых организаций, инвесторов, деловых партнеров.
В зависимости от объекта аудита выделяют комплексный, при котором система менеджмента качества оценивается в комплексе с другими системами организации и совместный, предполагающий одновременное участие в процедуре оценки нескольких организаций. Обычно при получении сертификатов соответствия стандартам качества проводится именно комплексный аудит, так как необходимо оценить не только саму систему управления качеством, но и организацию других процессов, таких, как снабжение, сбыт, кадровая политика.
Основными характеристиками аудита системы менеджмента качества являются :
- систематическое проведение: проведение на основании предварительно разработанного и утверждённого плана, программы, а также периодически повторяющихся процедур оценки;
- независимость от участников и разработчиков системы менеджмента качества: вне зависимости от вида аудита (внешний или внутренний), его должны проводить сотрудники, не имеющие прямого отношения к функционированию системы менеджмента качества предприятия, что позволит повысить объективность результатов оценки;
- универсальность и точность критериев оценки: при проведении аудита используются четко определенные критерии, имеющие одинаковую значимость для функционирования системы управления качеством во всех сферах. Например, такими критериями являются доля брака в объеме выпускаемой продукции, количество рекламаций, претензий, поступивших за определенный период и т.д.
Экономическая сущность аудита системы менеджмента качества появляется в практическом применении данного способа оценки предприятия.
Эффективно функционирующая система управления качеством обеспечивает оптимальное использование ресурсов для производства продукции и выпуск продукции, соответствующей установленным требованиям к качеству и безопасности. Также работа над повышением качества позволяет обосновать более высокую цену за продукцию или услугу или оптимизировать затраты на непрофильную деятельность, не обеспечивающую рост продаж или повышение конкурентоспособности предложения предприятия на рынке .
Проведение аудита также формирует дополнительные ценности для самого предприятия, клиентов и деловых партнеров и всего общества. Ценность для самого предприятия заключается в том, что результаты аудита показывают объективную ситуацию, в том числе, проблемы и причины, по которыми организация не достигает финансовых целей, неэффективно использует ресурсы, недополучает выручку и прибыль. Ценность для клиентов заключается в повышении прозрачности, предсказуемости и удовлетворенности запросов. Учитывая оценку качества выпускаемой продукции, потребитель может выбирать из большого числа предложений то, которое соответствует его запросам. Наличие сертификата на соответствие стандартам качества дает определенную гарантию потребителю, что приобретенный продукт будет безопасным и соответствующим заявленным требованиям .
Экономическая сущность аудита проявляется и в решении промежуточных задач, таких, как :
– фактическое наличие и функционирование системы менеджмента качества: существует ли данная система действительно или только на бумаге, какие ресурсы она требует для поддержания функционирования;
– влияние существующей системы менеджмента качества на повышение результатов работы предприятия, в том числе, финансовых показателей, таких, как рентабельности производства, продаж, активов;
– присутствует ли связь между положениями системы менеджмента качества и процессами работы с поставщиками, клиентами, персоналом и т.д.
Применение аудита системы менеджмента качества позволяет оценить надежность поставщика, используя критерии, регламентированные ГОСТ Р ИСО 9001. Это позволит предотвратить возможный ущерб при работе с ненадежным поставщиком .
Таким образом, аудит системы менеджмента качества – это способ оценки результативности и эффективности функционирования данной системы. С точки зрения управления, аудит системы менеджмента качества характеризует процесс оценивания фактических показателей состояния системы и сопоставления их с нормативными показателями. Значение аудита системы менеджмента качества в стратегическом менеджменте заключается в оперативном выявлении факторов риска, способных негативно повлиять на деятельность предприятия, качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
2. ПОРЯДОК И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Порядок проведения аудита системы менеджмента качества определен ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Основными этапами проведения аудита являются :
1) информирование заинтересованных сторон о необходимости проведения аудита и разработки программы проведения аудита;
2) разработка программы аудита, основанной на принципах и методах проектного управления, а также требованиям к проведению оценочных процедур;
3) определение целей, задач, критериев оценки, а также объектов (или процессов), на которых будет направлено применение аудиторских процедур;
4) выбор метода или методов проведения аудита, исходя из поставленных целей, задач, ресурсных возможностей предприятия и аудитора, наличия необходимых документов или иных источников информации;
5) формирование аудиторской группы или назначение специалистов для проведения внутреннего аудита из числа сотрудников предприятия, не имеющих прямого отношения к функционированию системы менеджмента качества;
6) побор источников информации для проведения аудита;
7) документальное оформление промежуточных и итоговых результатов аудита, составление отчетности, решение поставленных перед аудитором задач.
По завершению аудита необходимо оценить его результаты и эффективность с точки зрения практической ценности, соответствия поставленным целям и задачам, получения ответов на все поставленные вопросы. При выявлении неточностей, пробелов в программе аудита или полученных результатах, необходимо провести повторную оценку, а также выявить причины, препятствующие получению необходимого результата.
Е.С. Степанова рассматривает следующие методы проведения аудита системы менеджмента качества, которые могут также быть использованы и как этапы аудита .