Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Политические и экономические реалии настоящего мира экономики значительным образом влияют на устойчивость развития отечественного бизнеса и гибкость платежной системы России, что создает угрозы и риски возможного банкротства хозяйствующих субъектов.
К неотделимым элементам существующий в настоящее время цивилизации относятся деньги, кредит, банки. Именно функционирование данных составляющих дает возможность представить процесс производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта как непрерывный.
Укрепление предупредительной функции управления на всех уровнях определяет необходимость использования контрольно-аналитических процедур со стороны внутренних и внешних субъектов контроля. В данных условиях требуется концептуальное переосмысление роли экономического анализа в поиске и предупреждении фактов банкротства и сокращение риска возможного банкротства на этапе текущей деятельности компании.
Экономический анализ необходимо использовать, как метод управления и контроля, который осуществляет диагностическую, контрольную и надзорную функции исходя из активности методического инструментария и универсальности принципиальных подходов. Анализ в области банкротства может использоваться на всех уровнях управления и всеми контролирующими, надзорными и подконтрольными структурами.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы и подчеркивают необходимость проведения оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Экономический анализ – это анализ финансовых показателей организации, которые отражают финансовые результаты деятельности и финансовое состояние компании. Анализ делится на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится на основе общедоступной информации, его результаты интересны внешним пользователям. Результаты внутреннего анализа не являются доступными всем даже внутри организации, т.к. такой вид анализа может использовать внутреннюю, конфиденциальную информацию компании.
Целью исследования является анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Задачами, раскрываемыми в работе являются:
Изучить задачи и принципы хозяйственной деятельности предприятия.
Провести предварительный обзор экономического и финансового положения организации.
Оценить экономический потенциал.
Предметом исследования работы является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Глава 1. Теоретически аспекты составления бухгалтерской отчетности
1.1 Общая характеристика бухгалтерского учета
В условиях рыночной экономики для обеспечения четкого управления работой организации, анализа и контроля за состоянием средств и результатами хозяйственной деятельности необходима учетная информация. Чтобы успешно вести учет в любой организации, необходимо знать основы его построения. Вначале любой учетный объект наблюдается, потом измеряется, регистрируется, затем осуществляется обработка учетной информации для передачи ее пользователям. Заинтересованными пользователями могут быть: инвесторы, поставщики, кредиторы, покупатели (внешние пользователи), работники, акционеры, руководство (внутренние пользователи).
Пользователи информацией, которая формируется в бухгалтерском учете: инвесторы заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды; поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы, т.е. текущую и ожидаемую платежеспособность (денежные средства, готовая продукция, дебиторская задолженность); кредиторы (банки) и заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли погашены предоставленные организации кредиты и займы, а также проценты по ним; покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации; работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей, способности гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест; органы власти заинтересованы в информации для распределения ресурсов, регулирования народного хозяйства, ведения статистического наблюдения и т.д.; общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества.
Для осуществления своей деятельности любому экономическому субъекту необходимы средства, состав и размер которых, а также источники их получения, зависят от содержания деятельности. Для осуществления наблюдения за изменениями в средствах и их источниках, регистрации и измерении этих наблюдений создана система учета. Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные задачи бухгалтерского учета Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также направлен на создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Во всех организациях, независимо от форм собственности, к ведению бухгалтерского учета предъявляются одинаковые требования, регламентированные различными нормативными документами:
1. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организацией на основе единого плана счетов бухгалтерского учета.
2. Ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни организаций в валюте Российской Федерации – в рублях. Осуществление документирования имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни, ведения регистров бухгалтерского учета и отчетности на русском языке. Документирование и ведение регистров может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
3. Обязательность соблюдения и неизменности правил учета, принятых в организации (то есть учетной политики), в течение всего отчетного года.
4. Раздельный учет текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
5. Обособленный учет имущества, принадлежащего организации на правах собственности, от имущества других юридических лиц, находящегося в данной организации.
