Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Основная характеристика — это коллегиальный орган, который считается главным среди всех органов исполнительной власти на территории Российской Федерации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что Правительство организует исполнение всех положений Конституции РФ в пределах своих полномочий. Сюда входят положения нормативных и правовых актов, указов Президента РФ, международных договоров. Члены правительства периодически осуществляют контроль за исполнениями субъектов РФ соответствующих законов. В случае обнаружения нарушений принимают конкретные меры по устранению допущенных нарушений на основе законодательства.
Предмет работы – Правительство РФ.
Цель работы – охарактеризовать сущность и принципы функционирования Правительства РФ на основе нормативно-правовых данных и источниках.
В связи с этой целью выделяются задачи:
- раскрыть сущность и роль Правительства РФ,
- описать функции и принципы работы,
- проанализировать деятельность Правительства на современном этапе,
- выявить основное направление его работы в будущем.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИНИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
1.1.Сущность и правовой статус Правительства РФ
Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти Российской Федерации. Основная характеристика — это коллегиальный орган, который считается главным среди всех органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Чтобы урегулировать отношения, возникающие между правительством РФ, был принят Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации» [3].
Рис.1.1.1.Правительство РФ: основные функции и задачи [10]
Федеральный конституционный закон №2 «О правительстве Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 апреля 1997 года, а одобрен Советом Федерации в мае того же года. Последние изменения в ФКЗ 2 вносились 28 декабря 2016 года, данный закон [3]:
• Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
• Описывает состав правительства и процесс его формирования;
• Перечисляет полномочия государственного руководства перед Российской Федерацией;
• Описывает деятельность;
• Перечисляет взаимоотношения гос. органа и Федерального Собрания;
• Перечисляет взаимоотношения между Правительством и органом судебной власти;
• Перечисляет взаимоотношения между гос. структурой и органом Государственной Власти;
• Финансовая составляющая правительства РФ;
• Заключительные положения настоящего Федерального конституционного закона.
Деятельность гос. структуры базируется на Конституции РФ, и иных нормативных и правовых актах Российской Федерации.
Рассмотрим последние изменения, которые были внесены 28 декабря 2016 года, и связаны с настоящим положением и деятельностью Правительства РФ.
В статье 11 говорится о действиях, которые запрещается осуществлять Правительству. Одним из требований является следующее: правительство не вправе открывать счета и иметь вклады, хранить наличные, которые находятся за рубежом. Также запрещено пользоваться или владеть финансовыми инструментами.
В статье 3 описываются принципы по организации деятельности Правительства РФ. Основные принципы, которыми руководствуется высший орган исполнительной власти — Конституция РФ. Дополнительные принципы [1]:
• Федерализм;
• Народовластие;
• Разделение ответственности;
• Гласность;
• Обеспечение свобод и прав гражданина и человека.
В статье 4 описывается работа Правительства в сфере исполнения общепринятого законодательства. Оно организует исполнение всех положений Конституции РФ в пределах своих полномочий. Сюда входят положения нормативных и правовых актов, указов Президента РФ, международных договоров. Члены правительства периодически осуществляют контроль за исполнениями субъектов РФ соответствующих законов. В случае обнаружения нарушений принимают конкретные меры по устранению допущенных нарушений на основе законодательства.
В статье 5 описывается, кто принимает участие в Правительстве РФ. Оно состоит из:
• Членов правительства;
• Председателя;
• Заместителей председателя.
Также следует отметить, что в соответствии с нормативными актами, изданными Президентом, председатели и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей президента в конкретных территориальных органах.
В статье 10 описывается период, в течение которого должна быть предоставлена информация о расходах, доходах и имуществе членов Правительства Российской Федерации, супругов, а также несовершеннолетних детей.
Председатель гос. органа обязан ежегодно не позднее 1 апреля предоставлять информацию о своих доходах, а также о доходах супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы передают подобную информацию Президенту Российской Федерации, затем она может быть опубликована.
Член Правительства РФ обязан предоставить:
• Информацию о своих расходах, а также информацию о расходах супруги, включая несовершеннолетних детей. Речь идет о сделках, которые касаются покупки недвижимого имущества, транспорта, акций, ценных бумаг и тому подобное;
• Информацию об источниках, которые служат формированию доходов по сделкам, типы которых были перечислены в пункте выше.
Президент может выдать приказ о проверке доходов за последние три года, предшествующих крупной сделке и выяснить законность формирования подобной прибыли.
Помимо внесенных изменений в статью 11, которая описывается выше, членам Правительства РФ запрещено [3]:
• Становиться участниками Совета Федерации, депутатами Гос. Думы, законодательных органов исполнительной и государственной власти;
• Работать на других должностях в органах гос. власти и органах местного самоуправления. Однако здесь есть исключения, которые могут быть прописаны в конституции или федеральных законах. Также замещать должность член Правительства может по указу Президента РФ;
• Работать в другой сфере деятельности, кроме научной, преподавательской или творческой. Но даже в этом случае подобные направления не могут быть обеспечены за счет денежных средств из-за рубежа;
• Выступать в качестве доверенного лица или представлять интересы третьих лиц в органах государственной власти;
• Получать денежные средства за выступления или публикации будучи членом гос. структуры;
• Принимать звания без решения президента, включающие награды и другие знаки отличия;
• Получать подарки, ссуды, денежное и другое вознаграждение, не предусмотренное законодательством;
• Ездить в служебные командировки за пределы РФ за счет юридических и физических лиц.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правовую основу деятельности Правительства составляет Конституция РФ, КФЗ №2 «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, иные нормативные правовые акты