Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальной проблемой развития любого предприятия на современном этапе
является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального
и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из
наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств
3
является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация имущества и обязательств компании представляет собой не
только одну из необходимых процедур системы внутреннего контроля, но является и обязательным элементом учетной политики организации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета бухгалтерской
отчетности организации обязаны не реже одного раза в три года проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Сущность инвентаризации на предприятии
В обязательном порядке инвентаризацию надо проводить лишь в определенных
случаях. А по решению руководителя организации такую ревизию можно провести в любое время.
Организация должна на спецрежиме (упрощенка или ЕНВД) проводить ежегодную инвентаризацию.
Ведь все организации, независимо от применяемой системы налогообложения,
обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. №
402-ФЗ). А значит, они сдают и бухгалтерскую отчетность. Но прежде чем составить такую отчетность за год, нужно обязательно провести инвентаризацию
.
Получается, что организация, применяющая спецрежим (например, упрощенку
или ЕНВД), должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств ежегодно.
При смене главного бухгалтера нужно ли проводить инвентаризацию всего
имущества и обязательств организации, но только если с главным бухгалтером
был заключен договор о полной материальной ответственности на основании
статьи 243 Трудового кодекса РФ.
4
1.2 Порядок проведения инвентаризации на предприятии
Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной)
оформляют в учетной политике. Для этого оформляют приложение к приказу
об учетной политике, в котором указывают :
-график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
-их сроки;
-перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.
По действующим правилам проводить инвентаризацию должна специальная
комиссия. Ее состав, а это как минимум два человека, утверждает руководитель
организации приказом. В комиссию могут входить административноуправленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Но вот материально ответственные сотрудники членами такой комиссии быть не могут. Такие правила прописаны в пунктах 2.2 и 2.3 Методических
указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Когда объем работ большой, для инвентаризации можно создать еще и рабочую
комиссию. Если проверять требуется немного тогда сделать это может ревизионная комиссия, если такая уже есть в организации. То есть создавать еще и
инвентаризационную комиссию в этом случае не надо. Это следует из пункта
2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13
июня 1995 г. № 49.
Не нужно создавать инвентаризационную комиссию, если в штате организации
числится один директор.
Создание комиссии предполагает, что в ее составе будет не менее двух человек
– председатель и другие члены (п. 2.3 и 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Если же в штате
организации числится только один директор, то создать инвентаризационную
комиссию попросту не удастся.
В этом случае зафиксировать результаты ревизии может бухгалтер (или другой
ответственный сотрудник), а проконтролировать – директор организации. То
есть именно он проверит, насколько полно и точно внесены в описи данные об
5
остатках проверяемого имущества и обязательств. А также правильно ли и вовремя ли оформлены результаты инвентаризации.
1.3 Учет результатов инвентаризации
В бухучете недостачу, выявленную при проведении инвентаризации, оформляют на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со
счетами учета имущества. Недостающие товарно-материальные ценности (материально-производственные запасы) отражают по фактической себестоимости,
которую определяют по данным бухучета. Основные средства – по остаточной
стоимости. При этом делают проводку :
Дебет 94 Кредит 01 (10, 41, 43, 50…)
– отражена стоимость недостачи, выявленной при инвентаризации.
На счетах бухучета недостачу отражают в момент завершения инвентаризации
(составления акта) или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности
(т. е. не позднее 31 декабря отчетного года) (п. 5.5 Методических указаний,
утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).
Учет недостачи зависит от того, по какой причине она возникла:
по причине естественной убыли (для материально-производственных запасов (МПЗ));
по вине материально-ответственного лица;
в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнение, пожар и т. д.).
Недостачу и порчу ценностей в пределах норм естественной убыли относят на
издержки производства и обращения на основании распоряжения (приказа) руководителя организации. Такую недостачу определяют после пересортицы.
Взаимный зачет недостач и излишков проводят:
за один и тот же проверяемый период;
у одного и того же проверяемого лица;
в отношении запасов одного и того же наименования;
в тождественных количествах.
Стоимость недостающего имущества определяют по данным бухучета. При
этом делают проводку:
6
Дебет 20 (23, 44…) Кредит 94
– списана стоимость недостающих товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.
Недостачу МПЗ сверх норм естественной убыли, а также недостачу другого
имущества относят на виновных лиц. В этом случае сотрудник должен возместить организации всю сумму причиненного ущерба (ст. 243 ТК РФ). Размер
ущерба определяют исходя из рыночной цены недостающего имущества, но не
ниже его стоимости по данным бухучета (ст. 246 ТК РФ).
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ОАО «МОРСКОЙ ПОРТ ЭГВЕКИНОТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Морской порт Эгвекинот»
Порт Эгвекинот — морской порт федерального значения, расположенный в северной части Берингова моря на побережье Залива Креста между мысами
Опасный и Пилотов в бухте Эгвекинот.
Находится на территории посёлка Эгвекинот.
В ОАО «Морской порт Эгвекинот» применяется компьютерная форма учета.
Бухгалтерский учет ведется в локальной системе персональных компьютеров
различных моделей с использованием программы 1С: «БУХГАЛТЕРИЯ 7.
