Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Традиция изучения чтения представителей различных социально-демографических и социально-профессиональных групп населения в национальном библиотечном деле существует давно. Изучение чтения библиотекарями соответствует этой традиции. Кроме того, библиотекари - это особые социальные экспертные группы, чье чтение важно для общества как чтение культурных групп.
Чтение библиотекаря один из важных инструментов в данной профессии. Культурный багаж и опыт чтения, наиболее востребованные современными пользователями библиотеки, дают библиотекарю его личное чтение в свободное время - как чтение, которое напрямую не связано с профессиональной деятельностью, но, формирует его мировоззрение, личность. Также охватывает больше слоев глубинной мотивации читателя и удовлетворяющее более широкий спектр его потребностей и интересов. Включение личного опыта чтения либо добровольно снижает эффективность этого процесса, либо сознательно делает чтение библиотекарей на досуге важным профессиональным инструментом.
Глава 1. Профессиональное и досуговое чтение библиотекарей: определение, виды, перспективы использования в профессиональной деятельности
Библиотекарь как читатель должен, по крайней мере, быть тем, кем является лучший читатель своей библиотеки. Чтобы пользоваться авторитетом у своих читателей, библиотекарь должен знать гораздо больше книг, чем знает самый начитанный пользователь, и быть любителем чтения.
Различные подходы к рассмотрению проблемы чтения способствуют интерпретации и прояснению основных понятий, которые характеризуют читательскую деятельность и используются в данной работе. Прежде всего, это понятия "профессиональное" и "досуговое чтение".
С 1917 по 1960-е годы библиотечное чтение активно изучалось в контексте развития библиотечной профессии, формирования специализированного библиотечного образования. Внимание исследователей было сосредоточено на чтении библиотекарями специальной литературы. Библиотекари обязаны заниматься самообразовательной деятельностью (А. А. Покровский, В. А. Невский, Н. Я. Крупская).
Второй период повышенного исследовательского интереса к чтению со стороны библиотекарей пришелся на 70-80-е годы XX века, который изучался в контексте профессиональных исследований, в рамках базовых комплексных исследований "Книги и чтение в жизни маленького городка", "Книги и чтение в жизни Советская деревня", "Советские читатели".
Исследователи продолжали уделять особое внимание профессиональному чтению библиотекарей и углубленно изучали некоторые аспекты проблемы. В этот период А. С. Сачко пришел к выводу, что для библиотекарей универсальной библиотеки любое чтение является профессиональным.
Чтение – один из важных элементов современных библиотекарей. Информация – профессиональные и повседневные знания, культурные ценности прошлого и настоящего, исторически устойчивая информация. Текущие события, нормативные идеи - формируют основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры.
Чтение также является наиболее важным механизмом для поддержания этого ядра, учитывая, как его профессиональные, так и повседневные элементы. Чтение является самым мощным механизмом сохранения и приумножения богатства родного языка [6].
Все библиотекари, обладающие знаниями, навыками и умениями в области библиотечного дела, будут ориентиром при выборе книги[8].
Досуговое чтение библиотекаря – это чтение художественной литературы (или художественной и нехудожественной литературы), это не только отдых и развлечение, но и великая внутренняя духовная и душевно-экзистенциальная работа: выбор предмета чтения, переживание экзистенциальной ситуации чтения: выход за пределы повседневной жизни в сферу художественной реальности и бытия с этим, а также возвращением к реальности жизни, другим человеком.
Одной из наиболее устоявшихся интерпретаций самообразовательного чтения является определение Я. А. Айзенберга, который понимал под самообразованием непрерывное обновление интеллектуального оружия, а также совершенствование профессиональных навыков, овладение навыками обобщения, внедрение передового опыта.
В условиях самообразования- образовательное чтение, он подчеркивает культуру чтения, требования высокого уровня читателей и силу самостоятельной работы над книгой. Данная интерпретация основана на определении А. С. Павловой, считающей, что самообразование является наиболее распространенной формой непрерывного образования, которая позволяет постоянно расширять и углублять общие и профессиональные знания, приобретать навыки, повышать уровень умственного развития, совершенствовать творческое мышление.
