Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Ранняя современная история Западной Европы не может быть понята без учета обширных проблем, связанных с Реформацией, религиозным движением, охватившим почти всю Европу в 16 веке. В понимании реформаторов реорганизация католической церкви включала значительный комплекс мер по изменению доктрины и богословия, церковной практики и жизни членов, отношений между церковью и государством и системы канонического права. В период позднего средневековья и раннего Нового времени церковь продолжала играть важную роль в общественной жизни.
Институты Церкви действовали на основе канонического права, церковные суды регулируют важные аспекты повседневной жизни (брачное и семейное право, завещание и т. д.), так что изучение определенной области церковного права позволяет глубже и детальнее понять процесс реформирования церкви. В каждой стране Реформация имела местные условия и особенности, которые определялись ходом предшествующего исторического развития.
В Англии это было доминированием правительственной инициативы в ходе реформ, которые существенно повлияли на ее ход и формирование канонической правовой системы. Актуальность темы связана и с тем, что, не-смотря на большое количество работ в зарубежной историографии, далеко не все аспекты английской Реформации изучены в российской исторической науке. Кроме того, Реформация привела к появлению множества течений в христианстве, объединенных под общим названием «протестантизм».
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия реформации в Англии.
Объектом исследования являются особенности реформации в Англии.
Предметом исследования является реформация в Англии.
Цель исследования: рассмотреть особенности реформации в Англии через призму разных исторических деятелей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть причины и цели реформации в Англии.
2. Описать реформацию при Генрихе VIII.
3. Проанализировать протестантскую реформацию при Эдуарде VI.
4. Изучить католическую реакцию при Марии Тюдор.
5. Рассмотреть компромисс Елизаветы I.
6. Дать оценку религиозным и политическим итогам английской ре-формации XVI в.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Причины и цели реформации в Англии
Причины Реформации в Англии объяснялись прежде всего личными амбициями Генриха VIII. Король был женат на вдове своего брата Екатерине Арагонской, которая долгое время не могла подарить Генриху наследника. За двадцать четыре года совместной жизни Кэтрин и Генри все младенцы муж-ского пола умерли в раннем возрасте. Единственным общим ребенком пары была Мэри.
После безуспешных попыток продолжить род Тюдоров Генрих начал изменять своей жене с фрейлиной Анной Болейн. Она была молода и очень привлекательна, к тому же она могла подарить королю долгожданного сына. Генрих хотел развестись с Екатериной и жениться на Анне, но римская церковь не дала монарху разрешения расторгнуть брак. Затем Генрих по совету своего первого коллеги и поверенного Томаса Кромвеля разорвал отношения с Папой и подал в суд на английскую церковь. Он обвинил духовенство в посягательстве на королевскую власть и потребовал выплатить ему сто тысяч фунтов компенсации. Но у церкви не было этих средств, и она попросила монарха разделить эту сумму на пять лет. Генрих выдвинул встречные условия: он согласился не требовать никаких денег при условии, что сам станет главой церкви и духовенства Англии .
Цели Реформации. Важнейшим результатом королевской Реформации стал окончательный разрыв Англии с Римом и папством. Это дало Генриху VIII право развестись с Екатериной Арагонской и заключить долгожданный брак с Анной Болейн. Реформация не только подтвердила безусловный авторитет короля и всех его сторонников, но и значительно обогатила королев-скую казну. С 1535 года все земли церквей и монастырей были переданы государству – король продавал их дворянам и простолюдинам по довольно высокой цене.
Реформация церкви привела к спорам и разногласиям между католика-ми и протестантами, которые могли преждевременно привести Англию к гражданской войне. После Генриха VIII его дети пытались урегулировать растущую вражду между двумя религиозными течениями: Эдуардом VI с его регентом, герцогом Сомерсетским, и королевой Марго. Но если герцог Сомерсетский был приверженцем протестантизма, то Марго пыталась вернуть католицизм в Англию. Все, кто выступал против Римской церкви, должны были быть казнены по ее приказу. Она продолжила политику своего отца и Реформацию английской церкви, но в то же время восстановила равновесие в Англии, отменив казни и преследования католиков. Кроме того, Библия была переведена на английский язык, что дало прихожанам возможность впервые ознакомиться с текстом Священного Писания на их родном языке .
§2. Реформация при Генрихе VIII
В Англии Реформация началась гораздо позже, чем на континенте, - во время правления Генриха VIII, в 30-х годах 16 века. Идеи Реформации в Анг-лии начали формироваться в 14 веке. Идеологом ранней английской граж-данской реформы был Джон Уиклиф. Виклеф отрицал власть папства и при-зывал к секуляризации земель. Реакция в Англии на высказывания Лютера неоднозначна: в Оксфорде - критическая, в Кембридже - сторонники У. Тин-дала, М. Ковердейла, Т. Кранмера, Х. Латимера.
В Англии 16-го века Реформация началась сверху, она исходила от короля. Главной целью королевской Реформации было освобождение от Вати-кана и прямое подчинение английской церкви королю. Важным, если не сказать более важным, было желание короля секуляризовать монастырские зем-ли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Богатые церковные и монастырские земли не давали покоя светским фео-далам. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации. Причиной Реформации стал отказ Папы Римского расторгнуть брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской (причина - отсутствие детей мужского пола), что позволило бы королю повторно жениться на фрейлине королевы Анне Болейн. Папа Климент VII отказался. Екатерина Арагонская приходилась те-тей Карлу V Габсбургскому, оплоту католицизма в Германии. Вот почему папа был на ее стороне. Развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской был официально оформлен английским парламентом, после чего Генрих женился на Анне Болейн. В 1534 году Генрих VIII издает «Акт правления», провозглашающий короля главой английской церкви.