6. Непрерывное ведение бухгалтерского учета в организации – то есть с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Ответственность руководителя организации за организацию бухгалтерского учета, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни, организацию хранения бухгалтерских документов.
Из определения бухгалтерского учета, приведенного в предыдущем пункте, следует, что основной целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной документированной систематизированной информации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним и (или) внешним пользователям для выработки и принятия управленческих решений, а также для осуществления внутреннего и внешнего контроля. Так как все пользователи бухгалтерской информации разделены на две большие группы – внутренние и внешние, цель бухгалтерского учета можно детализировать в зависимости от того, для кого (для каких групп пользователей) собирается и обобщается информация.
В отношении внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. В отношении внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. Исходя из обозначенных выше целей, задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о финансовом состоянии экономического субъекта и движении денежных средств, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность коммерческой организации или функции, выполняемые учреждением (иной некоммерческой организацией); иными словами, стоимостной кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату. В более конкретном содержании стоимостной кругооборот состоит из многочисленных и разнообразных объектов.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни. Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции) вызывают изменения в составе активов и обязательств. Они могут быть двусторонними, т.е. совершаться между независимыми партнерами (при купле - продаже) и односторонними (потери от стихийных бедствий, износ основных средств);
2) активы организации (основные средства, производственные запасы, нематериальные активы, финансовые вложения);
3) обязательства (задолженность сторонним организациям и физическим лицам, кредиты банков, займы, кредиторская задолженность); обязательства;
4) источники финансирования его деятельности (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль, целевое финансирование);
5) доходы. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы;
6) расходы. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Фин. газ. – 2011. - № 50.
2. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
3. Алферова Л. А. Экономическая теория: учебное пособие для студентов Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. – 283 с.
4. Алексеева, Ю.А. Прогнозирование вероятности банкротства предприятий с учетом изменения финансовых показателей в динамике //Бизнес-информатика. – 2011. - №1. - С. 50-60.
5. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 260 с.
6. Алещенков П.В. Основные направления совершенствования управления денежными потоками // Cборник научных статей «Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения», СПб.: Институт бизнеса и права, 2012.
7. Артеменко Е.С. Оптимизация торгово-закупочной деятельности оптовой фирмы // Научно-технические ведомости СПбГТУ – Спб.: Изд-во СПбПТУ, 2009. – с. 209-212.
8. Безукладова Е.Ю., Сивакова Ю.С., Мартынов В.И. Анализ деятельности предприятия на основе данных финансовой отчетности: метод. указания по выполнению курсовой работы [Электронный ресурс] / Е.Ю. Безукладова, Ю.С. Сивакова, В.И. Мартынов; СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2016. - 36 с.
9. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 16-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 509 с.
10. Данильченко М.А., Сатарова Т.В. Особенности учета материально-производственных запасов: российский и зарубежный опыт// Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии. Сборник научных трудов. 2014. С. 87-90.
11. Иванова Н. В. И20 Бухгалтерский учет : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. В. Иванова. — 8-е изд. перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.
12. Качкова, О.Е. Бухгалтерский финансовый учет (для бакалавров) / О.Е. Качкова. – Москва: КноРус, 2016. – 568 с.
13. Коврижных О.Е. Анализ и управление материальными запасами предприятия на основе экономико - математических методов // Проблемы современной экономики: сборник материалов XVII Международной научно - практической конференции / Под общ. Редакцией Ж.А.Мингалевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦНРС, 2014. – C. 238 – 243.
14. Лисовская И.А., Чипуренко Е.В., Трапезникова Н.Г. Современные методы оценки в финансовом учете: МСФО и РСБУ // Аудиторские ведомости. 2016. N 1. С. 51 - 65.
15. Мингатина А.М. Сорошкина В.В. Учет и анализ материально-производственных запасов по российским и международным стандартам//Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 59 (1-1). С. 140-144.