Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы формирования нравственности у подрастающего поколения во все времена привлекали внимание философов, педагогов, религиозных деятелей. Явления и события, происходящие в современном обществе, нередко способствуют разрушению нравственных норм, традиций, обычаев. Они настолько серьезны, что вызывают обеспокоенность педагогов, родителей, ученых, руководства страны, что в немалой степени способствует появлению ряда нормативных документов, регулирующих процессы воспитания в нашей стране. Кризис нравственности в настоящее время рассматривается как угроза государственности.
Современное развитие общества привело к тому, что подрастающее поколение находится в своего рода духовно-нравственном вакууме, что затрудняет выбор личностно значимых духовных ценностей и нравственных ориентиров. Необходимо, чтобы у ребенка была прочная и сильная душа, опирающаяся на ясные и вечные духовные ценности, и нравственные качества, служащие духовно-нравственными ориентирами. В этой ситуации особенно остро встает проблема формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения, начиная с детей дошкольного возраста.
В ФГОС ДО отмечается приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Приоритетная роль в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста принадлежит фольклору. В устном народном творчестве сохранились неповторимые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с былинами, поговорками, сказками, пословицами, мы приобщаем их к национальным и общечеловеческим ценностям. Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Несмотря на значительный потенциал фольклора в формировании у детей дошкольного возраста нравственных представлений, данный материал недостаточно используется педагогами дошкольных образовательных организаций.
Изучение и последующая театрализация русского фольклора способствует эффективному использованию народного опыта в духовно – нравственном воспитании дошкольников.
В 50–80-е годы ХХ века ученые разработали теории и методики нравственного воспитания (А.П. Усова, В.А. Жуковского, Ф.И. Нечаева, В.Г. Маркова и другие), где акцент был сделан на инструменты: сущность художественных средств (литературы, искусства, их собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.).
В начале ХХI века проблема нравственного воспитания рассмотрена в работах В.И. Новиковой, Н.В. Перчун, В.С. Мухина, Г.Ф. Рахматуллина, С.А. Чернышова и др.
Цель исследования: изучить возможности фольклора как средства нравственного воспитания детей в любительском театре.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть нравственное воспитание как психолого-педагогическую проблему;
• Изучить фольклор как средство нравственного воспитания дошкольников;
• Выявить проблему организации любительского театра и театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста;
• Проанализировать применение фольклора в любительском театре с дошкольниками (на примере программы дополнительного образования по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Петрушка»).
Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – фольклор как средство нравственного воспитания детей в любительском театре.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. М.: Перспектива, 2012. – 248 с.
2. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. М.: Детство-Пресс, 2012. - 336 c.
3. Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. Т. 3.
4. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых/ А.Г. Асмолов, Н.А. Пастернак. М.: Юрайт, 2019. - 150 с.
5. Ахтырская, Е. Н. Фольклор как источник нравственного воспитания и развития младших школьников / Е. Н. Ахтырская // XI Кирилло-Мефодиевские чтения : Межвузовский сборник научно-методических статей, Ишим, 23 мая 2019 года / Под редакцией Г.В. Сильченко. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный университет", 2019. – С. 5-10.
6. Асылбаева, Ж. У. Влияние фольклорa нa духовно-нрaвственное воспитaние / Ж. У. Асылбаева, Н. Н. Медетбекова, М. А. Мураталиева // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. – 2021. – № 1(25). – С. 57-63.
7. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. 480 с.
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное издательство национальных и иностранных словарей, 1956. 699 с.
11. Зорилова Л.С. Возрастная психология. — М., 2015.
12. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Р. н/Д.: Феникс, 2010. - 574 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 6-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
14. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. М.: Перспектива, 2011. - 158 c.
15. Куличковская Е.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников / Е.В. Куличковская, О.В. Степанова. М.: Речь, 2008. - 137 c.
16. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. – М., Мысль, 1972. – 570 с.
17. Лихачёв Б. Социология воспитания и образования. — М.: Юрайт. Litres, 2017.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание 8. Стереотипное. М.: Советская энциклопедия, 1970. 900 с.
19. Осорина М.В. Развитие личности ребенка от трех до пяти/ М.В. Осорина, И.М. Слободчиков, В.А. Аверин. Екб.: Рама Паблишинг, 2014. - 528 с.
20. Потаповская О.М. Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2012. — № 27. — С. 64–83
21. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.-220 с.
22. Рязанова, Н. А. Фольклор как способ развития духовно-нравственного потенциала у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Рязанова // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 175-182.
23. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. – М.: Просвещение, 1978. – 350 с.
24. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
25. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2015.
26. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. - К.: Радянська школа, 1975. - 235 с.
27. Фокин В.А. Некоторые возможности социального партнёрства в интересах детей // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 4. — С. 35–36
28. Яэль А. Почему со мной никто не дружит. Психологическая помощь детям-изгоям / А.Яэль. М.: Генезис, 2020. – 232 с.