Отношения с Ватиканом были решительно разорваны. «Акт» Генриха VIII не был проявлением борьбы с католицизмом, он ознаменовал прежде всего борьбу с Папой. В «Акте» прямо оговаривалась неприкосновенность всех католических догм и ритуалов. Глава церкви изменился - король занял место папы. Католическое епископство оставалось опорой новой формы мо-нархии, возникшей в то время в Англии, – аболиционизма. Новая английская церковь, отрицающая господство Папы, уже перестала быть полностью католической, но еще не стала протестантской. Его называли англиканским, и первоначально англиканство занимало среднее положение между католицизмом и протестантизмом .
В 1536 парламентом был принят ряд статутов – об ограничении выплаты папе аннатов и «пенни Святого Петра», о запрете апелляций в Рим, отмене папской юрисдикции над духовенством. Реформация сверху не смогла вы-звать энтузиазма в социуме, однако была активно поддержана придворными с Кромвелем, и придворное окружение Анны Болейн – покровительнице кембриджских теологов Х. Латимеру и Т. Кранмеру. Последний был назначен архиепископом Кентерберийским. В 1536-39 гг. в Англии закрываются монастыри и конфисковывается монастырское имущество. Из церквей были изъяты драгоценные украшения. При этом монашеские ордена разгромле-ны. Началась секуляризация церковных земель. Однако Генрих VIII был свя-зан со многими английскими и европейскими гуманистами – Томасом Мором, Эразмом Роттердамским, Мартином Лютером и др. Уход Лютера от принципов гуманизма и перенаправление его внимания на реформационные позиции дал Эразму Роттердамскому, не принявшему, как и многие гумани-сты, Реформацию, повод для афоризма: подобно тому, как курица высиживает цыплят, гуманизм высидел Реформацию. Генрих VIII и Томас Мор выступали против принципов Лютера, что стало причиной длительной богословской полемики. Томасу Мору принадлежал ряд богословских трудов, которые были направлены против Реформации. Земли, секуляризованные у духовенства, ненадолго удержались в королевской казне, поэтому очень скоро они стали предметом торговли и спекуляции. При этом часть из них была подарена королевским фаворитам.
Данные земли были приобретены новыми владельцами из среднего и мелкого дворянства и буржуазии, и таким образом возник новый социальный слой английского общества. При Эдуарде VI англиканская церковь приблизилась к протестантизму (признанию догмы предопределения). В 1553 году на престол взошла католичка, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, Мария Тюдор. Ее мужем был испанский король Филипп II. В Англии начинается католическая реакция. Королева восстановила католицизм. Началась кровавая борьба с протестантами и их преследованиями. Марию Тюдор называли Марией Кровавой. Однако королева не хотела возвращать монастырям землю и другую собственность, секуляризованную при Генрихе VIII. Мария Тюдор правила недолго, и после ее смерти власть в Англии переходит к дочери Генриха VIII и Анны Болейн, Елизавете I.
Правление Елизаветы Тюдор (1558-1603) было периодом расцвета Англии. В истории этот период получил название «эпоха Елизаветы». Другая династия Стюартов, представленная Марией Стюарт, претендовала на английский королевский трон. Борьба умной и властной Елизаветы с прекрасной Марией Стюарт, бывшей королевой Франции, закончилась победой Тюдоров. Мария была схвачена и казнена по приказу королевы Елизаветы. Идя вразрез с интересами буржуазии, Елизавета восстанавливает протестантизм в умеренной англиканской форме. В 1559 году парламент подтвердил королевскую власть над английской церковью. Королева назначает епископов и оставляет им земельные владения, а также оставляет за собой право заседать в парламенте. Правление Елизаветы было периодом расцвета классического абсолютизма в Англии. В 1571 году был разработан англиканский символ веры, состоящий из 39 статей. Наряду с некоторыми католическими догмами существовала также кальвинистская догма об абсолютном предопределении, а также догма Священного Писания как единственного источника веры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
2. Егер О. Всемирная история. - СПб: Издание А.Ф.Маркса, 1997. - 690 с.
3. Ивонин Ю.Е, Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императо-ры, короли, министры ХVІ - ХVІІІ вв. - Смоленск: Русич, 2004. - 464 с.
4. Ивонин Ю.Е. Сравнительный анализ ранней Реформации в Анг-лии и Франции//Вопросы истории, 1973. № 11. - 118 с.
5. Каменецкий Б.А. Формирование абсолютистской идеологии в Англии ХVІ века и ее особенности//Вопросы истории, 1969. № 8. - 118 с.
6. Кернс Е.Эрл. Дорогами христианства. - М.: Протестант, 1992. - 279 с.
7. Керолли Э. Мария Кровавая. - М.: АСТ, 2001. - 351 с.
8. Линдсей К. Разведенные, обезглавленные, уцелевшие: Жены ко-роля Генриха VIII. - М.: Крон - Пресс, 1996. - 336 с.
9. Омельченко О. Всеобщая история государства и права: [элек-тронный ресурс]. - М.: Тон - Острожье, 2000. - URL: #»justify»>
10. Соколов В. Реформация в Англии. - М.: Типография Л.О.Снигерева, 1881. - 546 с.
11. Спиц В.Льюис. История Реформации. Возрождение и движение Реформации: [электронный ресурс]. - М.: Фонд Лютеранское наследие, 2003. - URL: http://krotov.info/lib_sec/18_s/piz/0.htm (26.11.2023).