Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый хозяйствующий субъект имеет свои как отраслевые, производственно-технологические, так и индивидуальные особенности функционирования. Организационная структура, форма и содержание стратегических, тактических и оперативных целей, а также основополагающие принципы управления хозяйствующим субъектом формируются его акционерами и менеджерами исходя из особенностей внешних и внутренних условий функционирования. Следует отметить, что стратегические, тактические и оперативные цели не могут быть фиксированными, а подвергаются изменениям в течение всего срока существования хозяйствующего субъекта. Из этого следует вывод о том, что планирование для отдельно взятого хозяйствующего субъекта имеет важнейшее практическое значение. В современных условиях степень важности процессов планирования для хозяйствующих субъектов существенно усиливается, так как организации на свой страх и риск ведут деятельность, конкурируя с другими участниками рынка. Для того чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, коммерческим организациям необходима координация различных хозяйственных функций путем разработки взаимоувязанных и экономически обоснованных бюджетов.
Сегодня бюджетирование применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в наших компаниях неоправданно сужается.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что полноценное бюджетирование в России — редкость. Нет понимания того, что большинство финансовых проблем наших предприятий возникает от недостаточного умения управлять финансами. Что неплатежи — это не только, а часто и не столько результат изъянов бюджетной политики правительства, сколько отсутствия у руководителей четкой информации и надлежащего контроля за движением финансовых потоков.
Целью курсовой работы – является изучение разработки системы бюджетирования на предприятии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разработки бюджетирования на предприятии;
– провести оценку организации системы бюджетирования на предприятии АО «Авиаагрегат»;
– выделить проблемы и предложить пути оптимизации бюджетирования на предприятии.
Объектом исследования является АО «Авиаагрегат».
Субъект исследования – система бюджетирования на предприятии.
Теоретической и методологической основой служат труды российских и зарубежных ученых в области бюджетирования. Для достижения выбранной цели и реализации поставленных задач курсовой работы автор опирался на методы логического и экономического анализа, а также использовались нормативный, системный и другие методы.
Информационной базой послужили общие и отраслевые нормативные акты, инструкции, методические указания и другие материалы, относящиеся к процессу бюджетирования, а также были использованы справочные и информационные материалы АО «Авиаагрегат».
1. Теоретические основы разработки бюджетирования на предприятии
1.1 Понятие, роль и функции бюджетирования
Бюджет – это план в денежном или натурально-стоимостном выражении, детализированный по периодам времени: дням, неделям, месяцам, кварталам, годам. Бюджет показывает, сколько нужно ресурсов для достижения ожидаемых результатов. В зависимости от вида бюджет может содержать данные о плановых доходах и расходах, поступления и выплатах, стоимости активов и обязательств. Скачайте образцы бюджетных форм.
Бюджетирование – это процесс, в ходе которого компания формирует, утверждает и исполняет три финансовых плана: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс, а также другие планы. См. также, как организовать бюджетирование и как регламентировать.
Бюджетирование как метод управления бизнесом позволяет:
– запланировать финансовые результаты и целевые показатели деятельности и добиваться их исполнения;
– знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию, чтобы достичь поставленных целей;
– повысить эффективность использования ресурсов;
– прогнозировать различные сценарии деятельности бизнеса и определить финансовые результаты для каждого из них;
– анализировать возможные риски и разрабатывать мероприятия, которые позволяют их снизить.
Бюджетирование – это совокупность функций планирования, контроля и анализа исполнения планов. Так, бюджетирование обеспечивает системность управления предприятием.
Бюджет отражает цели компании и пути их достижения. Он служит ориентиром в деятельности и одновременно инструментом управления, который помогает увеличить прибыльность бизнеса, своевременно выявить и предотвратить риск нехватки ресурсов, повысить согласованность и эффективность процессов.
Преимущества бюджетного управления в том, что оно позволяет:
– оперативно контролировать, есть ли у предприятия необходимые ресурсы;
– повышать эффективность использования ресурсов;
– мотивировать персонал достигать установленных целей;
– укреплять финансовую дисциплину;
– обеспечить прозрачность деятельности.
Бюджетирование – это совокупность функций планирования, контроля и анализа исполнения планов. Так, бюджетирование обеспечивает системность управления предприятием.
Бюджет отражает цели компании и пути их достижения. Он служит ориентиром в деятельности и одновременно инструментом управления, который помогает увеличить прибыльность бизнеса, своевременно выявить и предотвратить риск нехватки ресурсов, повысить согласованность и эффективность процессов.
Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений
Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами, как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.
Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или фирмы, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно будет базироваться и на этих данных. Беда в том, что результаты такого анализа, даже если не принимать в расчет особенности национальной системы налогообложения, безусловно интересные и любопытные сами по себе, как данные прошлых периодов могут быть мало полезны руководителям предприятия (кроме сугубо познавательных и общеобразовательных целей). Аудиторы могут установить и отразить в своих отчетах, что такой-то финансовый коэффициент на предприятии, что называется, «не той системы», что его хорошо бы исправить. Но очень часто изменить что-либо к лучшему уже невозможно, поздно. Может случиться так, что исправлением финансового положения предприятия или фирмы придется заниматься совсем другим руководителям, а вовсе не тем, кто довел их до жизни такой. Кроме того, любой финансовый анализ, детально разработанный инструментарий финансового менеджмента применимы лишь тогда, когда есть необходимые исходные данные, т. е. сведения об ожидаемом, будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия или фирмы. Если таких исходных, первичных данных нет, а есть лишь вести из прошлого, то вся система управления финансами оказывается висящей в воздухе, оперирующей призраками прошлого. Сценарный анализ, расчет и оценка вариантов даже на ближайшую перспективу по принципу «что, если...» уже невозможны.
Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
1.2 Виды бюджетов предприятия
Бюджет – это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам. Отчасти уже поэтому в высокоразвитых странах бюджет (финансовый план) – основа внутрифирменного управления. Соответственно бюджетирование – это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий внутрифирменного управления.
В сознании российских людей бюджет представляет собой категорию государственного управления, по поводу которой ведутся дебаты между Правительством и Государственной Думой. За рубежом бюджет является категорией прежде всего бытовой: бюджет семьи или финансовый план компании, т. е. утвержденный ее руководителями прогноз финансового состояния фирмы, в котором определены основные лимиты расходов и затрат, нормативы финансовых результатов, различные целевые финансовые показатели. Бюджет – это и запланированные финансовые сметы, и прогнозируемые объемы привлечения внешних финансовых ресурсов (кредитов и инвестиций), условия их получения и т. п. Бюджет предприятия или фирмы – это финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия или фирмы, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Соответственно бюджетирование – это процесс разработки, исполнения, контроля и анализа финансового плана, охватывающего все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом и по отдельным подпериодам.
Важно также представлять себе сферы применения бюджетирования. Как процесс составления финансовых планов и смет бюджетирование применимо ко множеству объектов: компании или предприятию в целом, отдельному структурному подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.), программе работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.), отдельному контракту или проекту, специально выделенным центрам учета (центры прибыли, центры затрат и т.п.). При постановке бюджетирования как процесса важно выбрать объект бюджетирования. Для бюджетирования как управленческой технологии важно также определить уровни составления и консолидации (составления сводных бюджетов) бюджетов, соответствующие уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При постановке бюджетирования важно также представлять себе, что универсальных правил, методов и процедур, строго описанных в экономической литературе или закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, здесь быть не может. Бюджетирование – это всегда простор для творчества, поскольку каждое предприятие, любая большая и малая фирма – уникальны и неповторимы. А значит, и системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: Учебник / Э.А. Афитов. – М.: Инфра–М, 2018. – 672 c.
2. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. Т1,2. — Киев: Ника-центр, 2019. – 566 с.
3. Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии: Учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2018. – 799 c.
4. Бочаров, В.В. Коммерческое бюджетирование. - СПб.: Питер Паблишинг, 2020 – 455 с.
5. Бухалков М. И. Планирование на предприятиях машиностроения. Учебное пособие. — Самара: СамГТУ, 2019. — 56 с.
6. Вайс, Е.С. Планирование на предприятии (организации): Учебное пособие / Е.С. Вайс. – М.: КноРус, 2021. – 480 c.
7. Воловиков, Б.П. Стратегическое бизнес–планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков. – М.: Инфра–М, 2021. – 320 c.
8. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник и практикум / В.А. Горемыкин. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 857 c.
9. Дрогомирецкий, И.И. Планирование на предприятии. Конспект лекций / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. – Люберцы: Юрайт, 2021. – 140 c.
10. Дубровин, И.А. Бизнес–планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и К, 2020 – 432 c.
11. Дубровин, И.А. Бизнес–планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и К, 2021. – 432 c.
12. Краюхин, Г. А. Планирование на предприятиях (объединениях) машиностроительной промышленности. Учебник. — М.: Высшая школа, 2020. — 312 с.
13. Леонов, П.Г. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. Пособие - М.:Издат. Дом. «Дашков и К», 2018. -368 с.
14. Либерман, И.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / И.А. Либерман. – М.: Риор, 2016. – 704 c.
15. Литвинова, Т.Н. Планирование на предприятии (в орг.): Учебное пособие / Т.Н. Литвинова, И.А. Морозова, Е.Г. Попкова. – М.: Инфра–М, 2018. – 64 c.
16. Логинова, Н.А. Планирование на предприятии транспорта: Учебное пособие / Н.А. Логинова. – М.: Инфра–М, 2018. – 463 c.
17. Платунова, М.С.(составитель) Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / М.С.(составитель) Платунова. – СПб.: Лань, 2019. – 176 c.
14. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. – М.: Дашков и К, 2020. – 320 c.
18. Скоморощенко, А.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.А. Скоморощенко, Е.Н. Белкина и др. – СПб.: Лань, 2018. – 280 c.
19. Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 400 с.
20. Шаляпина, И.П. Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / И.П. Шаляпина, О.Ю. Анциферова, Е.А. Мягкова. – СПб.: Лань, 2019. – 176 c.
21. Шаляпина, И.П. Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / И.П. Шаляпина, О.Ю. Анциферова. – СПб.: Лань, 2020. – 176 c.
22. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. – М.: Инфра–М, 2018. – 944 c.