Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы обучающихся, что подчеркивает актуальность исследования.
Проблема исследования заключается в выявленном противоречии между необходимостью включения в учебный процесс эффективных методов и приемов применения средств взаимодействия и низким уровнем использования активных и интерактивных методов в практике основной школы.
Цель – исследование активных и интерактивных приёмов обучения на уроках математики в основной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы методики обучения.
2. Классифицировать активные и интерактивные приёмы обучения.
3. Проанализировать конспекты, видеоуроки с применением активных и интерактивных приемов обучения математике.
4. Привести примеры фрагментов уроков обучения математике.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет - особенности активных и интерактивных методов обучения на уроках математики в основной школе.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме работы, обобщение передового педагогического опыта по теме исследования, наглядное представление информации, наблюдение.
Курсовая состоит из 33 листов, введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, 15 наименований библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Приёмы и методы, определение понятия «технологии обучения»
Методологический анализ педагогической литературы выявляет недостаточную дифференциацию в ней понятий, обозначенных терминами «метод», «прием», «способ» обучения.
В дидактике основной школы метод обучения определяется как способ деятельности или как совокупность приемов, ведущих к достижению цели. «Сейчас большинство дидактов рассматривают методы обучения как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» [3].
«Метод обучения — система последовательных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования» [6]. Метод обучения — способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленный на достижение целей обучения». В работе Н. В. Басовой отмечается, что существует более 200 определений понятия «метод» [4].
Однако при всей размытости таких определений (о чем говорят и сами дидакты) нельзя не согласиться с тем, что «метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, каждый метод предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность субъекта» [7].
На современном этапе отметим, в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе понятия форм, приемов и методов трактуется примерно одинаково.
Под формой обучения в словаре терминов и понятий дополнительного профессионального образования понимают внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.
В педагогическом энциклопедическом словаре приём определяется как кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидактами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организации учебной деятельности.
Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения»
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.
Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один метод у разных преподавателей может включать различные приемы.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам при этом не является их простой суммой.
Правило обучения - это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Другими словами, правило обучения (дидактическое правило) - это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения. Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенной задачи - это уже нормативно-описательная модель метода.
1.2. Классификация активных и интерактивных приёмов обучения
Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения и воспитания - по определению Г.П. Щедровицкого те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку и др.
Активные методы обучения помогают учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки [5].
Активные методы обучения подразделяются на:
· методы начала урока;
· методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
· методы презентации учебного материала;
· методы организации самостоятельной работы;
· методы релаксации;
· методы подведения итогов.
На этапе мотивации к уроку можно использовать метод «Отсроченная отгадка» в разных вариациях – создание ситуации гипотезирования посредством фактов, комментариев, видеофрагментов; на этапе актуализации знаний – «Корзина идей», «Кластер»; в ходе изучения материала – «Ручеек», «Ульи», «Карусель», «Ромашка Блума»; на этапе контроля усвоения знаний – «Диаграмма», «Оценочная шкала», «Лови ошибку», на этапе рефлексии – «Солнышко», «Рефлексивный экран».
Слово «Интерактивный» образовано от слова «Взаимодействовать» (англ.), где «inter» означает взаимный, «act» означает действовать. Название метода происходит от психологического термина «взаимодействие», что означает «взаимодействие». Интеракционизм - это тенденция в современной социальной психология и педагогика, основанные на концепциях американского социолога и психолога Дж. Мида. Взаимодействие понимается как непосредственное межличностное общение, важнейшая особенность,
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алиухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе: учебное пособие / Т.Г. Алиухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 497 с.
2.Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. – М.: Прометей, 2017. – 238 с.
3.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. —М„ 1985.— С. 15.
4. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д, 1999
5. Виноградова, М.В. Интерактивные формы организации учебного процесса при обучении математике со студентами сельскохозяйственного вуза. Агропродовольственная политика в России. 2014. 4(28), 74-75.
6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Подред. М. Н. Скаткина. — М., 1982. — С. 186.
7. Колмогорова С.Е. Интерактивные формы и методы работы / С.Е. Колмогорова // Педагогическая техника, 2007. – 53 с.
8. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности обучающихся / И.В. Курышева. – М.: Просвещение, 2009. – 163 с
9. Леднев В. С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. —М„ 1980
10. Лизинский В.М. Приемы и методы в учебной деятельности / В.М. Лизинский – М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
11. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. − 2–е изд.– М.: 2005. – 287 с.
12. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 495 с.
13. Свешников, А. Г. Теория функций комплексной переменной. Учебник / А.Г. Свешников, А.Н. Тихонов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2016. - 320 c.
14. Тюгаева Н.А. Методы обучения и психолого-педагогические технологии: сущность, тенденции развития // Человек: преступление и наказание. 2019. №3.
15. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко. – М: Просвещение, 2004 – 17 с.