Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день создан и в целом успешно функционирует механизм государственной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, включающий как органы, принимающие решения, подлежащие исполнению (судебные и иные органы), так и органы исполнительной и исполнительной власти. обеспечение в установленном порядке деятельности суда - службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
Актуальность состоит в том, что работа системы ОПИ является важной сферой юридической практики, отражающей эффективность всего механизма правового регулирования.
Необходимо подчеркнуть ряд элементов, имеющих существенное значение при рассмотрении вопроса о правовом статусе органов исполнительной власти.
Без преувеличения можно сказать, что основными и доминирующими объектами исполнительного производства являются исполнительные производства, представленные судебными приставами.
Закон об исполнительном производстве определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы как уполномоченные органы по исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Цель работы - изучение системы органов принудительного исполнения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. исследовать систему исполнительных органов;
2. рассмотреть основания для принудительного исполнения;
3. изучить актуальные проблемы ОПИ;
4. выдвинуть предложения по совершенствованию органов, входящих в систему ОПИ.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере исполнительного производства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие организацию исполнительного производства в Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составили современные достижения теории познания.
В процессе исследования использовались общефилософские, теоретические, эмпирические методы (системный метод, анализ, синтез, моделирование), традиционные юридические (формально-логические) методы, методы, применяемые в конкретных социологических исследованиях.
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
1.1. Понятие органов, входящих в систему принудительного исполнения
С 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах исполнительной власти Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [4]
Так, согласно поправкам определена система принудительного исполнения Российской Федерации, в которую входят:
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению процессуальной деятельности судов, исполнению судебных актов, актов федерального органа исполнительной власти;
- территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и их подразделения;
- научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения функционирования системы исполнения по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с законом к органам исполнительной власти Российской Федерации относятся федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и их подразделения.
Органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными конституционными законами;
- международными договорами Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
- Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.
Исполнительно-процессуальные отношения - правоотношения, возникающие в связи с исполнением решения суда, а также совершением иных внесудебных действий. [19]
Для каждой отрасли права характерно определение объекта правового регулирования на основе регулируемых правоотношений. Тот же принцип распространяется и на исполнительное производство.
Основными и доминирующими субъектами исполнительного производства являются органы исполнительной власти в лице судебных приставов.
В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц возложено на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Судебный пристав-исполнитель является государственным служащим (ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О судебных приставах»).
В зависимости от выполняемых функций судебные приставы делятся на две категории.
К первой категории относятся судебные приставы, обеспечивающие надлежащее исполнение судебной деятельности.
Непосредственное исполнение функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на другую категорию судебных приставов - судебных приставов, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им в зависимости от административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, органов помощников во главе со старшими помощниками.
Закон об исполнительном производстве определяет ФССП России и ее территориальные органы как уполномоченные органы по исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.
Федеральная служба судебных приставов России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению надлежащего судопроизводства в деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, а также правоохранительные, надзорные и контрольные функции в установленная сфера деятельности.
С 1997 года система органов исполнительной власти перестала быть звеном судебной системы и была выведена из состава судебной системы.
Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штаты утверждаются Президентом Российской Федерации. [7]
Федеральную службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав Российской Федерации, который назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О судебных приставах»).
По своим функциональным обязанностям судебные приставы Федеральной службы судебных приставов подразделяются на:
- судебные приставы, обеспечивающие процессуальную деятельность судов (судебные приставы, обеспечивающие процессуальную деятельность судей);
- судебные приставы-переводчики, исполняющие судебные акты и акты других органов.
Непосредственное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на судебных исполнителей.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О судебных приставах» организация деятельности службы судебных приставов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российская Федерация определяется Федеральным законом «О судебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.
В отдельных случаях требования подзаконных актов могут быть исполнены без участия судебных приставов.
Так, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.
Например, исполнительный лист, содержащий требования судебных актов и актов иных органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию при наличии у взыскателя сведений о счетах должника и наличие средств на них.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющая управление счетами должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного листа от взыскателя либо выполняет требования, содержащиеся в исполнительном акте о взыскании денежных средств, либо отмечает полное, либо частичное несоблюдение данных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя (статья 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов иных органов могут быть исполнены другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
При этом следует отметить, что налоговые органы, банки и иные кредитные организации, а также иные органы, организации и лица, участвующие в исполнении юрисдикционных актов, в случаях, предусмотренных федеральным законом, не являются органами исполнительной власти. [12]
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в ред. от 20.06.2022)
3. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (в ред. от 17.05.2021)
4. Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.10.2019 N 328-ФЗ (30.04.2021)
5. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (14.07.2022)
Специальная литература
6. Административное судопроизводство: учебник для студентов юридических высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / отв. ред. В. В. Ярков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Статут, 2021. - 662 с.
7. Актуальные проблемы теории и практики применения уголовного закона: сборник материалов Седьмой Международной научно-практической конференции: материалы конференции (съезда, симпозиума) / под ред. А. В. Бриллиантова, С. В. Склярова. - Москва: РГУП, 2020. - 312 с.
8. Гражданский процесс: учебник для студентов высших юридических учебных заведений / Д. Б. Абушенко, К. Л. Брановицкий, В. П. Воложанин [и др.]; под ред. В. В. Яркова, - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Статут, 2017. - 720 с.
9. Ежегодник публичного права 2019: Исполнение административных актов и судебных решений: сборник научных трудов / под редакцией Й. Пуделька. — Москва: Infotropic Media, 2019. — 260 с.
10. Исполнительное производство: учебник / К. Л. Брановицкий, Д. В. Бурачевский, В. В. Долганичев [и др.]; под общ. ред. проф. В.В. Яркова. - Москва: Статут, 2020. - 576 с.
11. Исполнительное производство: учебник / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. А. Гуреева. - Москва: Статут, 2021. - 550 с.
12. Малешин, Д. Я. Исполнительное производство: учебное пособие / Д. Я. Малешин. - Москва: Статут, 2020. - 144 с.
13. Нафикова, Г. А. Административная деятельность Федеральной службы судебных приставов РФ в рамках реформ: монография / Г. А. Нафикова, С. М. Аламова. - Москва: Проспект, 2021. - 80 с.
14. Парфирьев, Д.Н. Правовые основы организации деятельности судебных приставов [Электронный ресурс]: / Д.Н. Парфирьев. - Курс лекций. - Москва: РАП, 2014. - 300 с.
15. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / В. М. Бозров [и др.]; под редакцией В. М. Бозрова. — 4-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.
16. Правоохранительные органы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.]; под общей редакцией М. П. Полякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.
17. Селезнев, В. А. Исполнительное производство: учебно-методическое пособие / В. А. Селезнев, А. Д. Пронякин. — 2-е. — Москва: ЕАОИ, 2011. — 286 с.
18. Царегородцева, Е. А. Исполнительное производство: практикум: учебное пособие / Е. А. Царегородцева. — 4-е изд., исп. и доп. — Москва: СТАТУТ, 2021. — 116 с.
19. Чирков, П. А. Исполнительное производство / П. А. Чирков. — Москва: МУБиНТ, 2020. — 138 с.