Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается значительное повышение внимания к
региону Северо-Восточной Азии (СВА) со стороны ученыхмеждународников во всем мире. Это связано, в первую очередь, с
увеличением влияния стран региона на формирование новой системы
международных отношений, а также с такими вопросами, как
«международная безопасность», «нераспространение ядерного оружия»,
«объединение корейских государств», «развитие регионального
сотрудничества» и пр. Вместе с тем, в отечественной науке по
международным отношениям уделяется недостаточное внимание
данным проблемам. А те исследования, которые проводились в
последние годы, не являются комплексными, и посвящены только
какому-то одному из аспектов (чаще всего, экономическому). В данной
статье будет рассмотрен ряд факторов, которые способствовали
установлению официальных дипломатических отношений между
Китайской Народной Республикой и Республикой Корея.
Современные концепции Китая в области внешней политики и
национальной безопасности явились закономерным итогом эволюции
внешнеполитических доктрин КНР со дня ее основания. Победа КПК в
Гражданской войне в Китае и последующее образование Китайской
Народной Республики в 1949 г. внесли значительные изменения в
формирующуюся биполярную систему международных отношений.
4
Страны Запада поставили перед собой цель всесторонне изолировать
коммунистический Китай, стараясь нивелировать всякую
внешнеполитическую активность нового китайского правительства.
Наиболее идеологически близким к своей новой системе Китай считал
СССР, все заметнее сближаясь не только с самим Советским Союзом, но
и со странами восточного коммунистического блока. Именно в начале
1950-х гг. в концептуальной сфере китайские власти восприняли теорию
борьбы «двух лагерей» в ее советской интерпретации, опираясь в
теоретической основе своего внешнеполитического курса на основные
положения этой геополитической мысли:
1) встать на сторону социалистических стран, угнетаемых народов и
бороться против мирового империализма;
2) отказываться от обязательств и связей режима Гоминьдана,
выражая готовность устанавливать с мировым сообществом новые
отношения на равноправной основе;
3) укрепить внутриполитическую систему государства, обеспечить
тыл для дальнейшего развития, ликвидировав остатки империализма в
Китае, а лишь затем начать процесс установления контактов и
отношений с США и другими западными государствами.
Следует отметить, что развитие китайской внешнеполитической мысли
в этот период сильно зависело от взглядов советского руководства и
советских внешнеполитических шагов на мировой арене. Поэтому
высказывания китайских лидеров относительно роли Китая в системе
международных отношений того времени не имели серьезных отличий
от аналогичных представлений советской правящей верхушки.
Несмотря на ряд китайских инициатив в теоретической области в КНР
на тот момент все еще не была развита теоретическая база для
разработки самостоятельных внешнеполитических доктрин.
5
Цель работы – характеристика отношений КНР и Южной Кореи в
период их становления при посредничестве США. В соответствии с
целью задачи предусматривают:
1) Характеристику политических предпосылок установления
дипломатических отношений КНР и Республики Корея (Тэнхан
Мингук).
2) Анализ экономических условий сотрудничества двух названных
государств.
ГЛАВА 1. Политический кластер взаимоотношений между КНР и РК в
период с 1953 по 1972 год
1.1. Установление дипломатических отношений и их развитие в
контексте взаимоотношений межу КНР и США
6
Конец 1960-х гг. стал весьма сложным периодом для Америки. В первую
очередь, проблемы были связаны с неудачной войной во Вьетнаме,
которая завела руководство США во внешнеполитический тупик.
Многие в стране понимали, что необходимо срочно искать возможные
пути выхода из сложившейся ситуации. Отдельные представители
политико-академических кругов такой выход увидели в нормализации
американо-китайских отношений. Следует отметить, что острые дебаты
относительно китайской политики США фактически развернулись ещё
с начала 1960-х гг. По мере усиления советско-китайских противоречий
в Америке возрастал интерес к КНР. Поэтому всё чаще стали
раздаваться голоса о том, что для США более реалистично было бы
признать коммунистический режим в качестве легитимного
правительства Китая и найти действенные способы работы с ним.
Многие заговорили о «сдерживании без изоляции». В пользу пересмотра
китайской политики США высказались сенаторы Т. Грин, Дж. У.
