Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.
В связи с этим для достижения руководителями различных уровней целей, которые ставятся перед коллективами, необходима целенаправленная деятельность по сплочению команды (группы, коллектива) для решения присущих им задач с наибольшей эффективностью.
Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр социализирующей деятельности коллектив, что принесло в свою очередь позитивные результаты. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива. Весомый вклад в развитие психологии групп внесли: Е.Л. Кричевский, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г.М. Андреева, В.С. Агеев, В.С. Аванесов, А.И. Донцов, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, В.А. Семиченко, Н.И. Шевандрин, С.А. Багрецов, В.В. Наумов, В.М. Львов и другие.
Несмотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата. Между тем ученые: И.В. Вачков, В.Э. Пахальян, А.И. Донцов, А.С. Прутченков убедительно показали, что сплочение формальных малых групп может быть вполне успешным за сравнительно небольшой промежуток времени за счет проведения социально-психологических тренингов, коллективных игр и специально организуемой совместной деятельности. Более того, исследования Н.И. Шевандрина, В.С. Аванесова и других ученых показали то, что в сплоченных коллективах их члены более успешно работают, быстрее адаптируются, ощущают себя более защищенными. Им в меньшей степени присущи фобии, агрессивность, гиперзастенчивость и неуверенность в себе. Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в формировании сплоченных коллективов (как мощного средства социализации личности) с благоприятным микроклиматом в них и недостаточностью инструментально четких методических разработок для психологов, направленных на эффективную реализацию поставленных задач.
Целью данной работы является анализ коммуникации в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности.
В соответствии с целью был поставлен ряд задач:
1. Изучить особенности группового взаимодействия;
2. Изучить понятие малой группы;
3. Разработать содержание занятий с использованием психологических приемов и методов, способствующих улучшению психологического климата и повышению уровня групповой сплоченности;
Объектом исследования коммуникация в малых группах.
Предметом исследования – коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения эффективности.
Методы исследования:
- Социометрия;
- Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
- Методика Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность».
Гипотеза: высокий уровень доверия приводит к сплочённости.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сплоченности и внутригруппового доверия
1.1 Психология малой группы
Чтобы дать ответ на вопрос, касающийся того, что такое социальная группа, нужно вернуться в древние времена и вспомнить о том, что человечество всегда выживало в обществе. В первобытном обществе создавались группы, которые объединялись в общество. Поэтому, объединение людей, которые имеют общую цель, которая является связью между отдельно взятым человеком и обществом, называют социальной группой. [9, с. 101]
Основные аспекты социальной жизни закладываются именно в социальных группах. Они имеют свои нормы и правила, церемонии и ритуалы. Как итог деятельности групп появляются самодисциплина, мораль, абстрактное мышление. Социальные группы делятся на малые и большие. Если объединить два человека одной задачей и целью, это уже будет малая социальная группа. [4, с. 262]
В малой группе может быть от двух до десяти человек. У этих людей имеется своя деятельность, общение, цель. Примером малой социальной группы может быть семья, компания друзей, родственники. Большие социальные группы формируются немного иначе. Эти люди могут, непосредственно, между собой не контактировать. Но их объединяет осознание того, что они принадлежат к группе, у них общая психология и обычаи, образ жизни. [17, с. 283]
Примером больших социальных групп может быть этническая общность, нация. Размеры групп зависят от индивидуальности ее членов, а также сплоченность зависит от размера группы: чем она меньше, тем она стает более сплоченной. Если группа расширяется, значит, в ней должны развиваться уважение, толерантность, сознание.
Рассмотрим виды социальных групп. Они бывают первичные и вторичные. Под первым видом подразумевается группа людей, которые имеют большое значение для индивида, люди, которые в его жизни занимают значимое место.
