Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования женского воспитания и образования в средневековом обществе 8
§ 1. Основные особенности Средневекового общества 8
§ 2. Положение женщин в Средневековой Европе 12
Глава II. Исследование особенностей женского воспитания и образования в Средневековье 23
§ 1. Воспитание женщин в средневековом обществе 23
§ 2. Образование женщин в средневековом обществе 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На протяжении всей истории человечества положение женщин проходило длительную эволюцию. В настоящее время статус женщины в обществе существенно изменился. Теперь жизнь женщины не ограничивается домашним хозяйством и воспитанием детей: женщина активно принимает участие в многочисленных значимых социально-политических и экономических процессах.
Однако до сих пор ведутся споры о необходимости равноправия мужчин и женщин. В связи с этим важно определить весь путь, по которому менялся статус женщин в истории.
Важным историческим периодом, определяющим роль женщин в обществе, стали Средние Века. Особенности воспитания и образования женщин в данный период до сих пор воспринимаются неоднозначно, что требует проведения специальных исследований в данном направлении.
Объект исследования – средневековое общество.
Предмет исследования – женское воспитание и образование в средневековом обществе.
Степень разработанности темы (историография). Литература советского периода большое внимание уделяла вопросам классовости в различных обществах. Это определило то, что тема воспитания и образования женщин в Средние века серьёзно не затрагивалась.
Западная историография также в основном концентрировалась на роли мужчин в средневековом обществе.
Гендерный подход в истории появился относительно недавно. При этом тот факт, что воспитание и образование женщин в средневековье является малоизученным, представляет существенный интерес для современных исследований.
Лишь в семидесятые годы прошлого столетия исследователи обратили серьёзное внимание на исследование образования и воспитания средневековых женщин. В этот период активно развивался «женский» взгляд на исторические процессы. Во многом это было связано с процессами женской эмансипации, которые проходили под влиянием волн феминизма. Женщины стали активно бороться за свои права, существенно укрепили свой статус на производстве и в политике.
Как отечественная, так и зарубежная историография активно исследовала положение женщин в период Средневековья. Среди отечественных авторов в исследовании в данном направлении большое значение имеют труды Ю.Л. Бессмертного , в которых автор анализирует тему брака, любви и семьи на основе средневековых французских текстов и проанализировал взгляды на положение женщин во Франции IX-XVIII веков. Филолог А.Д. Михайлов в своей работе «Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии» исследовал средневековый быт и взаимоотношения между членами общества на основе французских источников.
Гуревич А.Я. в своей работе «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» и Козьякова М.И. в книге «История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века» определяют, какое значение культура Западной Европы оказала на воспитание женщин в период Средневековья. Ястребицкая А. Л. сопоставляет статус мужчин и женщин в период Средневековья .
Работа Т.Б. Рябовой «Женщина в истории западноевропейского средневековья» , написанная на основе средневековых источников, рассматривает самые разные аспекты жизни женщин в период Средневековья.
В зарубежной историографии стоит отметить таких французских авторов как Ф. Арьес («Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» ), Ф. Гис и Д. Гис («Брак и семья в средние века» ). В этих работах говорится об особенностях семейной жизни и воспитания детей в период Средневековья, что существенно повлияло на роль женщин в обществе данного времени.
Французские историки-медиевисты Дюби Ж. и Перро М. в своем труде «История женщин на Западе. Том 5. Молчание Средних веков» собрали работы различных историков, представляющих большой обзор о женщинах средневековья, их месте в семье, в религии и в образовании.
Целью данной работы является анализ особенностей женского воспитания и образования в средневековом обществе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности общественной жизни в период Средневековья
2. Выявить особенности статуса женщин в Средние века
3. Охарактеризовать особенность воспитания средневековых женщин
4. Проанализировать различные аспекты женского образования в период Средневековья.
Источниковую базу данного исследования составляют философские труды античных ученых (Аристотель ) и труды христианских мыслителей (Тертуллиан ), идеи которых стали основой средневековых представлений о природе женщины.
Помимо этого, для рассмотрения средневековых представлений о женском образовании был сделан анализ трактатов о воспитании детей Винцента из Бове («О наставлении детей знатных граждан» ), Эгидия Римского («О правлении государей» ), Филипа Новарского («Четыре возраста человека» ).
Особенности женского воспитания и образования в Средние века во многом основывались на преставлениях о природе женщин. В связи с этим важно определить различные аспекты положения женщин в Средневековье, чтобы проанализировать вопросы их воспитания и образования, а также показать картину средневекового общества в целом.
Теоретические основания и методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и исторические методы. Методы анализа, синтеза и сравнения стали основными при работе с источниками.
Структурный анализ также имел важное значение в данной работе, так как позволил выявить роль женщины в разных сферах жизни в Средневековье: в семье, в производственных процессах, в науке и культуре.
Для раскрытия сущности исследуемых явлений при работе с источниками был использован сравнительно-исторический метод, который позволил выделить общие черты и черты различия, закономерные черты и совершенно новые.
