Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Экономика - это ода немногим наукам, которая является частью повседневной жизни людей. Сегодня, когда вся жизнь современного общества построена на рыночных отношениях, знание и изучение основных показателей экономической деятельности является неотъемлемой частью современной жизни. Одним из таких показателей является спрос. Все отношения, которые возникают между субъектами хозяйственной деятельности, так или иначе связаны с просом. Спрос является одним из основных факторов, определяющих цену.
Спрос на товар или услугу - это желание или способность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене и за определенный период времени. Чувствительность спроса к изменениям цен, доходов или любых других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности.
Одной из наиболее важных категорий экономики является эластичность. Эластичность позволяет выяснить, как рынок адаптируется к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цены на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в реальности это происходит не всегда: возможно, что повышение цен приведет не к увеличению, а, наоборот, к снижению выручки из-за снижения спроса и соответствующего сокращения продаж.
Поэтому концепция эластичности актуальна для производителей товаров, поскольку она дает ответ на вопрос о том, насколько изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Обычно компания, повышая цену, рассчитывает на увеличение выручки от продаж. Однако не исключено, что повышение цен приведет не к увеличению выручки, а, наоборот, к ее снижению из-за сокращения спроса и, соответственно, снижения продаж.
Поэтому для фирмы важно определить, какое количественное влияние изменение цен на продукцию, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами, может оказать на величину спроса.
Цель курсовой работы – проанализировать измерение и использование в рыночной стратегии эластичности спроса.
К основным задачам курсовой работы следует отнести:
-рассмотреть понятие и измерение эластичности спроса;
-изучить применение эластичности спроса в рыночной стратегии;
-дать краткую характеристику магазина «У дома»;
-провести анализ эластичности спроса в магазине «У дома»;
-разработать предложения по улучшению эластичности спроса на товары магазина «У дома».
Объектом исследования является магазин «У дома»
Предмет исследования - измерение и использование эластичности спроса в магазине «У дома».
Методологическая основа работы. При написании работы использовались различные графики, таблицы, формулы. При рассмотрении конкретных задач, анализе графиков рассматриваются механизмы взаимодействия эластичности спроса и предложения, условия изменения цен в различных условиях. В этой статье были изучены различные свойства и варианты эластичности, а также их взаимодействие с различными ценовыми факторами.
Теоретическая основа работы. Раскрытие эластичности спроса и предложения, механизма ценообразования, можно найти практически в любом учебнике и в периодической литературе. Видными представителями в изучении этих вопросов из числа российских и зарубежных авторов можно назвать Булатова А.С., Камаева В.Д., Любимова Л.Л., Анохина Н.А., Манкива Н. Грегори и многих других.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты эластичности спроса
1.1 Понятие и измерение эластичности спроса
Спрос - это объем товаров или услуг, которые хозяйствующий субъект хочет включить в свою потребительскую корзину по выгодной для него цене [25].
Эластичность - это гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде [7].
Эластичность спроса показывает способность его величины изменяться из-за динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Другими словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и т.д., а также от количественных показателей уровня жизни и благосостояния хозяйствующих субъектов [2].
Эластичность спроса бывает трех видов:
- эластичность спроса по цене. Эта величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на конкретный товар:
где Q - количество продукта; P - его цена; ?Q и ?P - изменения объема продукта и его цены [11].
Важно отметить тот факт, что эластичность спроса, как правило, соответствует трем состояниям:
а) эластичность, близкая к нулю, в основном формируется для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого хозяйствующего субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в правильном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение является постоянной величиной, поскольку потребители, независимо от изменений уровня доходов и динамики цен, не перестают их покупать;
б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, предполагается, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цен. Такая ситуация типична, например, для рынка ценных бумаг [20].;
в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т.е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех хозяйствующих субъектов, платежеспособность которых высока (автомобили, коттеджи и т.д.). Другими словами, это люди с высокими доходами, чьи первичные физиологические потребности полностью удовлетворены [15].
- эластичность спроса по доходам:
где I - сумма дохода; ?Является его соответствующими изменениями [19].
Здесь необходимо различать товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары категории любви, а также те, для которых эластичность имеет положительное значение (обычные товары). Если уровень доходов потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе купить более дорогой товар;
- поперечная эластичность. Этот показатель предназначен для определения величины спроса на один товар в зависимости от динамики цен на другой:
где A и B - два сравниваемых продукта [27].
Есть альтернативные продукты, которые при необходимости могут заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и дополнительные продукты (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может увеличиться, когда общий уровень цен на сливочное масло увеличится на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять к нему больший спрос [6].
Точно так же спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Наличие альтернативных продуктов на рынке расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю широкий выбор, на основе которого вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает [14].
