Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложным и трудным искусством является наука управления людьми. Процессы власти всегда усложняются, и сама теория управления, как любая наука, упорядочивает явления, выявляет закономерности и указывает причинные связи между ними. На базе этого формируются выводы для применения управления на практике, даются рекомендации. Любой процесс управления - это не только наука. Это искусство, поскольку при каждом своем решении руководитель базируется не только на рекомендациях и выводах науки, но и на свою интуицию. Руководитель, к тому же, принимает решения в условиях ограниченности временных ресурсов.
Кроме того, важно принимать во внимание разные факторы – экономические, социально-психолоогические, неформальные и формальные группы в организации и т.д. Следует обращать внимание и на особенности самого коллектива. Так, мужские коллективы отличаются от женских, научные – от творческих и т.д.
Целью данной работы является рассмотрение библиотечного коллектива как объекта управления.
Задачи:
- описать элементы управления;
- рассмотреть сущность трудового коллектива, модели менеджмента;
- изучить структуру трудового персонала библиотеки;
- описать библиотечный коллектив как женский коллектив: способы управления ;
- проанализировать роль благоприятного социально-психологического климата в библиотечном коллективе;
- описать способы поддержания психологического климата в библиотечном коллективе.
Объект исследования – трудовой коллектив с точки зрения управления. Предмет исследования – особенности управления библиотечным коллективом.
Глава 1 Коллектив как объект управления
1.1 Управление и его элементы
Руководитель, знающий базовые части управленческой структуры деятельности, всегда имеет больше преимуществ, поскольку он всегда видит фундаментальное, что предстоит сделать для решения проблемы. Такой руководитель всегда может предугадать, в какой стадии находится решение данной задачи. Такой руководитель всегда вовремя вносит поправки в решение любой задачи управления. И он получает эффективный результат наиболее логически обоснованным способом.
Управленческая деятельность имеет свою специфику. Поскольку это, прежде всего, взаимодействие. Организовать и сделать самому – это абсолютно разные вещи.
На рисунке 1 мы показали психологическую структуру управленческой деятельности.
Итак, цель в этой схеме стоит на первом месте. Руководитель ставит цели для своих сотрудников. Для достижения цели важно сформировать мотив, то есть создать у коллег желание и стремление достичь цели. Руководитель также распределяет задачи среди своих коллег, принимая во внимание сложность поставленной цели и возможности ее достижения (делегирование). Последнее крайне важно для руководителя, поскольку без него невозможно управление.
Некоторые ученые включают в структуру планирование, которое позволяет определить очередь выполняемых задач.
Упорядочение деятельности руководителя – это организация и реализация каждого из вышеперечисленных частей. Что должен руководитель знать о каждом элементе деятельности, чтобы максимально организовывать ее? Есть конкретные факторы, в которых происходит овладение базовыми частями деятельности руководителя и действиями.
Рисунок 1 – Элементы психологической структуры деятельности
Итак, управленческая деятельность включает в себя следующие элементы:
1) Действия по постановке целей (перед собой и своими коллегами), где есть обязательное планирование итогов и сроков достижения целей;
2) Действия по мотивированию сотрудников;
3) Распределение задач;
4) Контроль за выполнением задач;
5) Рефлексия.
1.2 Трудовой коллектив, его сущность. Управление коллективом и модели менеджмента
Для эффективного управления трудовым коллективом, необходимо учитывать, что представляет из себя коллектив и как он создается и развивается, виды трудовых коллективов и основные условия совместной деятельности людей .
Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями. своего труда с трудом других людей объективно, независимо от желания. Важным принципом трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые создаются из общественных потребностей. Таким образом, трудовой коллектив — это не только социальная , но и инструмент достижения .
В процессе своей трудовой деятельности люди вступают в контакт, и в этих условиях формируются межличностные отношения. Характер данных отношений определен социальным статусом и местом человека в трудовом коллективе, непосредственно влияет на поведение человека в трудовом коллективе, а так же на эффективность его деятельности.
Человеческий труд – это деятельность, в результате которой создаются духовные и материальные блага для удовлетворения потребностей человека и общества. Трудно переоценить их значение. От эффективности и качества труда работников, зависят процветание организации и общества в целом.
Трудовой коллектив любого предприятия можно условно разделить на основные части:
Коллективным трудом можно добиться гораздо больших успехов, чем единоличностной работой такого же количества работников. Это происходит из-за огромного потенциала трудового коллектива, но чем же коллектив отличается от команды?
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аликина О. П., Библиотечный менеджер - субъект инновационных преобразований // Вестник Тюменского государственного института культуры. — 2021. — № 1. — С. 12-14.
2) Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2022.
3) Безгодкова Ю. И., Роль руководителя в формировании организационной культуры библиотеки // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. трудов конф.. — Белгород, 2015. — Т. 2. — С. 14-17.
4) Булычева А. А., Маркетинговая деятельность библиотек: теоретические и практические подходы // Труды ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2018. — Вып. 13, т. 2: Библиотеки в контексте социально-экономических и культурных трансформаций. — С. 53-58.
5) Ванеев А., "Четыре кита" : базовые дисциплины библиотечной профессии // Библиотечное дело. — 2018. — № 20. — С. 18-22
6) Гусева Е. Н., Итоги Третьего Всероссийского конкурса библиотечных инноваций // Информационный бюллетень РБА. — 2019. — № 88. — С. 56-61.
7) Казими П. Ф. оглу, Факторы, влияющие на удовлетворенность читателей обслуживанием в современных библиотеках и его качеством // Научные и технические библиотеки. — 2022. — № 2. — С. 109-122
8) Клюев В. К., О сущности библиотечного менеджмента // Румянцевские чтения - 2020: материалы междунар. науч. конф.. — М., 2020. — Ч. 1. — С. 408-414.
9) Лайкер Д. К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина бизнес букс, 2019
10) Лохманская К., Практическое умение, критическое мышление... : медиакомпетенции будущих профессионалов // Библиотека. — 2021. — № 12. — С. 70-72
11) Макаров В. А., Время трансформаций : структура управления национальной библиотекой в рекомендациях Генеральной информационной программы ЮНЕСКО // Библиотечное дело. — 2020. — № 6. — С. 23-27
12) Мурашко О. Ю., Управление библиотекой в социальном контексте // Культура: теория и практика: электронный научный журнал. — 2020. — № 6. — С. [1-8].
13) Ойстачер Е., Почему людям нужен вожак // Управление персоналом. — 2020. — № 19 (575). — С. 49-55
14) Палкевич О. Я., Методика групповой динамики как инструмент развития кадрового потенциала библиотек // Труды ГПНТБ СО РАН. — Новосибирск, 2022. — Вып. 2. — С. 65-69.
15) Редькина Н. С., Нормирование труда - важнейшая составляющая библиотечного менеджмента // Библиосфера. — 2018. — № 4 (октябрь-декабрь). — С. 124-125.
16) Селендеева О., Успех компании не зависит от стиля управления // Управление персоналом. — 2020. — № 17 (573). — С. 27-35
17) Сукиасян Э. Р., Деятельность, структура и система управления современной библиотеки // Научные и технические библиотеки. — 2015. — № 12. — С. 5-11.
18) Тринько В., Успешные лидеры воплощают в жизнь стратегию и ценности компании // Управление персоналом. — 2019. — № 39 (547). — С. 13-20
19) Туранина Н. А., Проектное управление в современной библиотеке : (на примере Белгородской области) // Культура: управление, экономика, право. — 2018. — № 2. — С. 46-49