Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты патриотического воспитания
1.1 Патриотическое воспитание как научная категория
Важной психолого-педагогической проблемой современного мира является патриотическое воспитание. Человек должен с детства любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить свою культуру и историю.
Представители народной педагогики (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) большое внимание уделяли проблеме патриотического воспитания и подчеркивали важность формирования патриотизма как личного качества.
Значение слова «патриотизм» определяется в большинстве словарей как «любовь к Родине, своей стране», «патриот» (от греч. patris — родина) — «человек, разделяющий патриотические чувства и идеи».
Патриотизм - нравственно-политическое начало, общественное чувство, сущностью которого являются любовь и верность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, стремление к защите интересов Родины [Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию [Текст]/ Н.Ф. Андреева // Управление ДОУ - 2005 - №1 - с.16-24.].
По мнению К.Д. Ушинского, патриотизм, является мощным педагогическим средством воспитания подрастающего поколения. Он писал, что нет человека без любви к Родине, эта любовь является ключом к воспитанию человеческой души и сильно помогает бороться с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.].
Огоновская И.С. считает, что: «патриотизм − понятие многогранное, многоаспектное, структурно-неординарное, многовариантное. Все это объясняется сложностью и самого понятия, и патриотизма как явления. Важно и то, что разные авторы в зависимости от личной гражданской позиции рассматривали (ют) проблемы патриотизма в различных исторических, социально – экономических, политических условиях» [Огоновская И.С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод. пособие для педагогов / И.С. Огоновская. - Екатеринбург: ООО «Школьный формат». - 2016. - 176 с., с.15].
Патриотизм представляет собой отношение человека к Родине, т.е. любовь и верность Родине проявляются как объект ценностного отношения, иными словами, патриотизм представляет «субъективную» и «предметную» ценность. Как предметная ценность патриотизм оценивается как принципиально хорошее, истинное, справедливое явление. Как субъективная ценность она представляет собой нормативные представления, закрепляющиеся в общественном сознании и культуре.
Уникальность понятия патриотизма состоит в том, что оно не только укрепляет интерес ребенка к Родине, но и определяет смысл Родины, патриотического человека, человека - патриота. В патриотизме как нравственном принципе обобщаются такие патриотические требования, как любовь к Родине, забота о ее интересах, верность Родине.
Обратимся к понятию «патриотическое воспитание».
В рамках патриотического воспитания по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010. понимается «процесс содействия нравственному развитию человека, формированию у него нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного характера, нравственного поведения» [Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 14.11.2022).]. Этот процесс формирует веру, ответственность, гражданственность, долг, терпение, сострадание, готовность преодолевать жизненные испытания, умение различать добро и зло, готовность служить стране, Родине и т. д.
С.А. Козлова определяет патриотическое воспитание как «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями» [Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-100., с. 99].
По мнению Т.В. Ермаковой, патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. – С. 66-68., с. 66].
Патриотическое воспитание является составной частью общеобразовательного процесса и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность государственных органов и общественных организаций по формированию у граждан высокого чувства патриотизма, чувства верности Родине, готовности к выполнению своих гражданских и конституционные обязанностей по защите интересов Родины [14] .
М.Л. Афанасьева определяет патриотическое воспитание как процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, способствующий формированию патриотических убеждений, взглядов, чувств, формированию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны и традициям [4].
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и установок, убеждений и мотивов служения Родине в контексте усвоения учащимися опыта познавательной деятельности,