Вторичные группы – это группы, где индивид имеет какую-то практическую цель, вступая в нее. Индивид может переходить из первичной группы во вторичную и наоборот
Следующим видом социальных групп есть внутренние и внешние группы. Если мы принадлежим к какой-то группе, значит, для нас она будет внутренняя, а если не принадлежим, то внешняя. Здесь индивидуум может также переходить из группы в группу, соответственно, при этом будет меняться ее статус. [18, с. 265]
Референтные группы – группы, в которых люди имеют возможность сравнивать себя с другими людьми, это объекты, на которые мы обращаем внимание при формировании своих взглядов. Такая группа может стать эталоном для оценки своих взглядов. Мы сами можем принадлежать к референтной группе, а можем и не принадлежать. И последний вид групп – формальные и неформальные. В их основу кладется структура группы. В формальной группе ее члены взаимодействуют между собой по прописанных правилах и регламенту. В неформальных группах этих правил не придерживаются. [10, с. 76-80]
Признаки социальной группы всегда явно выражены. Если их проанализировать то можно выделить несколько главных: наличие единой цели, которая имеет важное значение для членов всей группы; наличие норм и правил, которые действуют во внутри самой группы; между членами группы действует система солидарности. Если в группах все эти правила действуют, то, соответственно, и группа высокоинтегрированна. В зависимости от характеристики и вида, формируется структура социальной группы. Характеристика социальных групп. К ней относится структура и размер групп, методы руководства группой. Исходя из размера группы, можно сказать об отношении между ее членами. [8, с. 153]
Самые близкие и прочные отношения возникают между двумя членами группы, это могут быть муж и жена, друзья. Здесь большую роль играют эмоции. Если добавляются еще люди, тогда в группе восстанавливаются новые отношения, не всегда хорошие. [3, с. 92]
Часто от группы отделяется один человек, который станет ее лидером или руководителем. Если группа маленькая, то она может обойтись без лидера, а если большая, то его отсутствие поселит в группе хаос. Если человек попадает в группу, то у него возникает способность приносить жертву, ослабевает контроль над своим телом и мыслями. Это показатель того, что социальные группы играют значимую роль в жизни человечества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Carron A.V Cohesiveness in sport groups: Interpretation and considerations/ A.V. Carron // Journal of Sport Psychology. - 1982. - 4. С. 123-138.
2. Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Просвещение – 2010
3. Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека / А.А. Бодалев // Мир психологии. -2002.-№2(30).-С. 12-17.
4. Бондаренко А. К., Воспитание детей в игре//: Просвещение.- 1983
5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М, 1983.
6. Городниченко Э. А. Возрастные изменения статической выносливости и силы разных групп мышц у школьников 8–17 лет / Развитие двигательных качеств школьников. М. Просвещение, 1987. — С. 44–49.
7. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Вестник ОГУ Приложение Гуманитарные науки, 2005. - №4. -С. 162-169
8. Диагностика социальной эмпатии // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института психотерапии. - 2002. - C. 21-23
9. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. М.: МГУ, 1979. - С. 42.
10. Евтушенко В.А. Исследования межличностных конфликтов взаимоотношений спортсменов / В.А. Евтушенко // Материалы VIII Всесоюзной конференции по психологии спорта. - Ереван, 1976. - С. 139-141.
11. Золотарёва И. А. Сплочение малая группа через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13232.htm. (13.03.2016)
12. Козырева О. А., Зинченко И. Г., Соснов В. В. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 124-126.
13. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с.
14. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для респондентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 217 с.
15. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для респондентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. –
16. Кошбахтиев И. А., Кайпов Н. А., Разуваева И. Ю. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста для занятий футболом в группах начальной подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 101-104.
17. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – 113 с.
18. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 688 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
19. Трофимова Е. Д. Музыкально-театральная деятельность в становлении эмоционально-нравственного мира ребенка // Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. респондентов и молодых ученых «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски» (Екатеринбург, 12-13 апреля 2007). - Екатеринбург, 2007. - 268 с.
20. Шинкарюк Р.П. Воспитание и социализация: исторический аспект / Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. - С.3-12.