Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Сегодня недостаточно внимания уделяется особенностям выработки психологической готовности солдат молодого пополнения к военной службе.
Служба в армии требует особого подхода к личностным характеристикам военнослужащих, которые начинают службу в рядах Российской армии. Это, прежде всего, связано с новым качеством коммуникации, сменой статусно-ролевого положения, влиянием разлуки с близкими людьми, резкими изменениями ритма физиологического функционирования, состоянием неопределенности.
Следствием усиления эмоционального напряжения могут стать как снижение эмоционального фона, доминирование отрицательных эмоций, так и дезорганизация деятельности, проявляющаяся особенностями стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей проявления стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после.
Объект исследования: стрессоустойчивость у молодых людей
Предмет исследования: проявление стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после.
Цель исследования: выявление особенностей проявления стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после.
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость у молодых людей по-особому проявляется до прохождения службы в армии и после, если:
- принимается роль военнослужащего;
- формируется новый образ жизни;
- осознается социальная значимость службы в рядах РА.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы и раскрыть сущность понятий «стрессоустойчивость»:
2. Выявить особенности проявления стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей проявления стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
- теоретический: анализ и синтез литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирический: тестирование;
- статистический метод обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Методики:
- тест Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили
- научные труды к деятельности в особых условиях, которая может принимать и экстремальный характер (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.П.Каширин, М.П.Коробейников, П.А.Корчемный, Л.Н. Кузнецов, Т.В. Маркелова, А.Т. Ростунов, А.М.Столяренко, В.В.Сысоев, Н.Ф.Феденко и др.);
- работы, связанные с эмоциональной устойчивостью и напряженностью в рамках выполняемой деятельности (Л.М.Аболин, М.И.Дьяченко, П.Б.Зильберман, Л.А.Кандыбович, А.С.Мельничук, Е.А.Милерян, Н.И.Наенко, П.А.Рудик, В.С.Селезнев, Н.К.Шеляховская и др.).
База исследования: МКОУ Чулымский лицей.
Данная работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы особенностей проявления стрессоустойчивости у молодых людей до прохождения службы в армии и после
1.1 Понятие стрессоустойчивости
В данном параграфе вначале рассмотрим такое состояние, как психологический стресс.
Понятие «стресс» рассмотрено в разное время и в разных направлениях множеством наук. Начиналось учение о стрессе с канадского ученого Ганса Селье, который 1936 г. в английском журнале Nature опубликовал письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», где приводятся полученные данные о реакциях стандартного уровня организма на воздействие разных болезнетворных агентов [2].
Г. Селье считал, что слово «стресс» проникло из старофранцузского и средневекового английского, имело произношение - «дистресс». Как полагал Селье, первый слог просто со временем исчез из-за его «проглатывания».
Как пишет Ю. Г. Чирков, «кое-кто полагает, что слово «стресс» имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова sttingere – затягивать» [2].
Несмотря на наличие накопленного поистине огромного систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического и экспериментального материала по проблеме стресса, некоторые ее аспекты разработаны еще недостаточно, а другие только намечены для решения [2].
Одной из первых попыток выделить уровни была предпринята Р. Лазарусом, который выдвинул концепцию, разграничивающую физиологический и психический (эмоциональный) стресс [20].
Столь же популярной стала и поведенческая линия развития концепции стресса, предложенная тем же Р. Лазарусом в соавторстве С. Фолкманом, переработанная позднее С. Хобфоллом и др. Авторы выдвинули предположение, что стрессогенными выступают не сами по себе жизненные события (переезд, смена работы и т. д.), а связанные с этим утраты каких-то жизненных позиций – потеря социального статуса, заработка, потеря самоуважения и т. д.
Стресс (от англ. stress – «нажим») – «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», приводящий к реакции «битвы-бегства», равнозначен термину «дистресс» [18].
Человек реагирует не на сильный, а на личностно значимый раздражитель, который субъективно оценивается им как угроза, что позволяет индивиду совладать со стрессом [26].
В работах психологов России проблема стресса рассматривается в широком общепсихологическом контексте, а именно в контексте психологии эмоций [21].
Подойти к исследованию стресса как одной из форм проявлений эмоций удалость многим исследователям: Н.Д.Левитов, Ф.Е.Василюк, А.О.Прохоров, В.К.Вилюнас, В.Л.Марищук, А.Г.Маклаков, Е.П.Ильин, Л.В.Куликов и др. [21].
Анализ использованной литературы показал, что в большинстве концепций стресс, как одно из многочисленных эмоциональных состояний субъекта, имеет собственную специфику и особенности.