Фулбрайт, К. Энгл, а также ряд членов палаты представителей (С. Юдол
и др.).
Существенную роль в улучшении двусторонних отношений сыграл
созданный в 1966 г. «Национальный комитет по отношениям между
США и Китаем», - некоммерческая общественная организация, целью
которой являлось содействие развитию сотрудничества в различных
сферах между Америкой и Китаем. Данная структура стала весомым
лоббистским инструментом сторонников сближения с Пекином .
7
После избрания на пост Президента на пути улучшения отношений с
КНР Р. Никсон был вынужден преодолеть серьёзные препятствия. Дело
в том, что на протяжении двух десятилетий американцы рассматривали
коммунистический Китай как непримиримого врага. В Америке
считали, что Пекин, действуя в интересах мирового коммунизма,
преисполнен решимости вытеснить Соединённые Штаты из западной
части Тихого океана. Многим Мао Цзэдун представлялся даже более
неприемлемым, нежели советские руководители. Поэтому уже первые
шаги в сторону примирения с КНР могли вызвать раздражение внутри
части политического истеблишмента и общественности США.
В августе 1969 г. на заседании СНБ президент Р. Никсон определился
насчёт возможной советско-китайской войны. Он заявил о том, что
США займут позицию нейтралитета, но по возможности будут помогать
Китаю, поскольку проигрыш Пекина не в интересах Вашингтона. В
условиях «холодной войны» это означало, что Соединённые Штаты
намеревались действовать в соответствии со своими стратегическими
интересами. Такая позиция нашла своё подтверждение в речи
заместителя госсекретаря Э. Ричардсона перед Американской
ассоциацией политических наук.
Именно обострение советско-китайских отношений, вылившееся в
марте 1969 г. в вооружённый конфликт между СССР и КНР, позволило
Вашингтону перейти к реальному сближению с Пекином .
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается значительное повышение внимания к региону Северо-Восточной Азии (СВА) со стороны ученых-международников во всем мире. Это связано, в первую очередь, с увеличением влияния стран региона на формирование новой системы международных отношений, а также с такими вопросами, как «международная безопасность», «нераспространение ядерного оружия», «объединение корейских государств», «развитие регионального сотрудничества» и пр. Вместе с тем, в отечественной науке по международным отношениям уделяется недостаточное внимание данным проблемам. А те исследования, которые проводились в последние годы, не являются комплексными, и посвящены только какому-то одному из аспектов (чаще всего, экономическому). В данной статье будет рассмотрен ряд факторов, которые способствовали установлению официальных дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея.
Современные концепции Китая в области внешней политики и национальной безопасности явились закономерным итогом эволюции внешнеполитических доктрин КНР со дня ее основания. Победа КПК в Гражданской войне в Китае и последующее образование Китайской Народной Республики в 1949 г. внесли значительные изменения в формирующуюся биполярную систему международных отношений.
Страны Запада поставили перед собой цель всесторонне изолировать коммунистический Китай, стараясь нивелировать всякую внешнеполитическую активность нового китайского правительства. Наиболее идеологически близким к своей новой системе Китай считал СССР, все заметнее сближаясь не только с самим Советским Союзом, но и со странами восточного коммунистического блока. Именно в начале 1950-х гг. в концептуальной сфере китайские власти восприняли теорию борьбы «двух лагерей» в ее советской интерпретации, опираясь в теоретической основе своего внешнеполитического курса на основные положения этой геополитической мысли:
1) встать на сторону социалистических стран, угнетаемых народов и бороться против мирового империализма;
2) отказываться от обязательств и связей режима Гоминьдана, выражая готовность устанавливать с мировым сообществом новые отношения на равноправной основе;
3) укрепить внутриполитическую систему государства, обеспечить тыл для дальнейшего развития, ликвидировав остатки империализма в Китае, а лишь затем начать процесс установления контактов и отношений с США и другими западными государствами.