Для отражения хозяйственных операций в ОАО «Морской порт Эгвекинот»
применяются как типовые, так нетиповые формы первичных документов. Порядок организации документооборота установлен Положением «О документах
и документообороте в бухгалтерском учете».
2. Не указан порядок отражения в учете выплаты дивидендов.
Также следует отметить и то, что утвержденный график документооборота не
обновлен в соответствии с изменившимся законодательством, ряд первичных
документов, составляемых в организации, не отражен в имеющемся графике.
На основании типового Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного
Министерством Финансов Российской Федерации за № 94-н от 31 октября 2000
7
года с 1 января 2008 года организация разработала рабочий план счетов. В нем
отражены наименования и коды синтетических и аналитических счетов, исходя
из требований учета и отчетности ОАО «Морской порт Эгвекинот». Расширено
содержание субсчетов.
Полный код синтетического и аналитического учета состоит из семи знаков и
разбит на четыре порядка:
-первый - два знака - синтетический счет типового плана счетов;
-второй - один знак – субсчет;
-третий - два знака – для каждого балансового счета; отражает однородную
группировку по указанным показателям фактов хозяйственных операций
(групп материалов, видов расходов);
-четвертый порядок – два знака – статьи затрат; предназначен для шифровки
элементов, составляющих группу третьего порядка.
2.2 Анализ на основе данных бухгалтерского баланса
Проведен горизонтальный анализ показателей бухгалтерского баланса.
Горизонтальный анализ актива баланса
Как видно из таблицы валюта баланса увеличилась на172 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом или на 0,17%, в активе баланса это связано с увеличением
оборотных активов на 6425 тыс.руб. или 12,62% а именно запасов на 6497
тыс.руб. или 13,62%. Стоит отметить тот факт, что в 2014 году наблюдалось
значительно превышение у внеоборотных активов на 31142 тыс.руб. или
156,93%, а оборотные активы по статье запасы снизились на 28837 тыс.руб. или
37,58%. Это говорит о том, что средства, полученные от реализации товаров,
пошли на увеличение основных средств.
Вертикальный анализ актива баланса
Как видно из таблицы валюта баланса увеличилась на172 тыс.руб. по сравнению с 2014 годом или на 0,17%, в пассиве баланса это связано с увеличением
краткосрочных обязательств на 9491 тыс.руб. или 15,76% и собственных источников на 540 тыс.руб. или 8,07%.
Вертикальный анализ баланса
8
Анализ структуры актива баланса показывает, что наибольшую долю занимают
в 2014 году внеоборотные активы 50,03%, а именно основные средства, а в 2015
году оборотные активы 56,18%, а именно запасы 53,08%.
В пассиве баланса основная доля приходится на краткосрочные обязательства
как в 2014, так и в 2015 году 59,08 и 68,28% соответственно, затем на долгосрочные обязательства а именно займы 34,35% и 24,64% соответственно и собственные капитал составляет 6-7% .
2.2 Инвентаризация в ОАО «Морской порт Эгвекинот»
2.3
Рассмотрим отражения в бухучете недостачи спецодежды, списанной с балансовых счетов на расходы. Сумма недостачи удержана из зарплаты виновного
сотрудника.
В марте ОАО «Морской порт Эгвекинот» в соответствии с отраслевыми нормами закупило для сотрудника основного производства спецодежду (срок носки 12 месяцев) стоимостью 1180 руб. (в т. ч. НДС – 180 руб.). В этом же месяце
организация выдала спецодежду сотруднику.
В учетной политике ОАО «Морской порт Эгвекинот» сказано, что спецодежда
стоимостью менее 20 000 руб. учитывается в составе материалов. При этом
спецодежда, стоимость которой составляет менее 20 000 руб. и срок использования которой не более 12 месяцев, списывается на расходы единовременно
(учет такой спецодежды ведется в специальных ведомостях).
В мае один из сотрудников уволился, при увольнении спецодежду не вернул.
Руководителем было принято решение взыскать с зарплаты сотрудника недостачу спецодежды. В счет погашения материального ущерба из последней зарплаты сотрудника была взыскана стоимость спецодежды в размере 1000 руб.
ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МОРСКОЙ ПОРТ ЭГВЕКИНОТ»
На предприятии используется программа 1с. Бухгалтерия 7.7, которая на текущий момент дорога в использовании и не дает возможности формирования от-
9
четов для принятия решений, как по основным средствам, так и по материально-производственным запасам.
Поэтому предлагается внедрение программы 1.Бухгалтерия 8.2.
Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к
учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание, инвентаризация. Возможно распределение сумм начисленной амортизации между несколькими счетами или объектами аналитического учета.
Для основных средств, использующихся сезонно, возможно применение графиков начисления амортизации.
Автоматизированы операции по учету возвратной многооборотной тары.
Учтена специфика налогообложения этих операций и расчетов с поставщиками
и покупателями.
По складам ведется количественный или количественно суммовой учет.
В первом случае оценка товаров и материалов для целей бухгалтерского и
налогового учета не зависит от того, с какого склада они получены.
Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут являться
различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Чтобы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.
Организация проведения инвентаризации таким образом, чтобы ее функция по
обеспечению достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, установленная Законом "О бухгалтерском учете", была действительно исполнена, требует знания и применения всех положений и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету, а также знания нормативнозаконодательного регулирования.
10
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия имущества и
сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. Правила проведения инвентаризации
регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, материалы и оборудование пришедшее в негодность, своевременное их списание, ведет к правильности расчета налога на имущество, выявляет излишки материалов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N
117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
03.07.2016)
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.07.2014)
6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 03.07.2016) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
7. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 08.07.2016) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N
1598)
8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
11
9. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н (ред. от 16.05.2016) "Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материальнопроизводственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте России
19.07.2001 N 2806)
10. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) "Об
утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ
21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)
11. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский учет : учебник / Г. И. Алексее¬ва. - М.:
Маркет ДС, 2014.
12. Анализ финансовой отчётности - Под ред. В.М. Бариленко / Учебное пособие. - 2014; - Рoстoв н/Д: Феникс; 416с.
13. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник / В.П. Астахов. -
Изд.8-е, дoп. и перерaб. - Рoстoв н/Д: Феникс, 2014. - 891, [1] с. - (Высшее
oбрaзoвaние).
14. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет : учебник для вузов / Ю.
А. Бабаев. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016.
15. Богатая, И. Н. Бухгалтерский учет / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. — 4-е
изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2014.
16. Богаченко, В. М. Профессиональный консультант бухгалтера с изменениями на 01.01.2012 / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова, К. Н. Середа, Е. М. Сухарева. — Ростов н/Д : Феникс, 2016.
17. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: учебное пособие / Е.В. Лупикoвa, Н.К. Пaщук. - : КНOРУС, 2016. - 368с.
18. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебное пособие / Под. Ред.
Прoф.В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРA - М, 2014. - 464 с. - (Серия "Высшее
образование")
19. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебное пособие /A.Д. Ларионов
[и др.] ;пoдред.A.Д. Ларионова - М.: ТК Велби, Изд-вo Прoспект, 2016 - 208с.
20. Бухгалтерская отчётность организации. - М.: МЦФЭР, 2016. - 320с.
12
21. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие / Под общей ред.
Г.В. Киселёвой. - М.: Издaтельскo-тoргoвaя корпорация "Дашков и К", 2016. -
524с.
22. Бухгалтерский учет : учебник / под ред. В. Г. Гетьмана. — М.: ИНФРА-М,
2016.
23. Власова В.М. Основы бухгалтерской отчетности.- М.: Финансы и статистика, 2015.- 416 с.
24. Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Бухгалтерский учет. Виктория плюс,
2016.-123с.
25. Глушков И.В., Киселева Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый,
управленческий) учет на современном предприятии. Том 1, 2. – Москва: «КноРус», Новосибирск: «Экор-книга», 2015. – 333 с.
26. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. – Москва «Издательство
проспект», 2015. – 218 с.
27. Дымченко, О. В. Бухгалтерский учет : учеб. пособие / О. В. Дымченко. –
Москва: «Финансы и статистика», 2014. – 201 с.
28. Кaмoрджaнoвa И.A., Кaртaшoвa И.В. Бухгалтерский (финансовый) учет.3-
е изд. - СПб.: Питер. 2016. - 480с.
29. Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет:
Отечественная система и международные стандарты. – Москва: «ИД ФБК –
Пресс», 2016. – 412 с.
30. Касьянова, Г. Ю. Классификация основных средств и начисле¬ние амортизации / Г. Ю. Касьянова. — М.: Абак, 2016.
31. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. – Москва: «Финансы и статистика», 2014. – 201 с.
32. Ковалёв В.В., Финансовая отчётность. Анализ отчётности (основы балансирования): учебное пoсoбие.2-е изд., перераб. И дoп. - М.: ГК Велби, ИздвoПрoспект 2016. - 432с.
33. Кожинов, В. Я. Бухгалтерский и налоговый учет: управление прибылью /
В. Я. Кожинов. — М.: Экзамен, 2016.
34. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – Москва: «Инфра-М», 2011.- 266 с.
13
35. Кондратенко, Я. П. Бухгалтерский учет: учебник / Н. П. Кондраков. - М.:
Инфра-М, 2015.
36. Кутер М.И., Тaрaнец Н.Ф., Улaнoвa И.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 232с.
37. Нoвoдвoрский В.Д., Пoнaмoревa Л.В. Бухгалтерская отчётность организации. - М.: Изд-вo "Бух. Учет", 2016. - 280с.
38. Фoфaнoв В.A. Международные стандарты учёта и финансовой отчётности / В.A. Фoфaнoв, М.В. Фoфaнoв. - Рoстoв н/Д: Феникс, 2016. - 156, [2]. -
(Высшее oбрaзoвaние).
39. Ширoбoкoв В.Г. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие / В.
Г.В.Г. Ширoбoкoв, З.М. Грибaнoвa, A.A. Грибaнoв. - М.: КНOРУС, 2013. - 672с.