Согласно А. С. Павлова, основными условиями для самообразовательного чтения являются: цель, системность, последовательность, понимание материалов, умение работать с книгами (культура чтения).
Само педагогическое чтение рассматривалось исследователями как широкое и сложное понятие, которое могло бы включать "2 аспекта чтения: в общих целях самообразования, в профессиональных целях и в связи с общественной и любительской деятельностью", т.е. профессиональное чтение и чтение на досуге.
Определение профессионального чтения основано на том, что рассматривается компонент самопедагогического чтения, предложенный К.Н. Артеменко: это "целенаправленное использование знаний в зависимости от квалификации и характера выполняемой работы".
Чтение на досуге – это чтение в связи с общественной и любительской деятельностью, и, по-видимому, оно не соответствует современной реальности читательской деятельности. Это связано с тем, что социология досуга разрабатывает более подробное определение понятия досугового чтения, основанное на анализе концепции досуговой деятельности, в которой развивается разнообразие.
Если у человека есть конкретная цель, чтение на досуге может быть самообразовательным, но, круг проблем, решаемых чтением на досуге, гораздо шире из предложенного выше определения, чтение на досуге может решать проблемы не только самообразования, но и более глубокого физиологического и психологического уровня.
Основываясь на данных о содержании досугового чтения современными библиотекарями, 3 его основных содержательных компонента условно выделены в параграфах, каждый из которых разделен на разделы:
1.Чтение фокусируется на удовлетворении стремлений к эскапизму /избеганию (приключенческие романы, детективы, боевики, триллеры, мистика, художественная литература, любовные романы, исторические романы, сатира и юмор, мемуары кинозвезд и поп-звезд, эротика, популярные глянцевые журналы, газеты смешного, скандального характера).
2. Чтение, направленное на самопознание, созерцание, повышение уровня культуры (русская и зарубежная классика, проза современных зарубежных и отечественных авторов, история, политика, культура и искусство, журналистика, поэзия, изобразительное искусство, история культуры, философия, религия, психология, мемуары деятелей "толстого" литературные и художественные журналы, информационные газеты, профессиональная литература и периодические издания).
3.Чтения, которое направленное на выявление и развитие креативности, социализации и адаптивности личности (психологические бестселлеры, такие как "как быть счастливым", "как быть богатым", "как выйти замуж").
Обучающая литература по красоте и здоровью, уходу за детьми и животными, литература, содержащая различные техники и приемы, скорочтение, навыки работы с компьютером, искусство написания деловых писем, йога, медитация, фэн-шуй.
Литература, связанная с домоводством, садоводством, кулинарией, шитьем, организацией повседневной жизни и досуга, а также хобби).
Превосходство одного содержательного компонента досугового чтения не означает полного отсутствия другого, нам нужно только понимать фактор времени, психологические и физиологические особенности человека.
Компонент чтения на досуге функционально взаимопроникаем. Определенные книги могут реализовывать особенности, характерные для компонентов, к которым они принадлежат, например, чтение литературы, которая удовлетворяет потребности в опыте эскапизма, и в то же время может способствовать социализации индивида, повышению уровня обучения для его адаптации и игровому началу такого литература, читая одну и ту же литературу, может в равной степени способствовать развитию самопознания и новых социальных ролей, мы можем способствовать приобретению определенного культурного опыта.
Заключение
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Проблема профессионального и досугового чтения библиотекарей библиотечное дело изучалось в течение длительного времени. Теме чтения посвящено много научных работ.
Чтение как показатель профессиональной компетентности у современных библиотекарей есть свои особенности. В сознании библиотекаря в равной степени существует профессиональное чтение и чтение на досуге.
Результаты исследования выявили ряд проблем в том, как использовать личный опыт чтения библиотекарями в своей профессиональной деятельности. Главное таково: библиотекарю не хватает сознательного отношения к подобной деятельности и отсутствия знаний, навыков и умений, необходимых для их осуществления.