Следует отметить, что развитие китайской внешнеполитической мысли в этот период сильно зависело от взглядов советского руководства и советских внешнеполитических шагов на мировой арене. Поэтому высказывания китайских лидеров относительно роли Китая в системе международных отношений того времени не имели серьезных отличий от аналогичных представлений советской правящей верхушки. Несмотря на ряд китайских инициатив в теоретической области в КНР на тот момент все еще не была развита теоретическая база для разработки самостоятельных внешнеполитических доктрин.
Цель работы – характеристика отношений КНР и Южной Кореи в период их становления при посредничестве США. В соответствии с целью задачи предусматривают:
1) Характеристику политических предпосылок установления дипломатических отношений КНР и Республики Корея (Тэнхан Мингук).
2) Анализ экономических условий сотрудничества двух названных государств.
ГЛАВА 1. Политический кластер взаимоотношений между КНР и РК в период с 1953 по 1972 год
1.1. Установление дипломатических отношений и их развитие в контексте взаимоотношений межу КНР и США
Конец 1960-х гг. стал весьма сложным периодом для Америки. В первую очередь, проблемы были связаны с неудачной войной во Вьетнаме, которая завела руководство США во внешнеполитический тупик. Многие в стране понимали, что необходимо срочно искать возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Отдельные представители политико-академических кругов такой выход увидели в нормализации американо-китайских отношений. Следует отметить, что острые дебаты относительно китайской политики США фактически развернулись ещё с начала 1960-х гг. По мере усиления советско-китайских противоречий в Америке возрастал интерес к КНР. Поэтому всё чаще стали раздаваться голоса о том, что для США более реалистично было бы признать коммунистический режим в качестве легитимного правительства Китая и найти действенные способы работы с ним. Многие заговорили о «сдерживании без изоляции». В пользу пересмотра китайской политики США высказались сенаторы Т. Грин, Дж. У. Фулбрайт, К. Энгл, а также ряд членов палаты представителей (С. Юдол и др.).
Существенную роль в улучшении двусторонних отношений сыграл созданный в 1966 г. «Национальный комитет по отношениям между США и Китаем», - некоммерческая общественная организация, целью которой являлось содействие развитию сотрудничества в различных сферах между Америкой и Китаем. Данная структура стала весомым лоббистским инструментом сторонников сближения с Пекином .
После избрания на пост Президента на пути улучшения отношений с КНР Р. Никсон был вынужден преодолеть серьёзные препятствия. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий американцы рассматривали коммунистический Китай как непримиримого врага. В Америке считали, что Пекин, действуя в интересах мирового коммунизма, преисполнен решимости вытеснить Соединённые Штаты из западной части Тихого океана. Многим Мао Цзэдун представлялся даже более неприемлемым, нежели советские руководители. Поэтому уже первые шаги в сторону примирения с КНР могли вызвать раздражение внутри части политического истеблишмента и общественности США.
В августе 1969 г. на заседании СНБ президент Р. Никсон определился насчёт возможной советско-китайской войны. Он заявил о том, что США займут позицию нейтралитета, но по возможности будут помогать Китаю, поскольку проигрыш Пекина не в интересах Вашингтона. В условиях «холодной войны» это означало, что Соединённые Штаты намеревались действовать в соответствии со своими стратегическими интересами. Такая позиция нашла своё подтверждение в речи заместителя госсекретаря Э. Ричардсона перед Американской ассоциацией политических наук.
Именно обострение советско-китайских отношений, вылившееся в марте 1969 г. в вооружённый конфликт между СССР и КНР, позволило Вашингтону перейти к реальному сближению с Пекином .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Китай в мировой политике. - М., 2001. - С. 45-46.
2. КНР. Конституция и законодательные акты / Пер с китайского. - М., 1984.-С. 7.
3. Китайско-южнокорейская дипломатия Новейшего времени) / Под ред. Хань Няньпуна. - Пекин, 1988. - С. 340.
4. HPyong J. Kim, Hong Руо Lee, eds. Korea and China in a New World: Beyond Normalization. - Seoul, 1993. - P. 273.
5. Восточная Азия: Между регионализмом и глобализмом / Отв. ред. Г.И. Чуфрин. - М„ 2004. - С. 80.
6. История Кореи (Новое прочтение) / Под ред. А.В. Торкунова. - М., 2003. - С. 382-383.