Понятие стресса и определение стрессоустойчивости, опираясь на теорию стресса Г. Селье, могут быть обобщены следующим образом. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания внутреннего равновесия (гомеостаз). Стрессоры, как сильные внешние раздражители, нарушают это равновесие, потому организм реагирует неспецифической защитно-приспособительной реакцией.
Возникновение процесса стресса и приспособление к нему идет несколькими стадиями. Тревога в сопровождении мобилизации резервов, включения защитных механизмов, множество стрессов разрешает на данной стадии. Если продолжается действие стрессора, то возникновение сопротивления влечет расходование резервов адаптации. Последующая стадия - истощение. Сопротивляемость организма временно или необратимо снижается. Увеличение резервов адаптации, их истощение - путь к потере здоровья.
Выделяют два психологических типа по характеру индивидуальных реакций людей на стрессовые факторы. У первого типа - низкий стрессовый порог, что характеризуется снижением показателей работоспособности и самочувствия. Поведенческая реакция: склонность к конкуренции, организация борьбы, высокий уровень притязаний, стремление быть всегда на высоте, завышенные требования и нетерпимость по отношению к окружающим.
У второго - высокий стрессовый порог, склонность к компромиссу, способность быстрой адаптации к ситуации (гибкое и разнообразное поведение), способность к организации самоанализа (анализ проигрыша), спокойствие и разумность в отношении к другим.
На данном этапе анализа перейдем к понятию стрессоустойчивости. Исследователи ее связывают со способностью быть эмоционально стабильным (психически устойчивым) (Н.Д. Левитов; П.Б. Зильберман; Я. Рейковский; В.Л. Марищук; В.Г. Норакидзе; К.К. Платонов; А.Г. Маклаков), с надситуативной активностью (В.А. Петровский), с поисковой активностью (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), со смыслопорождением (Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам (Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.И. Кабрин и др.), с выносливостью (жизнестойкостью) (S. Kobasa, M.C. Pucetti, С. Мадди).
В психологии как науке нет единого понимания содержания такого явления, как стрессоустойчивость, потому нет единого определения понятия.
Под термином «стрессоустойчивость» выдвигают такие явления, как эмоциональная устойчивость, психологическая стойкость к стрессу, стресс-резистентость, фрустрационная толерантность и др.
Военные психологи А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников рассматривают боевой стресс как многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, который сопровождается напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. – Тамбов, 2009. – 219 с.
2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.
3. Баева И. А. Экстремальная ситуация в контексте психологии безопасности // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. М., 2007.
4. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25—28 июня 2003 г. В 8 т. — СПб., 2003. — Т. 1.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.
6. Боев О.И. Прогнозирование личностных, поведенческих и невротических расстройств у военнослужащих комбатантов. Ставрополь, 2005. 128 с
7. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 27 с.
8. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности и здоровье сотрудников силовых ведомств России / Р.В. Кубасов [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2015. № 2 (50). С. 217–223
9. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. — 1990. — № 1.
10. Ефимов, М.В. Формирование эмоционального компонента психологической готовности солдат молодого пополнения к службе в ВС России: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Ефимов М. В.; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. - Екатеринбург, 2008. - 23 с.
11. Забродин Ю. М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности человека-оператора в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985.
12. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. — М., 1974.
13. Ильин Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 286 с.
14. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
15. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. 246 с.
16. Козлова И.Н. Стрессогенность срочной службы в современной российской армии для военнослужащих по призыву // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (134). С. 116–121.
17. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М., 1978. 224 с
18. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. 209 с.
19. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.
20. Немчинов Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. 167.
21. Оконов Д. А. Общие предпосылки исследования понятия стресса в современной психологии // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org
22. Ответчиков A. B. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М.: ГА ВС, 1991. 112 с.
23. Психология служебной деятельности : учебник и практикум для вузов / А. В. Кокурин [и др.] ; под общей редакцией А. В. Кокурина, В. Е. Петрова, В. И. Екимовой, В. М. Позднякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 375 с
24. Психотехнологии в социальной работе. Вып. 10 / сб. под ред. В. В. Козлова. Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005. 272 с
25. Синишина В.М. Психологический анализ структуры стрессоустойчивости спасателей [Электронный ресурс] // Психология и право, 2013. - № 3. URL: http: //psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63809.shtml
26. Управление стрессом / Джеррольд Гринберг; [Пер. с англ. Л. Гительман, М. Потапова]. - 7. изд. - М. [и др.]: Питер, 2002 (ГП Техн. кн.). - 495 с.
27. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Р.М. Шагиев. – Ярославль, 2009. – 180 с.