Хронологические рамки исследования определены периодом Средневековья: 500 – 1500 гг.
Географические рамки исследования охватывают территорию Западной Европы как важнейшей локации культуры и традиций Средневековья.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава I. Теоретические основы исследования женского воспитания и образования в средневековом обществе
§ 1. Основные особенности Средневекового общества
Средневековое общество было сложным и было не так уж далеко от того, что мы назвали бы современным. Оно управлялось законами, у него были правила, у людей были права и обязанности. Существовали правовые рамки землевладения, налогообложения и налоговых иммунитетов. Существовала городская организация и сельская. Феодальная система имела законы, касающиеся отношений между лордами и крестьянами, а также между сеньорами и монархом .
Любое общество требует какой-то вооруженной силы, и Средневековье ничем не отличается. Военная организация была замечательной, основанной на корпусе наследственной аристократии и их семьях, но также включала в себя отряды профессиональных солдат и национальные рекруты.
Церковь играла огромную роль в обществе Средневековья. Своими заслугами перед цивилизацией она обеспечила себе влияние, а вместе с ним и богатство. У него было обширное имущество, либо полученное в качестве благочестивых даров, отвоеванное монахами из пустыни, либо просто купленное. Люди, жившие на церковных землях, подчинялись его власти. Таким образом, помимо обучения людей религии, Церковь была также руководящим органом, осуществлявшим свою юрисдикцию путем контроля и наказания непослушных. Это было главное образовательное учреждение в обществе раннего Средневековья, но оно также управляло с той же властью и обязанностями, что и монарх .
Все эти территории должны были быть организованы. Для обеспечения справедливости и защиты земель от захватчиков были необходимы армии. Таким образом, аббаты и епископы, которые были правителями этих поместий, были источником всей местной власти. Они поддерживали порядок, управляли судами и создавали армию. Они были судьями и чиновниками короля и имели право приговаривать преступников к смертной казни. Они руководили школами, собирали феодальные взносы и заключали войну и мир.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Аристотель. О возникновении животных. – М.: Изд-во АН СССР, 1940 – 250 с
2. Винцент из Бове. О наставлении детей знатных граждан / Пер. с лат.: Н.В. Ревякина, Т.Б. Рябова // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – С. 111-138.
3. Тертуллиан. О женском убранстве // Тертуллиан. Избр. соч. – М.: изд.группа «Прогресс», «Культура», 1994. – 448 с.
4. Новарский, Ф. Четыре возраста человека / Пер. С.И. Лучицкой // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – С. 142-148.
5. Эгидий Римский. О правлении государей / Пер. Н.В. Ревякиной, Т.Б. Рябовой // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. II. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – С. 149-169
Литература
1. Арьес, Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с
2. Бессмертный, Ю. Л. Брак, семья и любовь в средневековой Франции // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков – М.: Наука, 1991. – С. 282-309
3. Бессмертный, Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. – М.: Наука, 1991. – 240 с
4. Гафурова, Е.В. Женщина в западноевропейском средневековье // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(50). URL: https://sibac.info/archive/social/3(50).pdf
5. Гис, Ф., Гис, Д. Брак и семья в средние века. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. – 385 с
6. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Рипол классик, 1989. – 366 с
7. Дюби, Ж., Перро, М. История женщин на Западе: в 5 т. Т. II: Молчание Средних веков. – СПб. : Алетейя, 2009. – 512 с
8. Жалменова, О. П., Вержевикина, Е. С. Феминизм и антифеминизм. Этика средних веков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2000. – № 4. – С. 8-17.
9. Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. – М.: ООО «Издательство «Согласие», 2016. – 512 с
10. Кюнг, Г. Великие христианские мыслители. / Пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. – СПБ.: Алетейя, 2000. – С. 196.
11. Ле Гофф, Ж., Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Изд. группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 376 с
12. Михайлов, А. Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии. М., 1986. – 352 с.
13. Памятники средневековой латинской литературы X−XII веков. М., 1972.
14. Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV−XV веков. М.: Наука, 1991. 318 с.
15. Роулинг, М. А., Европа в Средние века. Быт, религия, культура – М.: Центрполиграф, 2005. – 224 с.
16. Рябова, Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. – Иваново: Юнона, 1999. – 212 с
17. Сванидзе, А.А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1. Феномен средневекового урбанизма. – М.: Наука, 1999. – 390 с.
18. Средневековое городское право: сборник текстов / Под ред. С.М. Стама. Саратов, 1989. 180 с
19. Ястребицкая, А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. – М.: Интерпракс, 1994. – 400 с.
20. Ястребицкая, А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. – М.: Искусство, 1978. – 175 с
21. Ястребицкая, А. Л. Проблема взаимоотношения полов как диалогических структур средневекового общества в свете современного историографического процесса // Средние века. Вып. 57. – М.: 1994 – С.126 –136.