1.2 Применение эластичности спроса в рыночной стратегии
Концепция эластичности спроса имеет широкое применение.
Во-первых, знание эластичности спроса на ваш продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно его цены. Если предприниматель не уверен, что даже очень значительное снижение цен поможет увеличить продажи, он считает, что спрос на его продукцию неэластичен. Очевидно, что в такой ситуации он не хочет снижать цену, поскольку его убытки от снижения цены превысят прибыль от роста продаж, а общий доход предпринимателя упадет [22].
С другой стороны, повышение цен при неэластичном спросе приведет к увеличению общего объема продаж. Казалось бы, производитель выигрывает от любого повышения цен. Однако на самом деле это не так. Использование концепции эластичности для анализа взаимосвязи между эластичностью спроса и выручкой производителя, когда это > 1, приводит к выводу, что небольшое повышение цены приведет к значительному снижению продаж и, в конечном итоге, к общему снижению выручки.предпринимателя. Напротив, снижение цены в этом случае привело бы к увеличению продаж и увеличению общей выручки [4].
Таким образом, если спрос на продукцию неэластичен, то за счет повышения цены производитель увеличивает свой доход, а если спрос эластичен, то повышение цен снижает доход производителя [17].
Во-вторых, эластичность имеет большое значение для анализа и прогнозирования определенных налоговых последствий. В действительности налогообложение не всегда совпадает с его предварительным определением, поскольку существует распределение налоговой нагрузки. Введение нало
Фрагмент для ознакомления
3
. Абакулина Л.Ю., Беляева Т.П., Лабудин А.В. Экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018. – 368с.
2. Абрамченко, Н.В. Использование программных средств в оценке эластичности спроса и предложения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2019. - № 5-1. - С. 70-73.
3.Абрамова, Ю.Д. Практическое применение теории спроса и предложения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 61-64.
4.Аркадьева, Р.Ю. Спрос и предложение в современной российской экономики: эластичность и факторы. - Твой день.-2020. - № 3. -С.9-12
5. Базиков А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Учебно-методические разработки. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 416с.
6. Богатырева Н.А., Бутова О.Ю., Татарников Е.А. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2018. – 160с.
7. Богaчев C.П. Соотношение категорий "ценноcть" и "cпроc" // Веcтн. МГУ. Cер.6. Экономикa. - 2020. - N 6. - C.3-22.
8.Волжаковский, А.М. Эластичность спроса и предложения. - М.: Проспектъ, 2017. - 495 с.
9.Волков, А. Эластичность спроса и предложения: ситуация меняется// Мировая экономика и международные отношения. - 2020 - №2 - С. 29-34.
10. Гвоздарева, А.И. Значение эластичности спроса и предложения для предпринимательской деятельности // Финансовые рынки и экономический рост. - 2019. - С. 161-182.
11. Гордеева М.И. Предложение формирует спрос // Экономика и жизнь. – 2021. - № 31. – С.33.
12.Грязнова, А.Г. Экономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов. - М.: КноРус, 2017. – 528 с.
13.Дашин, О.А. Практическое применение теории эластичности// Экономика и жизнь. – 2018. - №7. – С.35
14.Задоя, А.А. Основы экономической теории. - М.: Рыбари, 2018. – 408 с.
15.Киселева, Е.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА, 2019. - 624с.
16.Кобзева, Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (101). - С. 397-402.
17.Кураков, Л.П. Курс экономической теории. - М.: Гелиос АРВ, 2018. - 337 с.
18. Лебедев О. Т. Основы экономики. - СПб.: ИД “МиМ”, 2021. – 224 с.
19. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории. – М.: Дрофа, 2018. – 279 с.
20. Митакин, Д.А. Эластичность спроса и предложения в сытовой политике компании // Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 154-156.
21. Мухина, Е.Р. Исследование факторов ценовой эластичности спроса и предложения // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 5. - С. 36.
22. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – И.: КНОРУС, 2018. – 452с.
23. Пирогова, А.С. Влияние эластичности спроса и предложения на коммерческую деятельность // Научному прогрессу – творчество молодых. - 2019. - № 1. - С. 25-27.
24.Савицкая, Е. Эластичность спроса и предложения // История и обществознание для школьников. - 2020. - № 2. - С. 3-12.
25.Силаева, М.В. Спрос и предложение: учебно – методическое пособие. Нижний Новгород: НФ ГУ - ВШЭ, 2019. – 31 с.
26.Соколова С.В. Основы экономики: Учебник. – М.: Академия, 2018. – 128 с.
27. Шарыпкина М.А. Краткий курс по экономической теории. – М.: Окей-книга, 2019. – 141с.